Для остальных поясню: «Не оглядывайся» самой известной норвежской детективщицы Карин Фоссум, по которому снята «Девушка у озера», – яркий образчик скандинавского детектива: крохотная деревушка, затерянная среди фьордов, знакомые нам по книгам Лу и Гамсуна сельчане со странностями, подозрительные религиозные секты и легкая северная скука.
Сюжет не самый оригинальный: на берегу озера найдено тело обнаженной молодой девушки, и совершенно непонятно, кому понадобилось ее убивать.
Мастерство скандинавских гуру детективного жанра Манкелла, Лэкберг и Фоссум, скорее в создании атмосферы страха, когда преступником может оказаться тот, кого подозреваешь меньше всего: отсюда и название «Не оглядывайся».
Недаром Карин Фоссум дает нам понять, что у каждого жителя мирной деревушки есть секреты.
Дружелюбный деревенский дурачок испытывает нездоровую страсть к малолеткам, тренер подростковой команды по гандболу отсидел за изнасилование, любезный продавец ковров убил собственного сына, да и конец романа – похищение девочки – не обещает ничего хорошего.
Зачем итальянскому режиссеру Андреа Молайоле было делать из этой прелестной скандинавской страшилки обычный, банальный детектив – совершенно непонятно.
Похоже, что вдохновило его на съемки не творение Фоссум, а бессмертный сериал «Твин Пикс», который не раз напоминали видеоряд и звуковое сопровождение. Да и из девочки-подростка Анни Молайола сделал настоящую Лору Палмер – «первую девушку на деревне», красивую, эффектную, спортивную, которую хотят все, включая собственного отца, и при этом девственницу.
Отметить стоит, наверное, выбор места съемок: Итальянские Альпы смотрятся весьма мрачно, и ничто не напоминает нам о том, что дело происходит в солнечной Италии, а не в суровой Норвегии; а также «твинпиксовскую» игру со светом.
Интересный факт: скандинавская литература после Германии пользуется наибольшим спросом в Италии и Испании. В России до настоящего времени вышло два романа Карен Фоссум: «Глаз Эвы» и «Не оглядывайся», оба в издательстве «Ольги Морозовой».
Может, итальянцы увидели в этой истории что-то свое, им до боли знакомое и близкое, это для нас, перекормленных детективами читателей, убийства молодых девушек в лесу – обычное дело.
В любом случае, стоит поблагодарить организаторов Московского кинофестиваля за то, что они отобрали такой любопытный со всех точек зрения фильм, и готовиться к просмотру другого фильма по норвежской книге – «Во власти женщины» (Эрленд Лу), на этот раз снятого самими норвежцами. Будет с чем сравнить.