Культура

15 мая 2008, 08:52

Андрей Клемм: «Русская школа отличается танцем»

Фото: Мария-Елена Букли

В прошлом солист московского «Классического балета», Боннского балета и Берлинской государственной оперы, с конца 2007 года Андрей Клемм ежедневно дает классы артистам балета в Grand Opera de Paris. В жизни танцовщиков менять театральные труппы, а значит, переезжать из одного конца мира в другой дело привычное. Приходится гастролировать и педагогам балета: знаменитые театры любят приглашать их для обмена опытом.

Гораздо более редки случаи, когда заморского учителя танцев берут в штат, и ни куда-нибудь, а в саму Парижскую оперу. И такой поворот карьеры произошел у нашего соотечественника Андрея Клемма. Новоиспеченный мсье Клемм поделился с парижским корреспондентом газеты ВЗГЛЯД Татьяной Матанцевой секретами своего необыкновенного ремесла.

Его мнение для нас особенно ценно, поскольку Андрей один из немногих артистов и педагогов, на собственном опыте узнавший закулисную жизнь ведущих театров мира.

Михаил Барышников сказал, что мои классы напомнили ему его работу у Асафа Михайловича Мессерера

– Традиционно балетная труппа Парижской оперы (Grand Opera de Paris) состоит из одних французов. Как случилось, что вам удалось попасть в штат ведущего театра мира?
– В 1994 году, когда я работал в Боннском балете, меня пригласили в Америку преподавать на балетных летних курсах, а позже, в 2001 году, когда я перешел солистом в Берлинскую оперу, попросили давать также и классы артистам труппы.

С 2006 года я работал несколько раз приглашенным педагогом в Париже, а недавно мне предложили здесь постоянное место. Конечно же, от такой чести трудно отказаться.

– За что же вас так оценили французы?
– Чтоб испечь вкусный пирог, нужно время для опары и хорошая закваска. По этой метафоре, на мой взгляд, балетный педагог – одна из составляющих этой закваски.

Сильной стороной моей преподавательской работы стало, как мне кажется, построение экзерсисов, ориентированных на то, что будет полезным прежде всего самим танцовщикам.

Например, для меня важно, чтобы логика чередования упражнений была им легко доступна. Этой простоте и доходчивости я научился у московских педагогов.

Я стремлюсь также к тому, чтобы класс был не рутинной тренировкой, а неким событием, поэтому я стараюсь разнообразить движения.

Кроме того, для придания уроку динамизма и эмоционального тонуса я стараюсь вводить как можно больше танцевальных элементов. Как видно, мои классы понравились танцовщикам – на них регулярно приходило по 90 человек.

А недавно ко мне в класс пришел Михаил Барышников и участвовал в нескольких занятиях. Он сказал, что мои классы напомнили ему его работу у Асафа Михайловича Мессерера.

Я был тронут этим сравнением.

– Помимо традиционных условных па, чем отличается классический балет от других танцевальных направлений?
– Техника классического балета вырабатывалась веками, и она с удивительным совершенством приспособлена к тонкой механике человеческого движения.

Балетная техника формирует тело, придавая особый динамизм и энергичность его очертаниям. Эти качества отражаются даже на мышцах лица – не случайно лица всех танцовщиков чем-то похожи друг на друга.

– Вы хорошо знаете ведущие балетные театры мира. Какой из них, на ваш взгляд, самый легендарный?
– Здесь невозможно установить первенство.

Парижская опера не случайно носит титул «великая» (Grand Opera). В XVII веке при Людовике XIV она стала колыбелью и матерью-кормилицей мирового классического балета.

Именно здесь на протяжении нескольких столетий были выработаны правила, техника, экзерсисы и основные фигуры. Кроме того, при опере была создана удивительная балетная школа, которая воспитала плеяды великих танцовщиков.

Что касается Мариинки, именно здесь в конце XIX века произошла великая балетная революция, когда благодаря усилиям Петипа формальный эстетизм хореографического рисунка уступил первенство драматической, исполненной эмоциями многоплановой, «симфонической» хореографии.

«Лебединое озеро» Чайковского останется непреходящим шедевром, и в этом заслуга Мариинского театра, который сумел пронести и сохранить через поколения неуловимую суть такого эфемерного искусства, как балет. Это было возможно только благодаря неукоснительному соблюдению традиций.

А вот Большой уже в царское время имел репутацию демократического театра. А еще он славился тягой к экспериментальной хореографии: сохраняя классическую технику, хореографы не боялись вводить трюковые движения. Не случайно именно в Большом начал развиваться мужской героический танец.

– В чем отличие русской балетной школы от французской?
– Русская школа отличается танцевальностью, а французы – чистотой исполнения. Именно поэтому французские танцовщики универсальны.

Меня поражает, что французские этуаль могут чередовать сложнейшие классические партии на пуантах с головокружительным модерном.

– Как будет развиваться балет? Ведь в классическом балете количество традиционных па довольно ограниченно?
– Поскольку техника классического балета исходит из конституции человеческого тела, а не привносит фигуры извне, она, на мой взгляд, более совершенна как техника развития двигательного аппарата, чем, например, йога.

Благодаря этому в классическом балете могут легко и органично развиваться новые движения. Ведь у хореографической зашифровки даже простых бытовых жестов человека в балетные па безграничные возможности.

– Продолжаете ли вы выступать как танцовщик?
– Как ни странно, да. Сейчас я исполняю небольшую характерную роль в балете знаменитого шведского хореографа Матса Эка. А сейчас мне предложили роль отца в балете «Дама с камелиями» на музыку Шопена.

В этих непривычных для меня эпизодических ролях я открываю много нового. И для меня, конечно, огромная честь танцевать на сцене Опера Гарнье.

– Такой увлеченный педагог, как вы, наверняка старается искать новые формы самовыражения...
– Я недавно закончил работать над полнометражным документальным фильмом о классе, где девять танцовщиков исполняют экзерсисы.

Для меня важным было преодолеть внешний эстетизм, с которым обычно снимают подобные сюжеты. Именно поэтому я отказался от эффектного зрительного приема показывать отражения артистов в зеркалах: в моем фильме танцовщики не заводные куклы-автоматы.

Я старался показать целесообразность экзерсисных жестов, которые помогают проникнуть в тайны механики человеческого движения. Поэтому эта работа заинтересует не только профессиональных танцовщиков, педагогов или хореографов, но и любителей балета.

Фильм выйдет через несколько месяцев и будет распространяться на DVD в специализированных балетных магазинах.

Текст: Татьяна Матанцева,
Париж

Вам может быть интересно

Трофейный танк Abrams доставили на выставку на Поклонной горе
Темы дня

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Столтенберг призвал изменить механизмы помощи Украине из-за неудач

Североатлантическому альянсу необходимо изменить механизмы оказания помощи Киеву из-за допущенных ранее провалов, заявил генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг.

Белый дом отказался признавать уничтожение шести ракет ATACMS российской ПВО

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби не стал комментировать информацию о том, что шесть американских ракет ATACMS были сбиты средствами противовоздушной обороны (ПВО) России.

Основатель крупнейшей криптобиржи Binance осужден в США

Основатель крупнейшей криптобиржи Binance Чжао Чанпэн приговорен федеральным судом Сиэтла к четырем месяцам тюрьмы, сообщили СМИ.

BI: Ошибка ВСУ помогла России продвинуться у Очеретино

ВСУ допустили ошибку, которая позволила российским войскам провести успешное наступление у Очеретино, пишет Business Insider (BI).

Американист: США ищут способы обхода собственных антироссийских санкций

Рост цен на бензин внутри США негативно сказывается на перспективах Байдена в рамках предстоящих выборов. Поэтому Вашингтон ищет способы обхода собственных санкций для стабилизации ситуации в стране, сказал газете ВЗГЛЯД американист Малек Дудаков. Ранее минфин США временно разрешил производить расчеты с российскими банками по энергетике.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Арестованы пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в Москве

В столице под стражу помещены пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в аэропорту Остафьево, сообщили в пресс-службе судов общей юрисдикции города.

Европу предупредили о риске новой зависимости от России

Европа неосознанно становится зависимой от российских удобрений, как это уже происходило с газом, заявил исполнительный директор норвежской химической компании Yara International Торе Хольсетхер.

AstraZeneca признала образование тромбов у пациентов из-за вакцины от COVID

Британско-шведская фармкомпания AstraZeneca признала, что ее вакцина против коронавируса может вызывать тромбоз, пишет Telegraph со ссылкой на документы из коллективного судебного иска.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

Трампа оштрафовали за комментарии по делу о выплатах порнозвезде

Суд Нью-Йорка выписал штраф бывшему президенту США Дональду Трампу за комментарии по делу о выплатах порноактрисе Сторми Дэниэлс, сообщил телеканал CNN.

Армения признала проблемы в отношениях с Россией

В отношениях Еревана и Москвы есть некоторые проблемы, стороны работают над их решением, заявил армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?