Культура

16 июля 2008, 15:44

В рот не попало

Фото: ИТАР-ТАСС

Спектакль, где по замыслу постановщика актеры драмы должны одинаково хорошо, но при этом с юмором исполнять вокальные номера из «Руслана и Людмилы» Глинки и читать фрагменты поэм Пушкина, «вымучивался» долго и был выпущен лишь под занавес творческого сезона. И оказался последним спектаклем Татьяны Ахрамковой, поставленным ей в качестве главного режиссера московского театра им. Станиславского. На днях пришло сообщение, что на этот пост назначен питерский актер и режиссер Александр Галибин.

Оперные стрелки

Это уже не пародия, это пародия на пародию. И совсем не веселая

Нельзя сказать, что попытка ставить оперу в драматическом театре – большое новшество. Вот уже полтора десятка лет в «Школе современной пьесы» идет спектакль Иосифа Райхельгауза «А чой-то ты во фраке» с подзаголовком «Опера-балет для драматических артистов».

Да и сама Татьяна Ахрамкова, худрук Театра им. К. Станиславского, сравнительно недавно, правда, в рамках антрепризного проекта (но идущего на сцене вверенного ей театра), экспериментировала над синтезом жанров в постановке «Вольный стрелок Кречинский», соединяя музыку известной оперы Вебера «Вольный стрелок» (он же «Волшебный стрелок») с комедией Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского».

Только если в «Кречинском» музыка играла всё-таки вспомогательную роль и во втором действии почти сходила на нет, то «Мученики любви» – спектакль в первую очередь музыкальный.

Впрочем, его жанр в силу самых разнообразных задействованных выразительных средств с полным правом можно определить как «мультимедийное» шоу.

Но даже шоу по качеству бывает разным.

Расписанный в лубочном стиле занавес. Картонные деревья. Кот Ученый с патефоном. Скоморох с гармошкой. Мятый экран, куда проецируются флэш-мультики опять-таки с котом, а также с крылатыми, аки демоны, созданиями, и заодно – кадры из старой советской киносказки Александра Птушко «Руслан и Людмила».

Вот подобие официанта с жостовским подносом, нахлобучив на голову мятый цилиндр, предлагает кубки с напитками женихам Людмилы. Перед сценой – маленький оркестрик, особой надежды не внушающий: несколько срипочек, пиликающих под синтезатор. Некоторые музыкальные фрагменты, впрочем, записаны на фонограмму.

В оперном театре за тот вокал, те темпы и ту аранжировку, какие звучат в спектакле, музыкального руководителя постановки даже привычная ко всему публика, пожалуй, не долго думая подвергла бы суду Линча.

С другой стороны, музыкальным театрам прощается даже самая бессмысленная постановка – ради качества исполнения.

Так случилось, например, с недавним «Демоном» в музыкальном театре имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, где драматический режиссер Тростянецкий превратил мистико-романтическую оперу Рубинштейна в сказочный карнавал для детей младшего школьного возраста.

В драматическом театре им. К. Станиславского удалось достичь полной гармонии между музыкальной составляющей и постановочной: они здесь в равной степени отличаются профессиональной беспомощностью и отсутствием какого-либо вкуса.

Вне ранжиров и жанров

Название «Мученики любви» изначально, видимо, всё-таки предполагало изрядную долю самоиронии, а игра в оперу – пародийность по отношению к жанру.

Но это не мешает участникам «игры» в некоторые моменты пробовать себя в подлинно «лирическом» амплуа. Если они таким образом хотели усилить пародийный момент – то получилось не смешно. Если же всерьез тянули на «лирику» – не смешно и подавно.

Идея Екатерины Кретовой, автора положенной в основу спектакля инсценировки, разбавить сказочную поэму Пушкина фрагментами из других его сочинений, в том числе «Полтавы» и «Цыган», а также стихов, по-своему любопытна. Затея положить это всё на музыку Глинки тоже сама по себе заслуживает внимания.

И режиссер, дама вполне уважаемая, старалась, как могла.

«Мученики любви» – тот редкий случай, когда в неудаче – а по отношению к премьере в театре Станиславского можно прямо говорить и о катастрофе – в первую очередь «повинны» исполнители.

Ну, то есть что значит «повинны» – они ведь, в общем-то, тоже не виноваты, что их, людей далеко не юного возраста, вынудили участвовать в «капустном» действе, что более к лицу студенческой молодежи.

Двадцатилетние, пожалуй, лихо управились бы с задачей. Ветеранам же на это недостает ни задора, ни энтузиазма. Наблюдать, как с каменными лицами пожилые актрисы в патлатых париках, хламидах и кокошниках, оправдывая глумливые замечания типа «хиппуешь, плесень?», изображают сказочно-оперные страсти, – дело чрезвычайно тягостное.

Это уже не пародия, это пародия на пародию. И совсем не веселая.

Чтобы стало хоть немного повеселее, герои Пушкина-Глинки беспробудно пьют. Чокаются на приеме у князя Владимира женихи. Бухают по-черному злые волшебники Наина и Черномор.

Не расстается с бутылью, на которую наклеена самодельная этикетка «Живая вода», и добрый волшебник Финн, говорящий, что характерно, с финским акцентом. Тема алкоголизма становится в спектакле одной из основных.

Другая тема – музыкальный андеграунд в рамках оперы-пародии. Хрипящая на рокерский манер голова витязя, охраняющая волшебный меч, превратилась в подобие Валерия Кипелова, а Наина нет-нет да и подпустит в своих вокализах джазовую импровизацию.

Кому – музыкальные пародии, а кому – удовольствия попроще. Для этого в спектакле имеются Кот и Скоморох.

Коту по пьяной лавочке все норовят наступить на хвост. У Кота своя радость – механическая мышка (такие китайские игрушки обычно продают с рук в переходах метро).

В какой-то момент мышка трагически гибнет. Потом ее оживляет Финн с помощью «живой воды» – таким образом он проводит эксперимент на мышах, прежде чем приступить к реанимации Руслана.

Сцены боев витязей демонстрируются в «замедленном» режиме и в густом задымлении – спецэффекты такие.

Телефон, телеграф, чемодан, радиоприемник, будильник… Все атрибуты «современного» спектакля, то ли смеха ради, то ли попросту от бедности фантазии – не разберешь.

Ведь даже в пародии должна быть своя внутренняя логика. А о какой логике речь, если герои во главе с Лелем сначала слушают по радио сообщения из Киева (фрагмент пушкинской «Полтавы»), а затем то же сообщение получают по телеграфу?

Все эти элементы по отдельности – далеко не криминал. И даже то, что постановщика спектакля на поклоны выводили под руки, а потом прятали ее за спинами у актеров, чтобы публике не бросалось в глаза ее «праздничное» состояние, – простительно, в конце концов, дело житейское.

И всё можно было бы оправдать пусть не глубиной и оригинальностью замысла, пусть не качеством исполнения – но хотя бы драйвом, с каким даже такую нескладную шутку можно было бы сыграть и спеть.

Когда в финале участники спектакля хором запевают: «Дым столбом, кипит, дымится пароход, пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье, веселится и ликует весь народ...» – и далее по тексту всем известной «Попутной» песни Глинки на стихи Кукольника, хочется не столько понять, какое отношение «Попутная» имеет к «Руслану и Людмиле» (а заодно и к «Полтаве», которая в спектакле служит напоминанием о непростых на сегодняшний день отношениях с Украиной), сколько увидеть это самое волненье, этот разгул, этот дым столбом.

Но вместо веселья и ликования – постные взгляды статистов, как будто вино у них только по усам текло, а в рот не попало.

Текст: Валентин Колесников

Вам может быть интересно

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года
Темы дня

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник»

Кадыров призвал показать Украине и Западу «убийственную мощь» российского оружия

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Россия предупредила США об ударе «Орешника» по Украине за 30 минут

За 30 минут до пуска гиперзвуковой ракеты «Орешник» по Украине Москва предупредила США о нем в автоматическом режиме по линии Российского национального центра по уменьшению ядерной опасности, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

Трамп предложил нового кандидата на пост генпрокурора США

Избранный президент США Дональд Трамп сообщил, что выдвигает кандидатуру бывшего прокурора штата Флорида Пэм Бонди на должность министра юстиции – генпрокурора США после того, как конгрессмен Мэтт Гетц заявил о самоотводе.

Песков: Российские войска выйдут на границы Донецкой области 1991 года

Москва признала ДНР в границах Донецкой области 1991 года, также было принято решение о возвращении республики в состав России в этих границах, российским войскам предстоит выйти на эти границы, сообщил пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?