Культура

4 июня 2008, 16:27

Всеволод Шиловский: «Молодежь ругать нельзя…»

Фото: ИТАР-ТАСС

Режиссер первого советского телесериала «День за днем», актер, снявшийся в более чем пятидесяти фильмах, сценарист и художественный руководитель Дома кино Всеволод Шиловский отмечает свое семидесятилетие.

О том, почему он не называет имен своих учеников, что думает о молодом поколении, что изменилось в его жизни, юбиляр рассказал обозревателю газеты ВЗГЛЯД Андрею Морозову.

Главное – уметь предъявлять себе гамбургский счет, сначала себе, а потом – другим

– Всеволод Николаевич, вам самому-то верится, что 70?
– Нет. Потому что у меня ничего не меняется. Как жил, так и живу – встаю в половине седьмого и работаю по 15–17 часов, снимаюсь, сам снимаю, преподаю. Ничего в жизни не изменилось, только вот награды прибавляются.

– Это подтверждают слова Чуковского: «В России надо жить долго»?
– Это не от нас зависит.

– Где снимаетесь? Что сами сняли?
– Недавно закончил сниматься у очень хорошего режиссера и сразу начал съемки в другом фильме. Есть и свои режиссерские работы, но говорить об этом пока не стоит. Когда фильм появится на экране, тогда видно работу. А во время съемок может случиться что угодно.

Вот снял я 12 серий «Полиция Хоккайдо», и они уже два года лежат на полке. Нет еще ни монтажа, ни окончательного озвучивания…

– Насколько я знаю, когда-то вы брали такие же уроки мастерства у великих «стариков» МХАТа.
– Что значит «брал»? Я учился у них. Мы, молодые артисты, были у них штучным товаром. А вот сейчас в театральном училище поток.

– МХАТ был театром академическим...
– Я бы даже сказал – придворным. Это означало близость к партийному руководству страны. Сталину очень нравился МХАТ.

Раньше в Москве академическими театрами были Большой и Малый, а в Ленинграде – Мариинка и Александринка. Это были императорские театры. Это были академии.

А МХАТ вырос, как шпана, из самодеятельного кружка Алексеевского, который потом стал Станиславским. В то время в России был такой же период, как и сейчас. На смену дворянству пришли молодые ребята, которые умели зарабатывать деньги. Они-то и поверили тем, кто создавал МХАТ.

Кто же знал, что эти молодые артисты станут потом великими? Но в них поверили, потому что у них была громадная культура вождей, они собирали вокруг себя команду единомышленников.

МХАТ вошел в громадную мощную реку русского искусства, как атомный ледокол. В начале неприятие было полное. В газетах были страшные рецензии. Но постепенно-постепенно корабль завоевывал пространство – и со временем Художественный театр стал эталоном. У тех, у первых «стариков», были ученики – вторые «старики». Они были уже моими учителями.

– Вы сказали, что были штучным товаром у своих учителей – «стариков» МХАТа. Сейчас у вас есть своя мастерская во ВГИКе. Можете так же сказать про своих учеников?
– У меня других нет. Я набираю небольшой курс, все студенты с высшим образованием. Еще я преподаю на режиссерском курсе, которым руководит Ланской. Моя актерская мастерская целиком моя. Мои студенты два года учатся мастерству актера, речи, вокалу, движениям, танцам, фехтованию, пластике, манерам…

– Вы можете назвать кого-нибудь из ярких учеников?
– У нас профессия, зацикленная на самолюбии, тщеславии, и если вдруг я кого-то не назову, то у человека может испортиться настроение на целый год. Я их всех очень люблю, они мне даются кровушкой.

Они как дети. Если ты при всей дикой требовательности не любишь своих студентов, то ты не педагог. Это твои дети, ты отвечаешь за их судьбу, помогаешь им с режиссерами, устроиться в театры.

– Спрошу по-другому: многие ли из них успешны?
– Да. Если ты не веришь в их судьбу, тогда стоит ли воспитывать? Они выходят высокопрофессиональными актерами. Ведь таланту научить нельзя. Можно научиться ремеслу, интеллекту, хотя и это дается от Бога.

Но если ты работаешь с раннего утра до поздней ночи над собой, то результат будет. Правда, для этого надо очень требовательно относиться к себе.

Я уже пятьдесят лет занимаюсь своим ремеслом, а всё как на первом курсе. Главное – уметь предъявлять себе гамбургский счет, сначала себе, а потом – другим. Если ты этого не умеешь, ты или ханжа, или скотина.

Когда за тобой могут пойти люди? Когда они видят твои поступки. Слова – ерунда. Мастер познается в поступках. Как он относится к своему ремеслу? Как он относится к своим товарищам и коллегам? Вот и студенты смотрят, как поступает их педагог, и если поверят, то идут за ним.

– Вы – актер старой мхатовской школы. Нынешние студенты живут в совсем другой реальности. Имеет ли значение при преподавании разница в воспитании?
– Никакого. Я вам назову, кого я люблю из молодых актеров, – Владимир Машков. Какой он школы? Он актер русской школы.

У него потрясающая техника, грандиозное сердце, грандиозная фантазия. Он тончайший мастер и как актер, и как режиссер. Он воспитанник Олега Табакова. А кто воспитывал Табакова? «Старики» МХАТа.

– В совсем забытом сегодня фильме «Скорость» вы сыграли советского барышника, который соблазняет материальными ценностями героя Харатьяна…
– У моего героя, отрицательного, в отличие от героя Баталова, была замечательная фраза: «Я хочу, чтобы ты за свой талант получил неплохо не в обозримом будущем, а сейчас».

Тогда, в начале восьмидесятых, эти слова были суперотрицательными, потому что была такая идеология: сейчас ты должен подыхать, а когда будет твой успех – значения не имеет. Ты – песчинка…

– Но вот пришло время этих барышников…
– Какие барышники? Не согласен. Я и тогда понимал, что говорю.

Жизнь…

Семьдесят лет – как дуновение ветерка. Вот когда вам будет семьдесят, тогда поймете. Но если бы, придя во МХАТ, я получал бы за свой талант не 69 рублей в месяц, а деньги, которые могли бы содержать не только меня, но и маму, которая вышла не пенсию, то сколько бы сил я сэкономил на произведения искусства.

А мне, кроме театра, приходилось вкалывать и на телевидении, и на радио. Даже сейчас, уже будучи мастером, за плечами которого десятки постановок, ролей, я получаю по сравнению с западными артистами ниже прожиточного минимума.

Мой герой был прав. О каких барышниках вы говорите? Сейчас молодой человек с умом, интеллектом зарабатывает миллионы долларов. Он их своим талантом заработал.

– Но миллионы еще и воруют…
– Для этого тоже надо иметь талант… Но я говорю не о тех, кто ворует, а кто зарабатывает. У нас есть такие замечательные люди.

Я всегда говорил, что молодежь ругать нельзя. Она не виновата, виноваты дяденьки и государство. Молодежь рождается стерильной. Можно ли их обвинять в том, что в нашей стране, потерявшей в Отечественной войне 30 миллионов человек, появились фашистские организации?

Разве молодежь в этом виновата? Да она понятия не имеет, что такое фашизм, что такое коммунизм… Это им дяденьки подсказали.

– Кем вы себя ощущаете в большей степени – актером или режиссером?
– Могу поставить знак равенства.

– Скажите, что же всё-таки важно для актера – успех у публики, призы на кинофестивалях, положительные рецензии или что-то другое?
– Нет, только не это. Сейчас стало модным называть кого ни попадя гением, хотя порой этот «гений» и полкопейки не стоит. Сначала я был учеником, потом партнером, потом режиссером у тех людей, перед которыми преклонялся весь мир.

Мне кажется, если ты ощущаешь, что владеешь своим ремеслом, если ты можешь привлекать внимание нашего изумительнейшего зрителя, то больше ничего не надо. Тщеславие у меня в постановках, в ролях.

В Челябинске я увидел на их Арбате диск «Легенды советского кино» с моими фильмами. Никогда не предполагал, что стану легендой. Но это же не я придумал, а те, кого вы назвали барыгами. Они считают, что если люди покупают эти диски, значит, никто не скажет, что Шиловский – не легенда.

То, что дают награды, конечно, приятно. Но вот когда говорят: «Следующий орден вы получите через пять лет», – оскорбляет. Получается, доживет актер до этого времени или нет, – вопрос второй.

Я поехал в Чернобыль через две недели после аварии. Как-то меня спросили: почему удостоверение не получаю? Я пошел к министру, он вызвал генерала и потребовал выдать мне удостоверение.

На следующий день мне позвонили и сказали, что на меня нет сопроводительной бумаги, дескать, они все остались в архивах ЦК партии Украины и потеряны. Поэтому удостоверение выдать не могут.

Вот вам Райкин: «Что главнее – человек или бумажка?». У меня есть и рекомендации, и фотографии, и пропуск на зону, а сопроводиловки нет. Родина сказала: «Надо, старик, ты должен…»

Только вот в следующий раз задумаешься: «А у кого есть вторая запасная жизнь?». У меня ее нет. А ведь снаряды всё ближе и ближе.

Сколько уникальных, неповторимых артистов потеряли уже за этот год! Тут задумаешься. Ты с открытым сердцем бросаешься в пекло, а тебе потом говорят: «На вас нет сопроводиловки»

– В последнее время страсти вокруг Дома кино поутихли. Это перемирие с Михалковым или затишье перед бурей?
– Пока нас оставили в покое. Нужны деньги на хороший ремонт. Но это прерогатива Союза кинематографистов, а не Дома кино. Пленумы с нарушением устава откладываются, ничего не решается. Но это – жизнь, данность, такие руководители. А мы, как в Сталинграде, держим оборону.

Текст: Андрей Морозов

Вам может быть интересно

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?