С этим солидарны и члены Американской киноакадемии, выдвинувшие фильм на соискание 9 премий «Оскар». Пока же у «Стариков» две премии «Золотой глобус» и еще 66 (!!!) менее пафосных наград. Причем лучшим фильмом года они признаны уже 16 профессиональными ассоциациями.
«Старикам тут не место»
Картина является второй по дороговизне в истории французского кино (первый – «Жанна Д’Арк» Люка Бессона)
Надо сказать, я не случайно начал с перечисления регалий фильма. Ибо авторитет, как ни крути, давит. Кто я такой, чтобы ругать фильм, которым считают лучшим полтора десятка профсоюзов и прочих организаций? Впрочем, ругать так и так не хочется.
После невразумительных «Игр джентльменов» и «Невыносимой жестокости», которая настолько оправдала свое название, что о ней хотелось бы вовсе не вспоминать, за «Стариков» Коэнов хочется носить на руках. Картина снята в том самом стиле, за который их и любят – мрачном, ироничном и кровавом.
Пересказать сюжет достаточно сложно, ибо, во-первых, он немного ветвист, а во-вторых, он здесь имеет второстепенное значение. Начинается все с того, что охотящийся в бескрайних степях честный сварщик Льюэлин Мосс натыкается на место сходки наркодельцов: несколько машин, куча трупов, несколько килограмм кокаина (или что это было?) и чемодан с деньгами. Мосс даже не пытается бороться с искушением и берет деньги себе.
Но по их следу уже идет убийца-психопат Антон Чигур, обожающий убивать людей мощным зарядом воздуха из баллона, который он постоянно таскает с собой. Поскольку Чигур убивает всех, кому не повезло попасться ему навстречу, в эту историю вклинивается старый шериф Эд Белл, а также охотник за головами Карсон Уэллс.
При всей насыщенности событиями «Старики» удивительно неспешны. В этом своем качестве они очень напоминают Эда Белла в исполнении Томми Ли Джонса. Увы, дубляж убил его неповторимое техасское произношение – оно подчеркивало ту непрошибаемую флегматичность, которой пронизано, кажется, всё в тех местах.
Спокоен даже Чигур. И именно поэтому игра Хавьера Бардема ошарашивает своей внутренней силой. Очень органичный в роли мягкого и доброго Рамона Сампедро, прикованного к кровати героя «Моря внутри», здесь испанец играет воплощенное зло. Любой актер скажет, что убил бы за такую роль – это куда интересней, чем обычно до зубовного скрежета картонные положительные герои.
Что еще заставляет содрогаться, так это экзистенциональное ощущение обреченности. Заранее ясно, что нам не покажут Мосса, загорающего в шезлонге где-нибудь на Багамах. Судьба почти всех персонажей прочитывается с самого начала, и это тот редкий случай, когда это не есть плохо. Сюрпризы в этом вопросе были бы фактором негативного свойства.
Однако финал картины – не сюжетно, так стилистически – несколько обескураживает. Кажется, что Коэны не нашли должного завершения истории и решили не заканчивать ее вообще. В «Стариках» нет не только точки, но даже многоточия. Они просто в какой-то момент заканчиваются и всё. Братья словно говорят: «В жизни тоже точек не бывает, так чего вы ждете от нас?»
«Астерикс на Олимпийских играх»
Кадр из фильма «Астерикс на Олимпийских играх» |
50 год до нашей эры. Римская империя властвует над миром, только маленькая галльская деревушка продолжает сопротивляться натиску войск Цезаря. В этом ей помогает чудодейственный эликсир, который варит друид Панорамикс. Выпив его, любой станет самым сильным, быстрым и ловким. Правда, на время.
Между тем галл Полюбвикс влюблен в греческую принцессу Ирину, на руку которой претендует и сын цезаря Брут. Ирина объявляет, что выйдет замуж за того, кто победит на Олимпийских играх, и галльская делегация отправляется в Грецию, чтобы обыграть мошенника Брута.
Это уже третий игровой фильм, поставленный по популярным во Франции комиксам о галлах Астериксе и Обеликсе. И с каждым разом затея оказывается все более пафосной – достаточно сказать, что эта картина является второй по дороговизне в истории французского кино (первый – «Жанна д’Арк» Люка Бессона). Причем это сказалось не только на декорациях, костюмах и спецэффектах, но и на организации процесса. В отличие от всего остального, в худшую сторону.
Проект покинул исполнитель роли Астерикса Кристиан Клавье. Его заменил более молодой Кловис Корнийяк, и разница в возрасте даже обшучивается по ходу сюжета. Переругались все, кто только мог, а создатель комикса Альбер Удерзо и вовсе наложил вето на создание картины. Но всё хорошо, что хорошо кончается, и в итоге сам Ален Делон сыграл здесь самовлюбленного Цезаря.
При всей аутентичности и близости к оригиналу, фильм, как и его предшественники, получился отчаянно несмешным. Забавным, в чем-то милым, но несмешным. В нем крайне мало гэгов, а то, что есть, зачастую, требует определенной подготовки. Мало,кто ухмыльнется, когда Цезарь упомянет в одной из фраз некоего Рокко и его братьев, поскольку не все знают, что «Рокко и его братья» (1960) Лукино Висконти, к слову, классика мирового кинематографа, – один из первых фильмов Алена Делона.
Не все оценят и сцену с Обеликсом, подсказывающим из-за кустов слова, читающему стихи Полюбвиксу. Ведь не все знают, что Жерар Депардье, играющий Обеликса, в свое время сыграл Сирано де Бержерака (одноименный фильм 1990 года). Требует насмотренности также сцена гонки на колесницах, в которой есть намек на «Бен-Гура» (1959).
Наконец, быстро утомляют фирменные параллели с нашей действительностью. Если тема допинга и коррупции проходит на ура, то когда в финале начинают мелькать звезды спорта, остается ощущение, что авторам фильма изменило чувство меры.
Ровно так же, как изменил вкус прокатчикам, снова пригласившим по дурацкой моде на озвучку не актеров, а разного рода телезвезд: Вадима Галыгина, Тину Канделаки, Андрея Фомина, Анфису Чехову, Владимира Турчинского и участников группы «Дискотека Авария». Понятно, что никто ради них фильм смотреть не пойдет – так зачем же дубляж портить?
«Охота Ханта»
Кадр из фильма «Охота Ханта» |
Когда-то Саймон Хант был одним из самых уважаемых военных журналистов мира, лауреатом всех возможных премий. 9 лет он мотался по горячим точкам, лез под пули и еще больше толкал под пули со своего друга, оператора Дака. Карьера Ханта рухнула в один миг, когда он в прямом эфире высказал всё, что думает о геноциде мусульманского населения Боснии.
Несколько лет спустя вконец опустившийся Саймон вновь встретил Дака, в отличие от него преуспевающего и приехавшего в Боснию, чтобы снять репортаж о пятилетии установления мира в стране. Хант уговорил своего бывшего соратника отправиться на розыски Лиса – самого опасного боснийского военного преступника, за голову которого обещано 5 миллионов долларов. Дак поддался на уговоры, как уступил и мольбам своего стажера Бена, который мечтал поехать вместе с ними.
В основе фильма развеселая статья «Как я провел лето», опубликованная в журнале Esquire и рассказывавшая о том, как пятеро журналистов в сильном подпитии решили, что запросто без посторонней помощи поймают Радована Караджича, разыскиваемого за военные преступления.
Разумеется, это был отнюдь не серьезный материал изобличительного характера, а потому весьма странно, что его взяли за основу столь далекой от веселости картины.
По хорошему, из всей этой истории могла получиться лишь развлекуха вроде «Сахары», где тоже с песнями и плясками рассказывали о весьма гнусных вещах. Но Ричарда Шепарда такой вариант, по-видимому, не устраивал.
С финального по заключительный титры он последовательно делает из своего творения акт политического характера, причем с явным уклоном в обеление мусульманской стороны конфликта.
В таких случаях вообще принято спрашивать: «Ты дурак или тебе заплатили?» Причем оба варианта не слишком лестны. Так или иначе, Шепард упорно показывает Лиса и его сторонников зверьем, а мусульман – невинными жертвами. Хотя даже ребенку понятно, что у обеих сторон рыльце в пушку.
Более всего фильм хотелось бы счесть развесистой клюквой, плюнуть и забыть. Тем более что даже участие Ричарда Гира не выглядит основанием для рекомендаций к просмотру. Но все же кажется, что если Шепард и дурак, то дурак опасный. Ибо влез туда, куда нос совать не стоило.
«Старикам тут не место» (No Country for Old Men)
Звезды – Джош Бролин, Хавьер Бардем, Томми Ли Джонс, Вуди Харрельсон, Келли Макдоналд
Жанр – криминальный триллер
Про что – про охоту за чемоданом денег, который потеряли наркоторговцы.
«Астерикс на Олимпийских играх» (Asterix aux jeux olympiques)
Звезды – Жерар Депардье, Кловис Корнийяк, Ален Делон, Зинедин Зидан, Михаэль Шумахер
Жанр – приключенческая комедия
Про что – про команду галлов, отправившуюся в Грецию, чтобы победить в Олимпийских играх.
«Охота Ханта» (The Hunting Party)
Звезды – Ричард Гир, Терренс Ховард, Диана Крюгер, Джеймс Бролин
Жанр – триллер
Про что – про трех журналистов, решивших поймать самого опасного военного преступника Боснии.