Культура

20 октября 2010, 15:20

"Классический Эрмитаж" отдали под экспонаты Центра Помпиду

Фото: пресс-служба государственного Эрмитажа

В сердце главной петербургской выставочной площадки: Аванзале и Николаевском зале – открылась выставка современного искусства «Центр Жоржа Помпиду в Государственном Эрмитаже». В богатых классических интерьерах некоторые экспонаты выглядят крайне странно. Но директор Эрмитажа Михаил Пиотровский объяснил, почему к ним надо относиться серьезно.

Премьер, а затем и президент Франции Жорж Помпиду, вероятно, обладал не только политической прозорливостью, но и неплохим художественным вкусом, когда настоял на строительстве специального Центра современного искусства в Париже.

Нетипичные для Эрмитажа экспонаты – это проверка петербургской публики на восприятие нетрадиционного подхода к творчеству

Но как только парижане поначалу не относились к Центру Жоржа Помпиду! Здание в стиле хай-тек обзывали нефтеперегонным заводом, говорили, что это сооружение «внутренностями наружу», поскольку странность архитектуры Музея современного искусства в том, что технические конструкции: вентиляция, лифты, арматурные соединения, трубопровод – выведены наружу здания, да еще и раскрашены в разные цвета. Зато сколько места для экспериментов новейшего искусства освободилось внутри – 40 тыс. кв. метров!

В итоге французы не только привыкли, но и «обжили» и полюбили этот центр (вместе со всем содержимым). Туристы тоже отдали ему должное: по популярности Центр Жоржа Помпиду равноценен парижскому Диснейленду и в два раза превосходит по посещаемости Эйфелеву башню.

Но если загорающие летом на площади Стравинского у одноименного фонтана туристы и парижане – явление привычное, то, согласитесь, представить себе «группу в полосатых купальниках», улегшуюся напротив Эрмитажа, под Александровской колонной, трудновато. Разве что в жанре флешмоба.

Парижский Центр Жоржа Помпиду – здание «внутренностями наружу» (фото: wikipedia.org)

Собственно, такое сравнение периодически почему-то приходит в голову, когда попадаешь на выставку и фестиваль проекта «Центр Жоржа Помпиду в Государственном Эрмитаже». Это не первое «внедрение» новейшего западного искусства в «русский ковчег»: вспомним прошлогодний «Новояз», еще раньше – Чака Клоуза, металлическую конструкцию Вима Дельвуа у Салтыковского подъезда... Однако на этот раз современное искусство внедрилось в самое сердце Эрмитажа: Аванзал и Николаевский зал.

На вопрос о том, почему же для формата новейшего искусства Эрмитаж не использует здание Главного штаба (при открытии предназначенное именно для этих целей!), куратор проекта «Эрмитаж 20/21» старший научный сотрудник Дмитрий Озерков ответил уклончиво: «В Зимнем дворце работать сложнее, но интереснее. Когда делаешь выставку в Николаевском зале – больше ответственности: ведь произведения современного искусства моментально сопоставляются со старыми мастерами. Приходится сразу брать высокую планку: ошибка непростительна».

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в своих комментариях был ироничен и остроумен, заметив, что, во-первых, в Николаевском зале были не только балы и императорские выставки, но даже (!) выступал Троцкий. Во-вторых, нетипичные для Эрмитажа экспонаты – это проверка петербургской публики на восприятие нетрадиционного подхода к творчеству. А в-третьих, если «Сушилку для бутылок» выставляют в залах Эрмитажа, то ни у кого не должно возникать сомнений, что это – произведение искусства.

#{image=449549}Мы и не сомневаемся! Действительно, «Сушилка» – объект необыкновенный, и поиски Марселем Дюшаном идеальных пропорций и «золотого сечения» здесь принесли реальный результат: строение банального кухонного приспособления совершенно неслучайно привлекло художника. Оставалось только поместить эту ветвящуюся пирамиду в музейное пространство. И все бы ничего... если бы над этой легкой конструкцией не нависала малахитовая ротонда аванзала Зимнего – богатый дар промышленника Демидова государеву двору.

На такой «контекст» Марсель Дюшан, определенно, не рассчитывал... Впрочем, и сезаровская «компрессия» разбитого на ралли Peugeot – «Скорлупа Валлелунга № 1», один из ироничных вызовов обществу потребления – тоже, пардон, странна до неуместности: под лепниной потолка, среди зеркал и сводчатых окон – красный мятый металлолом в молчаливом «диалоге» с роскошным зеленым малахитом... Кому тут, простите, «вызов бросать»? Имперская роскошь – не чета буржуазному потреблению. В общем, то ли Гулливер в стране великанов, то ли «божий дар с яичницей»...

По словам Дмитрия Озеркова, отбор 12 экспонатов для выставки «проходил в долгом диалоге, и главная его цель – представить хронологическую панораму французского искусства XX века». Однако каждому искусствоведу известна «подвижность» смыслов современного искусства, способность «постоянного обновления» в режимах разного контекста. И для «панорамы» контекст должен быть максимально облегченным, иначе «подвижность» превращается в «искаженность». В этом, конечно, новейшее искусство уступает устойчивой к окружению классике. Но в этом же и его превосходство! Поспорить, несомненно, есть о чем.

В эрмитажный контекст, например, идеально вписался «Арман» Ива Кляйна – бронзовая скульптура фирменного «от Кляйна» синего цвета на бронзовом же фоне. Абсолютно логичен в аванзальном интерьере Роман Опалка «От 1 до ∞» – концептуальная художественно-математическая история длиною в жизнь художника. Неожиданно звучит в Эрмитаже и реплика Мартиала Райса на поп-арт – «Металлическая картина», странно естественен (несмотря на дворцовый интерьер!) Жан Дюбюффе – «Оживленное место», а вот Жерар Гарус – «Валаам», несмотря на мифологический сюжет, просто «вываливается» из экспозиционной последовательности. А как бы лихо и дерзко он смотрелся, например, в диалоге с картинами зала испанской живописи или в контексте Рембрандта!

Впрочем, диалоги и споры о современном искусстве на нынешнем проекте проходят возле дизайнерского павильона Зобернига в Николаевском зале: «Коробка с картинами» – это клетка с шестью полотнами молодых французских художников, работы которых становятся поводом для дискуссий. А вот о втором павильоне – то ли красном коридоре, то ли алой гусенице, ведущей прямо на площадку для перформансов, – спорить не станем.

В общем, современное искусство Франции, прибывшее на гастроли в Эрмитаж, оказалось невероятно коварным: определенно, из Центра Жоржа Помпиду следовало «прихватить» в Петербург еще и пару залов для выставки. Или попросить у Маши Жуковой «Гараж» из Москвы в аренду... Или пригласить Марата Гельмана* в кураторы. Или наконец-то открыть Музей новейшего искусства в Петербурге. Как-никак до сих пор числимся в культурных столицах. Наравне с Пермью.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Текст: Ирина Тарасова,
Санкт-Петербург

Вам может быть интересно

Иран заявил о возможном заключении договора с Россией на саммите БРИКС
Темы дня

У России появился свой Голливуд

Президент Владимир Путин принял участие в открытии первой очереди кинопарка «Москино», который станет главной площадкой создаваемого Московского кинокластера и составит конкуренцию Голливуду. Уже сейчас здесь одновременно снимаются десятки фильмов. За год появилось около 50 разных кинопроектов, в том числе об СВО. По мнению экспертов, кинопарк важен для развития всего отечественного кинематографа.

Новый глава МИД Украины силен своей особенной наглостью

Смена министра иностранных дел понадобилась киевскому режиму для нескольких целей, среди которых – укрепление личной власти Владимира Зеленского и необходимость более агрессивного лоббирования военных поставок для Украины. В этом плане Андрей Сибига стал идеальным кандидатом: особенная наглость сочетается в нем с особенной русофобией.

«Ахмат» ликвидировал захвативших пленных в Курской области две группы ВСУ

Bloomberg: Запад обеспокоен отступлением ВСУ из Курской области

Су-34 разнес украинские резервы в Курской области авиабомбой с УМПК

Новости

Маск cчел безумием закон о тюрьме за «неправильное» название трансгендеров

Миллиардер Илон Маск раскритиковал идею о тюремных сроках за «неправильное» гендерное обозначение человека, говоря о новом шотландском законе.

Во Франции назвали две катастрофы Зеленского

У украинского президента Владимира Зеленского происходят две катастрофы одновременно: одна связана с внутренней политикой, другая – с провалом на фронте, заявил лидер французской партии «Патриоты» Флориан Филиппо.

Группа ВСУ попала в окружение на Покровском направлении

Подразделения вооруженных сил Украины могли оказаться в окружении между населенными пунктами Лысовка и Желанное на Покровском (Красноармейском) направлении, сообщили украинские СМИ.

Сенатор Грэм заявил о помощи Зеленскому в обмен на украинские полезные ископаемые

Американский сенатор Линдси Грэм (в списке террористов и экстремистов в России) встретился с украинским президентом Владимиром Зеленским и заявил, что украинцы сидят на земле ценой в 1 трлн долларов, которая будет полезна для экономики США.

Иран захотел перенести столицу на побережье Персидского залива

Необходимо перенести столицу Ирана из Тегерана на побережье Персидского залива, заявил президент страны Масуд Пезешкиан.

Преподавателя из Бауманки арестовали по делу о разжигании ненависти

Преподаватель МГТУ имени Баумана Александр Нестеренко помещен под стражу по делу о пропаганде ненависти и вражды, соответствующее решение вынес Чертановский суд Москвы.

Военкор Сладков рассказал об уголовном деле против него

Военный корреспондент Александр Сладков заявил, что Главная военная прокуратура открывала против него уголовное дело о дискредитации Вооруженных сил России.

Отставной полковник СБУ Стариков предсказал обвал фронта ВСУ в Донбассе

Российские военные развили успех у Красноармейска (Покровска) в ДНР, заявил отставной полковник СБУ Олег Стариков в интервью.

FQ: Конфликт на Украине подошел к переломному моменту

Российско-украинский конфликт достиг критической точки, когда ВСУ не смогут самостоятельно избежать поражения на поле боя, сообщило издание Fatto Quotidiano.

Массовая драка произошла на Кубани из-за девушки

У Дома Культуры в поселке Афипский из-за девушки произошел конфликт, который перерос в массовую драку, сообщила администрация Северского района Краснодарского края.

В российских регионах стартовал третий день выборов

В России начался завершающий день голосования на выборах в 49 регионах, первыми избирательные участки открылись для жителей Камчатского края и Чукотки.

Белый дом решил отправить Байдена в турне

Американский 81-летний президент Джозеф Байден в последние месяцы своего президентского срока намерен ездить по США с рассказами о своих достижениях, сообщил источник в Белом доме.
Мнения

Владимир Можегов: Американские выборы решат, быть ли мировой войне

Стратегия демократов кажется уже вполне ясной: продолжать заливать в уши американцам сироп, не давая прийти в сознание, и в атмосфере «шоу должно продолжаться» рисовать Камале «полный успех» до тех пор, пока выборы не окажутся в кармане.

Игорь Мальцев: Нормальные люди во всем мире так или иначе работают на Россию

Люди с нормальными убеждениями по всему миру так или иначе работают на Россию и этого нельзя стыдиться потому, что это исторический этап. Никакого страха и угрызений совести. Только так победим.

Игорь Караулов: Русскую культуру ждут мирные дела

Возможна ли иная, не потребительская культура мирного времени? Я полагаю, что да. Такой культурой могла бы стать культура созидания. У нас в России есть много мирных дел. Наша страна – это огромная мастерская, которая ждет работников. Место русского человека – не в вишневом садочке, а на просторах, где реализуются большие проекты.
Вопрос дня

Что такое режим ЧС федерального характера и зачем его вводят