Главное пространственное обновление ММКВЯ сопровождалось эффектной рокировкой цифр: если раньше основным плацдармом ярмарки был 57-й павильон ВВЦ, то теперь она переехала в новый павильон – 75-й. Места в нем больше, присутствует современный дизайн, да к главному входу поближе. Лучше соответствует специфике ярмарки и конструкция новообретенного 75-го: стенды и конференц-залы расположились в трех четко отделенных друг от друга архитектурных сегментах, отчего ярмарочная среда стала менее хаотичной.
Восторжествовал интегративный принцип: гран-при получил Леонид Парфенов с книжной версией программы «Намедни
Это важно, с учетом, что ММКВЯ традиционно позиционируется не только как место торговли, но и как самый главный в стране смотр книжной продукции (и не только книжной: в последнее время все больше внимания уделяется тематически смежным культурным достижениям, таким как кинорелизы и интернет-проекты).
Ярмарке присущ сдержанный, но отчетливый просветительский пафос: она претендует на роль путеводителя в мире чтива, как художественного, так и чисто познавательного. И не то чтобы эта претензия была необоснованной, но извлечь пользу из ее посещения может прежде всего тот, кто умеет здесь ориентироваться, т.е. книголюб со стажем, приходящий сюда не в первый раз и способный быстро разобраться в структуре экспозиции.
Другое дело − тот, чьи основные интересы лежат в другой области и на кого просветительские усилия по идее должны быть направлены в первую очередь. Такой посетитель имеет равные шансы приобщиться к актуальным новинкам и проглядеть их в потоке абсолютно взаимозаменяемых вещей.
Присутствие на ярмарке прикладных и окологуманитарных проектов, рассчитанных исключительно на удовлетворение массового вкуса и не связанных с проявлением каких-либо инновационных тенденций, нормально и неизбежно, но порой возникает опасение, что скоро такие проекты начнут преобладать, и тогда просветительская ценность ярмарки окажется под вопросом. В этом году подобные опасения вновь возникли, но хочется надеяться, что форум просто чересчур рьяно отдает дань времени, и содержательный эксклюзив все же сохранит лидирующие позиции.
Оснований для этого достаточно. Как обычно, на ММКВЯ состоялось несколько важных презентаций, главными из которых можно, пожалуй, считать две. Одна из них была посвящена новому многотомному изданию текстов Андрея Платонова, другая – неизвестному роману Василия Аксенова «Таинственная страсть», который должен скоро выйти из печати.
Посетителям, активно осваивающим книжное пространство с помощью интернета, была представлена новая сетевая система поиска книг, которую без обиняков называют универсальной. Ведущие издательства продемонстрировали несколько десятков самых свежих новинок. Наиболее бурной интерактивной деятельностью по традиции отличалось «АСТ» − авторы, выступающие на соответствующих стендах, то и дело собирали небольшую толпу.
Разумеется, представляемые таким образом книги были совершенно неравноценны по своему качеству.
Относительно бедной по сравнению с прошлым годом оказалась гостевая программа. Из зарубежных знаменитостей до Москвы доехал лишь немец Филипп Ванденберг, удачно сочетающий в своих популярных романах историю и эзотерику; заявленный первоначально английский детективщик Питер Джеймс приехать не смог из-за проблем с визой.
Почетный гость, которым на этот раз была Индия, равно как и Болгария, которой отвели новый для ММКВЯ статус центрального экспонента, остались элементами фона.
Что же касается традиционно вручаемой на ярмарке премии «Книга года», то здесь в который раз восторжествовал интегративный принцип: гран-при получил Леонид Парфенов с книжной версией программы «Намедни». Правда, в других номинациях победили чисто литературные релизы: сборник Олеси Николаевой «500 стихотворений и поэм», роман Александра Кабакова «Беглецъ» и антология викторианской детективной новеллы «Не только Холмс».