Культура

23 июня 2008, 14:56

Лики Богов

Фото: пресс-служба ММКФ

В Манеже параллельно ММКФ открылась выставка «Женщина со многими лицами» – серия фотографических портретов выдающейся французской актрисы Изабель Юппер. Ее снимали как легендарные фотографы (Картье-Брессон, Хельмут Ньютон, Беттина Реймс), так и режиссеры (Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Михаэль Ханеке).

Экспозиция дает возможность ответить на вопрос: что именно привлекало в актрисе таких разных мастеров? Красота – только формальная причина. В огромных зеленых глазах Изабель Юппер – интеллектуальный напор и воля. Причем это остается неизменным, будь она в образе конопатой девчонки-сорванца или манерной светской дамы.

Он приглашает Сергея в гости, где сообщает, что намерен научить его летать. В буквальном смысле

Из недавних киношедевров особенно Юппер запомнилась в фильме «Взломщики сердец» (2005), где сыграла психоаналитика – «носительницу темной философии хаоса».

Если ей надо было «расшевелить» клиента, она не только применяла аналитический прессинг, но и могла в терапевтических целях заняться с ним сексом на бревне...

Атакующий вектор внутренней силы проступает на всех портретах. Есть снимки, где актриса измождена, почти убита (фото Патрика Файтебаума 2003 года), но кажется: это временное затишье. Энергия копится, чтобы полыхнуть зеленым огнем из пронзительных очей уже на соседнем изображении.

Достаточно актрисе попасть в кадр – начинается интрига. Нет, Изабель – не кошка, которая скорее ассоциируется с Милой Йовович. Это – тигрица, что ближе Николь Кидман. Ведь даже лежащую тигрицу нельзя проигнорировать. Она всегда опасна. И при этом грациозно-обворожительна.

«Тигрицу» в действии можно увидеть в ретроспективной фестивальной программе «Изабель Юппер. Посвящение», включающей в себя такие классические ленты, как «Спасай, кто может (жизнь)», «Церемония», «Лулу» и, разумеется, «Мадам Бовари» – хотя Изабель больше бы подошла роль Миледи.

Полеты наяву

Изабель Юппер не кошка.Это – тигрица (фото: пресс-служба ММКФ)
Роман Балаян – украинский режиссер и на фестивале представляет Украину. Но фильм все равно русский. Потому что актеры наши, потому что про Советский Союз.

«Райские птицы» сняты по мотивам произведений Дмитрия Савицкого «Вальс для К.» и «Ниоткуда с любовью». Сценарий написал Рустам Ибрагимбеков. Действие разворачивается в 1981 году, когда запрещали, прослушивали, преследовали.

Главный герой Сергей (Андрей Кузичев) написал повесть «Станция Кноль». О чем эта повесть, в фильме нет даже намека, а не принять к изданию могли практически любую – антисоветскую, с глубокими размышлениями о жизни, об открытой любви. Такую литературу издавали Самиздатом.

Повесть оценена высоко почтенным литературным критиком Николаем (прекрасная роль Олега Янковского), два раза отсидевшим «за политику». Он приглашает Сергея в гости, где сообщает, что намерен научить его летать. В буквальном смысле.

Николай сам умеет летать и научил свою девушку Катеньку (Оксана Акиньшина), в которой души не чает. Как только он научит Сергея, то вместе с Катенькой улетит в Париж. Катенька просит улететь раньше, но, получив отказ, решает ускорить процесс и берется за дело сама, переезжая к Сергею.

Но возникший любовный треугольник рушит все планы. Николая успевают арестовать, Катенька и Сергей бегут в Париж одни. Но там они теряют умение летать. А чем закончилось – смотрите фильм.

Картина получилась несколько устаревшей. Темой, стилем. И дело не в неспешном ритме повествования, а в том, что нет остроты, и для зрителя, практически не заставшего то время, фильм оказывается про любовь, а не о диктатуре коммунизма и ущемлении творческой личности.

Впрочем, Роман Балаян на пресс-конференции и не скрывал того, что снял фильм для своего поколения.

– Сейчас 70% населения бывшего СССР думает, что раньше было лучше, а 30% населения, страдавшие от давления власти, думают иначе, – сказал он. – Хотел снять фильм, чтобы люди не забывали, что не очень-то и хорошо было в СССР. Я снимаю так, как привык – в том ритме и в том стиле, как чувствую. И обращаюсь, в первую очередь, к тем, кто воспринимает спокойный разговор, а не мельтешение кадров.

Мануилович в образе Михайловича

Кадр из фильма «Демоны Петербурга» (фото: пресс-служба ММКФ)

На драматической итальянской картине «Демоны Санкт-Петербурга» Джулиано Монтальдо («Гала-показы») о Федоре Михайловиче Достоевском публика подхихикивала.

Разумеется, не в тех местах, где бомбисты производят теракты. А над общим ее звучанием: забавно наблюдать, как итальянцы представляют себе русского классика и вообще российскую действительность XIX века.

Действо было похоже на итальянскую оперу: много пышных декораций (в данном случае – снега, снега, снега), больших страстей (с зубовным скрежетом) и красивых, нарядных женщин с высокими прическами, напоминающими театральные парики.

Но главное недоумение: в роли Федора Михайловича – любимец Кустурицы, гениальный югославский актер Мики Манойлович. В прошлом году он был главным демоном фильма Кустурицы «Завет», открывавшего 29 ММКФ, теперь ему довелось попасть в «Демоны Санкт-Петербурга».

Внешняя несхожесть с культовым писателем – полбеды. Беда в том, что Манойлович, как, впрочем, и всегда, являет собой тип харизматичного, сексуального мачо, глядя на которого, практически все героини фильма беспрерывно млеют.

Если бы в картине промелькнул вечный антагонист Достоевского граф Толстой, то чтобы уравновесить эту парочку, на роль Льва Николаевича нужно было бы звать Шона Коннери. Но к конкретным литераторам это не имеет никакого отношения.

На пресс-конференции, сверкая солнечной улыбкой, обаятельнейший 78-летний Джулиано Монтальдо заметил: «Достоевский – не ваш, он принадлежит всему миру, он – универсален».

Так-то оно так, но здесь мы получили «итальянскую версию» Федора Михайловича.

Был когда-то монгольский фильм о Ленине. Так вот, Владимир Ильич там был узкоглазым. Монголы, глядя на него, наверняка не чувствовали неудобства. Однако нам воспринимать вождя мирового пролетариата в таком виде было затруднительно.

Поэтому основную идею «Демонов Санкт-Петербурга» – отрицание решения социальных вопросов революционным насилием – сложно обсуждать серьезно: накладывается оперная условность постановки.

Режиссер Джулиано Монтальдо (фото: пресс-служба ММКФ)

Пожалуй, только в двух эпизодах возникает ощущение подлинности: в сцене расстрела и на каторге, когда главный герой вытаскивает из поруби соседа по бараку.

В остальном, несмотря на сплошной русский холод, вспоминается «Красная жара» со Шварценеггером. Это при том, что к самим персонажам испытываешь некоторую симпатию.

В утешение итальянцам и американцам можно сказать, что мы сами почти так же варварски обращаемся с историческими фактами. Возьмем «проекты» Б. Акунина (десятки романов, в том числе и о Достоевском – «ФМ»).

Неспроста в «Демонах» так часто звучит фамилия анархиста Бакунина. Как говорится, знаки совпали. Остается надеяться, что вкупе эти слабенькие мистификации способствуют популяризации оригинального творчества ФМД (хотя до конца я в этом не уверен).

Новый Чехов

Игорь Ясулович в роли Фирса. Таким артиста еще не видел никто (фото: пресс-служба ММКФ)
Один из двух фильмов, представляющих Россию на конкурсе, – фильм Сергея Овчарова «Сад», снятый по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

Все фильмы Овчарова необычны, «Сад» – не исключение. Сразу определить стиль не удается – бурлеск, фарс, гротеск, водевиль? Но однозначно комедия, как и хотел автор пьесы. Овчаров создает особый, невиданный до этого киноязык, идя наперекор всем классическим постановкам известной пьесы.

Фильм обещает породить волну горячих споров. Необычным форматом он вызовет либо резкое отторжение, либо беззаветную любовь, равнодушных не будет.

Актеры подобны шутам в самом лучшем смысле этого слова – ярко, жирными красками, гранича между кривляньем и невероятным трагизмом. И, конечно, Игорь Ясулович в роли Фирса. Таким артиста еще не видел никто.

Единственное, что объединит спорщиков, – восхищение красотой каждого кадра. Самое лучшее визуальное решение из всех показанных на данный момент фильмов, но думаю, что и из не показанных. Невероятной красоты лица, костюмы, декорации.

Сад! Огромный, настоящий вишневый сад, с пробивающимися лучами солнца днем, на закате и на рассвете, ночью. Всё же фильм, снятый на пленку, очень сильно отличается от цифровой техники. А если снимает профессионал – визуальное наслаждение обеспечено.

Снег глобализма

Кадр из фильма «Под снегом» (фото: пресс-служба ММКФ)
«Под снегом» (Испания/Аргентина, конкурс «Перспектива») – милая лирическая лента о проблемах трудоустройства в современной Испании и одиночестве.

Юная девушка и дама в летах попадают из биржи труда на фабрику, где в их обязанности входит упаковка автомобильных цепей противоскольжения. Напарники вновь прибывших – пожилой мужчина и паренек, штатные работники.

Вначале лейтмотивом картины идет тема монотонности и цикличности будней: от укладки цепей – до штампованных фраз в разговоре с близкими людьми.

Постепенно сквозь конвейерное существование начинают прорастать человеческие эмоции. Главным источником «роста» является девушка Анхела: она интересуется делами «бригады», вносит в жизнь элементы игры и праздника (особо зал был в восторге от некого подобия социалистического соревнования, когда парочки стали укладывать цепи на скорость).

Четверка всё больше проникается симпатией друг к другу. Однако над их отношениями дамокловым мечом висит вероятность увольнения женской половины компании: если на улице потеплеет, надобность в дополнительных укладчицах отпадет.

И они вместе просят небо о снегопаде. Небеса откликаются: снег исправно идет полгода. И это в южной Испании!

Напрашиваются аллегории: технологически рационализированная жизнь снизила градус человеческих отношений. Все озабочены мыслью, как встроиться в аппарат под названием «экономика страны Евросоюза».

Материально никто не бедствует, но обыватели испытывают подавленность – и те, кто стал винтиком этой машины, и те, кто никак не может стать ее частью. Всё это напоминает следующую стадию российских, постосветских реалий.

В конце концов женщин увольняют. В финале юные герои обретают любовь, и над всей компанией в июне сыпется искрящийся волшебный снег.

Режиссеры картины – две красивые и эффектные девушки: испанка Канделла Фигуэйра и аргентинка Майтена Мурузабель.

На пресс-конференции они сказали, что идея фильма состояла в том, чтобы показать, как творческим отношением можно разрушить рутинность будней.

Канделла «раскололась», что «Под снегом» списано с ее судьбы. Режиссер в свое время пахала на заводе, что ей жутко не нравилось, но: «Там я нашла свою любовь», – призналась она.

На вопрос, который часто задавали Ильфу и Петрову: «Как вам работается вдвоем?» – дамы ответили: «Отлично. Радости – вдвое больше, а беды делим пополам!»

Текст: Юлия Бурмистрова,
Константин Рылёв

Вам может быть интересно

Силы ПВО за ночь уничтожили семь дронов ВСУ над Адыгеей и Краснодарским краем
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов