Имя Че Гевары слышали все – а как дело доходит до биографии, до реальных фактов, память дает сбой и отказывается ворошить историю.
Погреть руки у жертвенного пламени, к которому тянутся миллионы, – занятие для нашего времени вполне естественное
В итоге про Че у нас в стране много знают разве что горячие поклонники и пылкие последователи (если таковые еще не перевелись), а представить человека-легенду реальной личностью могут, наверное, единицы. Оно и неудивительно.
Куба, конечно, рядом – можно поверить известной песне, но вот гаванский центр исследований жизни и деятельности Че Гевары (сегодня его возглавляет вдова революционера) точно уж далеко.
Посмотришь вокруг – кружками, майками, бейсболками с известным портретом завалены все прилавки, а вот разыскать хронику революционных лет или редкие письма соратников – процесс трудоемкий и кропотливый. Чтобы собрать достойный материал, российские искусствоведы отправились прямиком на Кубу и вернулись не с пустыми руками, так что предложенная экспозиция имеет особую ценность.
Первая в нашей стране полномасштабная выставка, посвященная Че, займет два помещения, на основном этаже будут представлены фотографии современников и снимки, сделанные знаменитым революционером собственноручно (да, Че еще и фотографировал), отрывки из дневников, уникальная хроника революционных лет, документальное видео и даже снимки детей команданте.
Немногие знают, что вторую дочку латиноамериканский революционер в шутку величал «моя Мао» – находил внешнее сходство с политическим деятелем.
В 1952 году Че колесил по Латинской Америке (Чили, Перу, Колумбия, Венесуэла) вместе со своим другом – врачом, писателем и учёным Альберто Гранадосом, а потом увидел свет «Дневник мотоциклиста», по которому в начале XX века сняли классический роуд-муви с тем же названием.
Словом, воспоминания Гранадоса тоже не остались в тени. Равно как и мемуары вдовы легендарного Че: Алейда Марч представила их общественности год назад. Правда, у нас ее книгу «Evocation» («Воскрешение в памяти») пока еще не издали, но организаторы выставки подготовили специальный перевод.
Гибель Че – идеальный образец борьбы до последней капли крови, жертвенности и мученической смерти: в Боливии маленький партизанский отряд окружили американские военные во главе с агентом ЦРУ, взяли Гевару в плен и казнили.
Тело привязали к полозу вертолета и перевезли в соседнее селенье Вальегранде, а потом предъявили всему миру шокирующие фотографии трупа. С этого момента Че продолжил жить после смерти.
Поэтому вторая часть выставки, собранная в небольшом сводчатом подвальчике, посвящена культу личности: «та самая» знаменитая фотография, сделанная Альберто Кордой в 60-м, впоследствии растиражированная с небывалым размахом (миллионы экземпляров по всему миру) и ставшая «иконой» Кубинской революции, плакаты, фильмы, изображения улиц Гаваны – словом, полный комплект. Для создания особой атмосферы прилагаются антуражные винтовки, ящики и даже музыкальное сопровождение экспозиции.
«Мы обратились к этой теме не только потому, что Че Гевара был крупной исторической личностью и самым знаменитым революционером планеты, – объясняет Наталия Рюрикова, директор галереи и организатор выставки. – Но еще и потому, что по прошествии многих десятилетий с момента его смерти люди во всем мире продолжают думать, говорить, спорить о нем».
И – зарабатывать деньги, добавят недовольные интеллектуалы. Под крылышком революционной эстетики притаилась коварная индустрия, в итоге коммерциализация пошла полным ходом, воздух свободы аппетитно запах большими деньгами – мол, общество потребления слопало отважного Че Гевару.
Ясное дело, погреть руки у жертвенного пламени, к которому тянутся миллионы, – занятие для нашего времени вполне естественное. Тут уж без разницы, чей портрет штамповать на футболках: Гевары, Кастро, Цзэдуна или Гитлера – лишь бы продавались хорошо.
Два года назад некто Билл Батлет, владелец книжного магазина из штата Техас, заплатил 120 тысяч долларов за прядь волос, срезанную с головы убитого Че. Говорят, намерен повесить сию реликвию в рамочке у себя в магазине.
А в 2006 году в Лондонский музей Виктории и Альберта на открытие выставки «Че Гевара: революционер и образ» не пустили Джерри Адамса, лидера политического крыла Ирландской республиканской армии. Куратор выставки утверждала, что музей пожелал превратить Че в объект дизайна, просто «выкинув» революционную составляющую. Что ж, и не такое бывает.
Будем честны, Че-бум («Che-Boom Revival», или «Время Че», как окрестили его журналисты) уже пережил свою кульминацию и пошел на спад, но революционная романтика сегодня – что глоток свежего воздуха, так что Гевара по-прежнему популярен.
И хотелось бы, чтобы представление о нем не исчерпывалось «каким-то мужиком в берете» на кружке пива или обертке от мороженого (и это встречается). Одним словом, hasta siempre – встретимся в вечности.