Такое неожиданно пристальное внимание министерства к современной литературе было вызвано письмом из Ассоциации саратовских писателей, попечительский совет которой возглавляет супруга губернатора.
Здравствуй, цензура!
Какой смысл для областного руководства иметь карманный журнал, в котором будут печататься удобные, но безликие тексты?
Последней каплей стал общественный резонанс после открытого письма общественного совета журнала, в котором говорилось о недопустимости предварительной цензуры литературных материалов.
Речь шла о 3–4-м номере, который был подготовлен к печати и из которого издатели потребовали снять «непатриотичное» стихотворение и роман Валерия Володина – из-за «нежелательных ассоциаций».
Вот текст этого открытого письма:
Директору ГУ «ГАУ «Саратов-Медиа»
Гришину С.Е.
Главному редактору ГУ «ГАУ «Саратов-Медиа»
Костенко А.В.
Открытое письмо
В настоящее время, как вам известно, в ГУ «ГАУ «Саратов-Медиа» находится подготовленный нами к печати номер 3–4 литературно-художественного журнала «Волга – ХХI век». Со всеми авторами достигнута договоренность о публикации, авторы были ознакомлены с корректурой, редактурой и версткой и дали свое одобрение. Мы считаем, что номер подготовлен на высоком профессиональном уровне и нет причин не допускать его к печати. Мы не можем согласиться с цензурными требованиями, которые являются незаконными. Необоснованная редактура, сокращения, изменение контекста номера без согласия авторов является прямым нарушением закона об авторских правах. Мы не можем согласиться, в частности, с требованием снять из номера роман Валерия Володина и другие тексты только на том основании, что эти публикации могут вызвать нежелательные ассоциации. Мы не можем согласиться с любым непрофессиональным вмешательством в работу редакции журнала и уверены в том, что номер должен быть выпущен в свет именно в таком виде, в каком он был подготовлен к печати. Бесцеремонное обращение с авторами, которых уважают и читатели, и профессиональные литературные круги, и с редакцией, которая с 2007 года вывела журнал на всероссийский уровень и включила его в контекст мировой культуры, считаем недопустимым.
Анна Сафронова,
редактор журнала «Волга – ХХI век»
Алексей Александров,
редактор журнала «Волга – ХХI век»
Сергей Боровиков,
редактор журнала «Волга – ХХI век»
Роман Арбитман,
член Общественного совета журнала «Волга – ХХI век»
Алексей Голицын,
член Общественного совета журнала «Волга – ХХI век»
Алексей Слаповский,
член Общественного совета журнала «Волга – ХХI век»
Что это за «нежелательные ассоциации», до сих пор неясно. Володин много лет печатал свои произведения в «толстых» журналах, они были благожелательно приняты критикой и выдвигались на различные премии.
Чем смутил новый роман Володина «Повесть временных лет» владельцев журнала – ума не приложу. Единственное, что приходит на ум, – совпадение фамилии писателя с фамилией известного политика, напрямую связанного с Саратовом.
Какая сложная схема в связи с этим складывается в сознании властей предержащих – бог весть.
Напомню предысторию многострадальной «Волги». С определенного времени журнал существует (или не существует) в сложном противовесе действий двух групп – саратовских писателей, группирующихся в местном отделении союза, к которому традиционно благоволит администрация, и независимых литераторов.
Когда в «Волгу» пришел главным редактором Сергей Боровиков и наступила вторая, перестроечная оттепель, журнал стал резко меняться в лучшую сторону.
Это движение к читателю было отмечено Букеровской премией, которую «Волга» получила как лучший нестоличный журнал. К сожалению, к концу 90-х у «Волги» настали тяжелые времена, связанные с прекращением финансирования издания «Открытым обществом». Поддержки от властей не поступало, и журнал прекратил существование.
Через несколько лет возникло издание под названием «Волга – XXI век», учредителями которого стали Министерство печати и информации Саратовской области и Саратовское отделение СП России.
Журнал был откровенно скучным, и через некоторое время был объявлен тендер, который выиграл издатель Сергей Гришин, пригласивший в «Волгу – XXI век» Анну Сафронову из команды боровиковской «Волги». Из людей, делавших в свое время «лучший нестоличный журнал», ей и был сформирован общественный совет издания – те, кто помогал ей в работе.
Регламент и «понятия»
Вторую сторону – писателей, группирующихся вокруг СП России и Ассоциации саратовских писателей, – такая ситуация не могла устроить. Посыпались обращения к властям и газетные статьи, из которых следовало, что журнал разрушает общественную нравственность на деньги из областного бюджета. Вот несколько цитат:
«Стихотворений без точек, без запятых в разных номерах настолько много, что у неискушенного читателя может создаться впечатление, что вот это и есть показатель качества поэзии»; «Как можно в год, объявленный президентом Годом русского языка, печатать в «Волге» стихи без знаков препинания?»; «Новое в литературе – это не бравирование Герострата»; «Анна Сафронова допустила вопиющую бестактность, унижающую человеческое достоинство известнейшего в России поэта Николая Палькина, поместив его детские стихи в последнем разделе альманаха»; «Презрев все литературные и нравственные нормы, бесы тешатся во всю силу».
Теперь, кажется, додавили. Единственное, чего удалось добиться, – номер, задержанный издателями, отправлен в типографию (и вывешен в «Журнальном зале»). Дальнейшая судьба журнала неизвестна.
Следует отметить, что журнал держался исключительно на энтузиазме делавшей его команды. Никаких нормативных документов, насколько мне известно, не было подписано, права и обязанности редакторов и учредителей не были определены. Хотелось сначала сделать хороший журнал, реально заявить о возрождении «Волги», а вот уже потом…
Да, эта задача была выполнена, а вот никакого «потом», очевидно, уже не будет. Объявлен конкурс на замещение должности главного редактора, причем фамилии людей, которые имеют право решать эти вопросы, были оглашены только в связи с создавшейся ситуацией – те же старые знакомые из местного Союза писателей.
На мой взгляд, проблема заключается в том, что пока никто внятно не объяснил губернатору, что «Волга– XXI век» в том виде, в каком она существует сейчас, – это уникальный шанс для Саратова представительствовать на федеральном уровне, невозможный до появления в редакции Анны Сафроновой. Старая «Волга – XXI век» удивительным образом напоминала «Волгу» до Боровикова – сельскохозяйственный журнал от литературы.
Похоже, «там, наверху» просто не понимают, какие тексты могут быть актуальны на общероссийском пространстве, вне сугубо регионального самоудовлетворения.
Какой смысл для областного руководства иметь карманный журнал, в котором будут печататься удобные, но безликие тексты? Тем более что такой журнал уже есть, но название его я даже не упомню. А вот выгоду – для них же, для власть имущих, – от существования издания, которое на равных входит в семью «толстых» журналов, похоже, не понимают.
Иначе не было бы такого резонанса от диких по форме и содержанию наездов на журнал.