Культура

26 июня 2008, 17:48

Футуристы в Пушкинском

Фото: ИТАР-ТАСС

Пушкинский музей порадовал очередной солидной и при этом интересной «респектабельной выставкой» в стиле предыдущих «Шанель» или искусства Америки. Тут вообще надо обратить внимание, как тщательно, с каким вниманием и дотошностью подходит главный музей страны к выбору своих выставок.

Пожалуй, логика людей, этим занимающихся, вполне согласуется со стилем работы, демонстрируемым новым директором лондонской Национальной галереи Николасом Пенни.

Большие выставки-«блокбастеры», посвященные какой-то широкой и разнообразной теме, состоящие при этом из абы как и где нахватанных предметов, едва-едва имеющих отношение к заглавию, стремительно уходят в прошлое.

Бессчетные Тутанхамоны и Вавилоны, Древние Китаи и ацтеки не пролезают в замочную скважину зрительского восприятия, оставляя слишком много недоумений и слишком мало впечатлений.

Флюс скучающего ликбеза

На премьере спектакля, когда взволнованная публика требовала автора залу, кто-то жестко пошутил: «Автора уже увезли в сумасшедший дом

Тема дня – выставки узкопрофильные, узкоспециализированные, пусть и не всем интересные, но уж если кому – так до полного восторга. Выставки, проработанные по всем деталям, четко и аккуратно составленные, – ну кто еще нас теперь (особенно после неубедительных прерафаэлитов в Третьяковке, поданных чуть ли не как открытие десятилетия), кроме Пушкинского музея, ну, и разве что Эрмитажа, так порадует?

Впрочем, поначалу радует, честно сказать не всё. Не к ночи помянутая выставка прерафаэлитов была начисто угроблена изумительно плохим отбором работ (оно и понятно, никто ведь не отбирал, это работы предаукционные, а лучшие-то давно по музеям мира висят), ну, и совершенно не относящимися к делу комментариями под работами.

Когда в первый раз видишь футуристов, впечатление тоже неоднозначно – как, и вот это и есть те самые отцы-основатели, так сказать, авангарда во плоти? Великие итальянские футуристы? «Радикальная революция» и всё такое?

Какие-то, опять же, вроде бы и не лучшие работы не лучших авторов (по уже вполне понятной причине), блеклые, не сильно вяжущиеся в общественном сознании с революцией в искусстве и напоминающие скорее клетчатый пиджак Коровьева.

А где же Маринетти?

Впрочем, это вопрос риторический. Поблизости вполне обретаются, скажем, Северини или Боччони, с трудом опознаваемые по подписям. Правда, один из самых впечатляющих экспонатов – металлическая скульптура Умберто Боччони «Уникальные формы длительности в пространстве».

Посетители долго расхаживают по залу, упрямо вглядываются в работы, морщат лбы и хмурят брови. Причина волнения понятна: в соседнем зале представлены русские коллеги революционеров искусства. Ларионов, Гончарова, даже Маяковский с Бурлюком – и, надо вам сказать, речи о какой бы то ни было доморощенности тут быть не может.

В отличие от современных Ван Гогов и Пикассо, артисты вековой давности смотрятся куда ярче и интереснее «привозных шедевров». Нет, я всё понимаю – условно «наши» работы явно лучшие, итальянские же – какие получилось привезти.

В целом «радикальная революция» получилась не совсем радикальной. Может, потому, что футуризм изначально был анти-музейным течением (недаром Маринетти называл музеи «кладбищами»). (Напомнило, как галерея «Тэйт Модерн» принимала выставку Дюшама – протестующие против антикварной косности художники-революционеры неловко смотрятся в музейных пространствах.) Футуристический задор захлебнулся где-то в самом начале, ни театральности, ни жеста, ни демонстрации, ни скандала. Какой-то ликбез, и то – скучающий.

В чем-то это напоминает прием Маринетти русскими футуристами в начале века – мягко сказать, неоднозначный (вспомнить только презрительное приветствие Хлебникова и Лившица: «Сегодня иные туземцы и итальянский поселок на Неве из личных соображений припадают к ногам Маринетти, предавая первый шаг русского искусства по пути свободы и чести, и склоняют благородную выю Азии под ярмо Европы»). Да и когда-то на Руси «на ура» принимали достижения Запада? Мы всегда шли своим путем.

Собственная гордость

В отличие от итальянского, русский футуризм был скорее литературным, чем художественным течением. Впрочем, мы и из литературы сумели сделать настоящие художества. Те же книги Крученых, например.

Он сам вручную делал каждую из 140 своих книг, и каждая становилась «выставочной площадкой» для работ современных ему художников – Ларионова, Гончаровой, Бурлюка и других. А его «Помада», вышедшая в 1913 году, по тому эффекту, который она оказала на культурные круги своего времени, сравнима с «Черным квадратом» Малевича.

Легко у них, у футуристов. Все одно к одному вяжется. Тот же «Черный квадрат» Малевича вырос из декораций к футуристическому театру Маяковского и Крученых (они, кстати, представлены на выставке в Пушкинском), о котором критики до сих пор спорят: то ли это первая рок-опера, то ли – первый дадаистский спектакль. Кстати, на премьере этого спектакля, когда взволнованная публика требовала автора залу, кто-то жестко пошутил: «Автора уже увезли в сумасшедший дом».

О Крученых вообще разговор особый. Чуковский называл его Шекспиром нашего времени, а тот в ответ на столь лестное сравнение обвинял его в краже «дыр» из «дырбулщила» в «Мойдодыре». О собственно же «дырбулщиле» до сих пор ведутся споры – более того, он давно уже вошел в современный ЖЖ-жаргон как определение записей ни о чём.

Впрочем, Крученых не писал ни о чём. Его желанием было создать язык нового времени (и, кстати, пооригинальней, чем «падонковский албанский»), фиксирующий впечатление от момента. А кто не стремился к тому же?

Вон, друг и соратник по литературным битвам Велимир Хлебников, господин тени и король времени, так вообще открывал законы существования вселенной. Уж не по его ли закону существования и падения империй в ближайшие две недели то ли метеорит над нами просвистит, то ли черная дыра под нами разверзнется?

Велимир Хлебников видел в революции «овелимирование» мира – новый язык, новая история. Можно, конечно, поговорить об оподоночивании мира сейчас – и не только в языке, в целом в восприятии жизни.

В конце концов, футуризм – по крайней мере, тот, в который верили и Маяковский, и Маринетти, – немножко об этом. Жалость и романтика, уважение и чувства считались устаревшими.

Как гласит наша Википедия, «упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки». То есть как раз те насилие и цинизм, в которых мы сейчас.

Но победили всё равно глянец и прожигание жизни, а сверхчеловеком стала it-girl вроде Ксюши Собчак.

Текст: Владислав Поляковский,
Ксения Щербино

Вам может быть интересно

ВС России за неделю нанесли 35 групповых ударов по ВПК и энергоотрасли Украины
Темы дня

Почему армяне готовы отдать свою землю Азербайджану

В Армении бушуют протесты против процесса делимитации границ и передачи Азербайджану нескольких сел в регионе Тавуш. Однако есть основания полагать, что вскоре они утихнут, а армянское общество смирится с пораженческой логикой Пашиняна. В чем именно состоит эта логика и почему армяне больше не хотят с оружием в руках бороться ни за свою историю, ни за свою родную землю?

Почему рост экономики мешает Банку России снижать ставку

Центробанк третий раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 16%, чем одновременно раздражает бизнес и сдерживает инфляцию. Однако ситуация такова, что долгожданного снижения ставки в этом году можно так и не дождаться. В худшем случае может потребоваться даже повышение ставки. Что мешает Банку России смягчиться?

Россия уничтожает переданное Киеву вооружение НАТО еще до попадания на фронт

Эксперты объяснили, как хуситы сбивают американские беспилотники MQ-9 Reaper

Перечислены самые популярные города у туристов для майских выходных

Новости

ВСУ в зоне ответственности «Южной» группировки потеряли почти 4 тыс. человек

Украинская армия за неделю потеряла свыше 3 тыс. 890 человек в зоне ответственности Южной группировки войск ВС России, указало российское Минобороны.

ВСУ обстреляли Куйбышевский район Донецка

При обстреле украинскими военными Донецка в субботу пострадала местная жительница, сообщил источник в оперативных службах Донецкой народной республики.

Россиян и белорусов пытаются вербовать на границе с Латвией и Литвой

Сотрудники спецслужб Латвии и Литвы на пограничных пунктах пропуска пытаются завербовать граждан России и Беларуси. Об этом сообщил председатель Государственного пограничного комитета Белоруссии Константин Молостов.

Украинский дрон атаковал священников под Волновахой

Украинский беспилотник атаковал доставлявших гуманитарную помощь священников в окрестностях Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря в Волновахском районе ДНР, сообщили в пресс-службе обители.

Bloomberg: Россия ударами по тылу Украины мешает поставкам оружия из США

Россия наносит удары по военным объектам и логистическим маршрутам на Украине, чтобы затруднить доставку американского оружия украинским войскам, пишет Bloomberg.

Стала известна роль 12-го фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

Новый подозреваемый по делу о теракте в подмосковном «Крокус Сити Холле», гражданин Таджикистана Джумахон Курбонов, снабжал соучастников средствами связи, сообщили в Московском городском суде.

Вода из Тобола затопила пойму в Упоровском районе Тюменской области

В Упоровском районе Тюменской области из-за разлива реки Тобол вода вышла на пойму по всей территории, затоплены 14 приусадебных участков, мост и участок дороги между населенными пунктами. Об этом сообщил глава района Леонид Сауков.

В США студенты колледжа выступили против участия Байдена в выпускном

Некоторые преподаватели и студенты американского колледжа Морхауз в штате Джорджия призвали руководство учебного заведения отказаться от приглашения президента США Джо Байдена для традиционного выступления на выпускной церемонии, сообщили местные СМИ.

США ужесточили экспорт оружия в Казахстан, Киргизию и Таджикистан

США ужесточают экспорт огнестрельного оружия и боеприпасов в страны «повышенного риска», среди которых Киргизия, Казахстан и Таджикистан, говорится в заявлении американского министерства торговли.

Авиаэксперт перечислил выгоду от передачи России в управление аэропорта на Шри-Ланке

Соглашение о передаче управления аэропортом Маттала Раджапакса российской компании «Аэропорты Регионов» выгодно как для России, так и для Шри-Ланки. Договор показывает другим отечественным фирмам благоприятный инвестиционный климат острова, сказал газете ВЗГЛЯД авиаэксперт Роман Гусаров. Ранее Шри-Ланка передала управление аэропортом Маттала Раджапакса российской компании.

В Ровно снесли монумент в честь победы в Великой Отечественной войне

В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам, который был установлен на холме Славы.

Экс-пилот США предсказала F-16 проблемы на Украине

Истребители F-16, которые страны Запада планируют предоставить Киеву, столкнутся в зоне спецоперации с высококлассной российской техникой, заявила бывшая летчица ВМС США Бринн Таннехилл.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там острее.

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?