Культура

26 сентября 2008, 09:16

На лицо ужасные, добрые внутри

Фото: teatr-live.ru

Украинец Андрий Жолдак, ветеран театрального эпатажа, все прочнее обосновывается в Москве. После трех работ в Театре Наций он перебазировался в «Школу современной пьесы», где сейчас выпускает спектакль под названием «Москва. Психо». В основе – миф о Медее-ревнивице и легендарный фильм Альфреда Хичкока о раздвоении личности.

Этого режиссера с резкой, непривычной для слуха фамилией, принято обвинять во всех смертных грехах. Он неожиданно оказался наиболее привлекательной для ругани фигурой. Тогда как иных ругают с острасткой и оглядкой, Жолдака – смачно и яростно. Монстр, ниспровергатель, глумитель и так далее.

Нет, никто не говорит, что Андрий (именно так он предпочитает себя именовать) Жолдак – гений. Ни в коем случае. Но и нападки на него, обвинения в наглости по отношению к классике выглядят забавно.

Режиссерская манера Жолдака напоминает поведение капризного избалованного ребенка. Ему давно пора взрослеть, а он по-прежнему надувает губы и ломает игрушечные машинки.

Только вместо машинок – артисты. Они для него словно куколки. Пупсы с вертящимися конечностями. Их так увлекательно одевать-раздевать, брить наголо и украшать париками, изобретать увечья, чем-нибудь поливать и раскрашивать.

Рядом еще можно всяких штучек насыпать и наставить: стеклышки, тряпочки. Красота. А если еще и сюжет увлекательный выбрать – совсем здорово.

От трагедии к баловству

Сон или бред, галлюцинации или ожившие картинки, репетиции или сцены из жизни. Есть моменты, которые Жолдак делать просто не умеет. Но есть и то, что не умеет никто, кроме него

Вопреки некоторым мнениям, Жолдак – человек образованный и насмотренный. Учился у Анатолия Васильева и Кшиштофа Занусси. Имеет множество наград. Ставит и гастролирует по всему миру.

Когда Жолдак не ужился в Харькове, где руководил Академическим театром им. Тараса Шевченко, отправился в Германию. Он свободный человек. И счастливый.

Как он сочиняет свои спектакли – знает только он сам. Вытворяет с артистами черт знает что – а они его обожают. И зрителей задевает за живое: одни радуются, другие злятся.

Наваливает в кучу всего и побольше. Соответствуют его фокусы пьесе или нет, он не слишком интересуется. В итоге придумок в одном спектакле хватает на десяток. Хотя и на спектакли-то происходящее у него на сцене не похоже.

Сон или бред, галлюцинации или ожившие картинки, репетиции или сцены из жизни. Есть моменты, которые Жолдак делать просто не умеет. Но есть и то, что не умеет никто, кроме него.

Женская любовь

Примечательно, что Жолдак, при всей провокационности его режиссерской манеры, почти не ставит современные тексты. Предпочитает классику: Чехова, Тургенева, Шекспира.

В его «Гамлете» небольшие кусочки текста шли под фонограмму, а принц Датский был стриптизером. В чеховской «Чайке» артисты ездили на скейтах животом вниз, ломились в закрытые двери, играли часть спектакля с закрытыми глазами, часть – с завязанными ртами.

Обычно все это еще и длится ужасающе долго: три часа, четыре, а то и почти пять. И, кажется, могло бы быть еще длиннее. Ну не умещается буйная фантазия во временные рамки. Как и ни в какие другие.

Поставив семь лет назад «Чайку», Жолдак в Москве не появлялся. Хотя шли разговоры о его постановках то в Вахтанговском театре – еще при Михаиле Ульянове, то в «Современнике», где ради него Галина Волчек собиралась выйти на сцену, то еще где-нибудь.

Но – как-то все не складывалось. Зато – сложилось в Театре Наций, где играли «Чайку». И Жолдак принялся за новое для себя направление: адаптацию страстных мифов о «женщинах в любви».

Первой воплощенной дивой стала царица Федра, второй – куртизанка Кармен. Обеих сыграла Мария Миронова. И даже недоброжелатели сказали, что это ее лучшие роли.

В «Федре» смешиваются современный город, психиатрическая лечебница и завораживающая любовная история между одинокой красавицей и юным мальчиком. Тут режут живую рыбу и пытают током крыс. Плещут водой и бьют по железу.

Страшный, шумный неистовый мир пытается уничтожить хрупкую любовь, запретную тем более, что она так бесстыдна и притягательна. И – побеждает. Лирическим материям тут не место.

Заоконный мегаполис – основное место действия и в «Кармен». Главная героиня черпает в нем энергию и свободу. Несется на машине, высунувшись из люка на крыше. Бежит, бежит, соблазняет, шутит, грубит. Живет. До момента встречи с Ним. Единственным. И ей очень захочется любить. Но не получится. Нет нужного органа.

«Кармен» строже «Федры». Обреченнее. Расплывчатость искупается настроением. Куда важнее оказывается не слушать, что говорит персонаж, и не смотреть, куда он идет, а поймать его взгляд. Такие минуты дорогого стоят.

Взгляд с экрана

Новый спектакль Жолдака «Москва. Психо» напоминает его предыдущие московские работы: «Федру», и еще больше «Кармен». В первую очередь, стилистически.

Хотя если говорить о стиле, то в данном случае имеется в виду набор предметов. Экран и видеокамеры. Обеденный стол и окно, ведущее в никуда. Электрогитара и высокие каблуки.

Всего так много, что не успеваешь сообразить, что для чего предназначено. Впрочем, режиссер деланием выводов не увлекается. Он просто бросает все в кастрюлю и смотрит, что получится.

И, что интересно – порой получается. Из случайных соединений. Живой взгляд вдруг монтируется с кинокадром. Гитарный риф – с танцевальным па. И среди гудящего-галдящего безумия возникает остановка. Вспышка. И прежде чем кануть обратно в водоворот, эта картинка наглухо западает в память.

«Москва. Психо» продолжение серии женских мифов. Тут – очередь Медеи. Ревнивой колдуньи, узнавшей, что ее муж уходит к другой, и натворившей бед. И, несмотря на нагромождение шума, топота, плясок и микрофонного скворчания, мелькающих рук-ног, внимание приковывается исключительно к героине.

В спектакле два состава. Но в роли Медеи нужно смотреть Елену Кореневу. Поработав с Жолдаком в «Кармен», актриса пленилась им. И, как выяснилось, не зря. Он заставляет ее делать немыслимые вещи – и она выглядит не просто бесстрашно, но естественно.

В «Москве» Коренева в черных чулках и черном парике-каре танцует стриптиз, пишет истерические «планы мести Язону», красит губы кроваво-красной помадой, много плачет и много молчит. Обезумевшая и жалкая. Сильная и могущественная. Настоящая женщина, которой пренебрег посредственный, но любимый мужчина.

И когда на экране сходятся два лица, два взгляда – Медеи, усталый и жесткий, и молоденькой Креузы (Татьяна Циренина), нимфетки с косичками и стразиком на лбу, становится жутко от этой заочной дуэли. Жолдак не объясняет зрителю ту или иную сцену. Но всегда заставляет ее ощутить. Всем телом.

Находиться в режиссерском пространстве Жолдака неуютно. Там громкие звуки, острые углы, изломанные несчастные герои. Ему никого не жалко: он понимает природу боли, но человеческая чувствительность для него сродни научному эксперименту – сколько еще можно выдержать.

А поскольку боль непременно вызывает любопытство, зал на спектаклях Жолдака всегда полон. Только вот он-то сам устраняется из болевого поля, а зрителя в него вбрасывает. А пока это почувствуешь, уже поздно – он победил.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Группировка «Север» уничтожила 360 украинских военных на Курском направлении
Темы дня

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Медведев назвал условие завершения конфликта на Украине без новых издержек

Депутат Рады назвал Зеленского «клоуном» за ложь после удара «Орешника»

Симоньян не исключила, что Беннетта могли убить за правду о конфликте на Украине

Новости

Стало известно о насилии над выпускницами в ВСУ

Украинские военные обвиняются в сексуальном насилии над мобилизованными выпускницами Харьковского медицинского университета, которые служат на линии боевого соприкосновения.

Мощная звуковая волна достигла Земли после столкновения галактик

Британские астрономы зафиксировали одну из самых мощных звуковых волн, достигших Земли, вызванную столкновением галактик в Квинтете Стефана.

В Киеве ночью взорвались два трансформатора

В ночь на субботу в киевском районе Борщаговка произошли взрывы двух трансформаторов, причины пока не известны.

Меркель заявила, что Зеленский сделал ее козлом отпущения

Бывший канцлер Германии Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel выразила мнение, что президент Украины Владимир Зеленский сделал ее ответственной за последствия саммита НАТО в Бухаресте 2008 года.

Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы

Российская баллистическая ракета «Орешник» способна достичь любого города в Европе менее чем за 20 минут, сообщила газета Daily Mail.

ВС России уничтожили на земле украинский МиГ-29

Уничтожен на земле самолет МиГ-29 воздушных сил Украины, сообщил на брифинге официальный представитель Минобороны генерал-лейтенант Игорь Конашенков.

Россиянам напомнили, какой налог впервые нужно заплатить в 2024 году

Российские вкладчики в 2024 году впервые уплатят налог на доход с процентов по вкладам, если сумма превышает 150 тыс. рублей, а общий доход составляет до 5 млн рублей, пояснил основатель сервиса «Кредчек» Эльман Мехтиев.

Маск предсказал быстрое банкротство США

Американский предприниматель Илон Маск предупредил, что США быстро движутся к банкротству: страна в 2023 финансовом году потратила более 6 трлн долларов, заработав только 4,47 трлн долларов, а ее долг достиг 34,5 трлн долларов.

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска, атакой не причинено серьезного ущерба, пострадавших нет, сообщил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий.

СМИ: После ударов по Украине вдвое снизилось число звонков мошенников

После мощного удара по энергетической инфраструктуре Украины количество звонков от мошенников россиянам снизилось вдвое из-за отключения света в колл-центрах аферистов, сообщили СМИ.

Российские войска перерезали важную трассу снабжения ВСУ в Часовом Яре

Российские войска перерезали одну из ключевых трасс снабжения ВСУ, ведущую из Славянска в Часов Яр, что затруднило подвоз сил и ресурсов противника.

WSJ сообщила о создании на Украине «более чем одной» баллистических ракет

Украина создает «более чем одну» баллистическую ракету, несмотря на финансовые сложности, сообщила в интервью The Wall Street Journal замминистра по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Анна Гвоздяр.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?