Культура

4 июня 2008, 16:27

Всеволод Шиловский: «Молодежь ругать нельзя…»

Фото: ИТАР-ТАСС

Режиссер первого советского телесериала «День за днем», актер, снявшийся в более чем пятидесяти фильмах, сценарист и художественный руководитель Дома кино Всеволод Шиловский отмечает свое семидесятилетие.

О том, почему он не называет имен своих учеников, что думает о молодом поколении, что изменилось в его жизни, юбиляр рассказал обозревателю газеты ВЗГЛЯД Андрею Морозову.

Главное – уметь предъявлять себе гамбургский счет, сначала себе, а потом – другим

– Всеволод Николаевич, вам самому-то верится, что 70?
– Нет. Потому что у меня ничего не меняется. Как жил, так и живу – встаю в половине седьмого и работаю по 15–17 часов, снимаюсь, сам снимаю, преподаю. Ничего в жизни не изменилось, только вот награды прибавляются.

– Это подтверждают слова Чуковского: «В России надо жить долго»?
– Это не от нас зависит.

– Где снимаетесь? Что сами сняли?
– Недавно закончил сниматься у очень хорошего режиссера и сразу начал съемки в другом фильме. Есть и свои режиссерские работы, но говорить об этом пока не стоит. Когда фильм появится на экране, тогда видно работу. А во время съемок может случиться что угодно.

Вот снял я 12 серий «Полиция Хоккайдо», и они уже два года лежат на полке. Нет еще ни монтажа, ни окончательного озвучивания…

– Насколько я знаю, когда-то вы брали такие же уроки мастерства у великих «стариков» МХАТа.
– Что значит «брал»? Я учился у них. Мы, молодые артисты, были у них штучным товаром. А вот сейчас в театральном училище поток.

– МХАТ был театром академическим...
– Я бы даже сказал – придворным. Это означало близость к партийному руководству страны. Сталину очень нравился МХАТ.

Раньше в Москве академическими театрами были Большой и Малый, а в Ленинграде – Мариинка и Александринка. Это были императорские театры. Это были академии.

А МХАТ вырос, как шпана, из самодеятельного кружка Алексеевского, который потом стал Станиславским. В то время в России был такой же период, как и сейчас. На смену дворянству пришли молодые ребята, которые умели зарабатывать деньги. Они-то и поверили тем, кто создавал МХАТ.

Кто же знал, что эти молодые артисты станут потом великими? Но в них поверили, потому что у них была громадная культура вождей, они собирали вокруг себя команду единомышленников.

МХАТ вошел в громадную мощную реку русского искусства, как атомный ледокол. В начале неприятие было полное. В газетах были страшные рецензии. Но постепенно-постепенно корабль завоевывал пространство – и со временем Художественный театр стал эталоном. У тех, у первых «стариков», были ученики – вторые «старики». Они были уже моими учителями.

– Вы сказали, что были штучным товаром у своих учителей – «стариков» МХАТа. Сейчас у вас есть своя мастерская во ВГИКе. Можете так же сказать про своих учеников?
– У меня других нет. Я набираю небольшой курс, все студенты с высшим образованием. Еще я преподаю на режиссерском курсе, которым руководит Ланской. Моя актерская мастерская целиком моя. Мои студенты два года учатся мастерству актера, речи, вокалу, движениям, танцам, фехтованию, пластике, манерам…

– Вы можете назвать кого-нибудь из ярких учеников?
– У нас профессия, зацикленная на самолюбии, тщеславии, и если вдруг я кого-то не назову, то у человека может испортиться настроение на целый год. Я их всех очень люблю, они мне даются кровушкой.

Они как дети. Если ты при всей дикой требовательности не любишь своих студентов, то ты не педагог. Это твои дети, ты отвечаешь за их судьбу, помогаешь им с режиссерами, устроиться в театры.

– Спрошу по-другому: многие ли из них успешны?
– Да. Если ты не веришь в их судьбу, тогда стоит ли воспитывать? Они выходят высокопрофессиональными актерами. Ведь таланту научить нельзя. Можно научиться ремеслу, интеллекту, хотя и это дается от Бога.

Но если ты работаешь с раннего утра до поздней ночи над собой, то результат будет. Правда, для этого надо очень требовательно относиться к себе.

Я уже пятьдесят лет занимаюсь своим ремеслом, а всё как на первом курсе. Главное – уметь предъявлять себе гамбургский счет, сначала себе, а потом – другим. Если ты этого не умеешь, ты или ханжа, или скотина.

Когда за тобой могут пойти люди? Когда они видят твои поступки. Слова – ерунда. Мастер познается в поступках. Как он относится к своему ремеслу? Как он относится к своим товарищам и коллегам? Вот и студенты смотрят, как поступает их педагог, и если поверят, то идут за ним.

– Вы – актер старой мхатовской школы. Нынешние студенты живут в совсем другой реальности. Имеет ли значение при преподавании разница в воспитании?
– Никакого. Я вам назову, кого я люблю из молодых актеров, – Владимир Машков. Какой он школы? Он актер русской школы.

У него потрясающая техника, грандиозное сердце, грандиозная фантазия. Он тончайший мастер и как актер, и как режиссер. Он воспитанник Олега Табакова. А кто воспитывал Табакова? «Старики» МХАТа.

– В совсем забытом сегодня фильме «Скорость» вы сыграли советского барышника, который соблазняет материальными ценностями героя Харатьяна…
– У моего героя, отрицательного, в отличие от героя Баталова, была замечательная фраза: «Я хочу, чтобы ты за свой талант получил неплохо не в обозримом будущем, а сейчас».

Тогда, в начале восьмидесятых, эти слова были суперотрицательными, потому что была такая идеология: сейчас ты должен подыхать, а когда будет твой успех – значения не имеет. Ты – песчинка…

– Но вот пришло время этих барышников…
– Какие барышники? Не согласен. Я и тогда понимал, что говорю.

Жизнь…

Семьдесят лет – как дуновение ветерка. Вот когда вам будет семьдесят, тогда поймете. Но если бы, придя во МХАТ, я получал бы за свой талант не 69 рублей в месяц, а деньги, которые могли бы содержать не только меня, но и маму, которая вышла не пенсию, то сколько бы сил я сэкономил на произведения искусства.

А мне, кроме театра, приходилось вкалывать и на телевидении, и на радио. Даже сейчас, уже будучи мастером, за плечами которого десятки постановок, ролей, я получаю по сравнению с западными артистами ниже прожиточного минимума.

Мой герой был прав. О каких барышниках вы говорите? Сейчас молодой человек с умом, интеллектом зарабатывает миллионы долларов. Он их своим талантом заработал.

– Но миллионы еще и воруют…
– Для этого тоже надо иметь талант… Но я говорю не о тех, кто ворует, а кто зарабатывает. У нас есть такие замечательные люди.

Я всегда говорил, что молодежь ругать нельзя. Она не виновата, виноваты дяденьки и государство. Молодежь рождается стерильной. Можно ли их обвинять в том, что в нашей стране, потерявшей в Отечественной войне 30 миллионов человек, появились фашистские организации?

Разве молодежь в этом виновата? Да она понятия не имеет, что такое фашизм, что такое коммунизм… Это им дяденьки подсказали.

– Кем вы себя ощущаете в большей степени – актером или режиссером?
– Могу поставить знак равенства.

– Скажите, что же всё-таки важно для актера – успех у публики, призы на кинофестивалях, положительные рецензии или что-то другое?
– Нет, только не это. Сейчас стало модным называть кого ни попадя гением, хотя порой этот «гений» и полкопейки не стоит. Сначала я был учеником, потом партнером, потом режиссером у тех людей, перед которыми преклонялся весь мир.

Мне кажется, если ты ощущаешь, что владеешь своим ремеслом, если ты можешь привлекать внимание нашего изумительнейшего зрителя, то больше ничего не надо. Тщеславие у меня в постановках, в ролях.

В Челябинске я увидел на их Арбате диск «Легенды советского кино» с моими фильмами. Никогда не предполагал, что стану легендой. Но это же не я придумал, а те, кого вы назвали барыгами. Они считают, что если люди покупают эти диски, значит, никто не скажет, что Шиловский – не легенда.

То, что дают награды, конечно, приятно. Но вот когда говорят: «Следующий орден вы получите через пять лет», – оскорбляет. Получается, доживет актер до этого времени или нет, – вопрос второй.

Я поехал в Чернобыль через две недели после аварии. Как-то меня спросили: почему удостоверение не получаю? Я пошел к министру, он вызвал генерала и потребовал выдать мне удостоверение.

На следующий день мне позвонили и сказали, что на меня нет сопроводительной бумаги, дескать, они все остались в архивах ЦК партии Украины и потеряны. Поэтому удостоверение выдать не могут.

Вот вам Райкин: «Что главнее – человек или бумажка?». У меня есть и рекомендации, и фотографии, и пропуск на зону, а сопроводиловки нет. Родина сказала: «Надо, старик, ты должен…»

Только вот в следующий раз задумаешься: «А у кого есть вторая запасная жизнь?». У меня ее нет. А ведь снаряды всё ближе и ближе.

Сколько уникальных, неповторимых артистов потеряли уже за этот год! Тут задумаешься. Ты с открытым сердцем бросаешься в пекло, а тебе потом говорят: «На вас нет сопроводиловки»

– В последнее время страсти вокруг Дома кино поутихли. Это перемирие с Михалковым или затишье перед бурей?
– Пока нас оставили в покое. Нужны деньги на хороший ремонт. Но это прерогатива Союза кинематографистов, а не Дома кино. Пленумы с нарушением устава откладываются, ничего не решается. Но это – жизнь, данность, такие руководители. А мы, как в Сталинграде, держим оборону.

Текст: Андрей Морозов

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?