Часто бывает так, что к моменту вручения «Оскара» российские поклонники кино так и не имеют возможности ознакомиться с основными претендентами на золото. Однако в этот раз все большая часть вышла на наши экраны до церемонии. Мы уже посмотрели «Искупление» и «Старикам тут не место», теперь вот выходит «Майкл Клейтон», а на следующей неделе стартуют сразу три фаворита гонки – «Нефть», «Джуно» и «Скафандр и бабочка».
«Майкл Клейтон»
Майкл Клейтон» номинирован на семь статуэток, в том числе и в двух главных категориях – «Лучший фильм» и «Лучший режиссер
Талантливый юрист Майкл Клейтон 17 лет проработал в крупной нью-йоркской адвокатской конторе и, несмотря на весь свой опыт и авторитет, так и не стал партнером.
А все потому, что фирма не может себе позволить повысить его – иначе она лишится незаменимого специалиста по решению трудных вопросов (читай «по разгребанию дерьма»).
Именно в силу своей незаменимости Майкл все эти годы не мог поехать в отпуск. Вдруг что-нибудь экстраординарное случится?
И вот однажды Клейтон вынужден был срочно решить проблему со своим старшим коллегой Артуром Иденсом, который во время подписания миллиардной сделки разделся донага. Пытаясь разобраться, что случилось с Артуром, Майкл узнал омерзительные факты, связанные с самым ценным клиентом его фирмы.
А еще он узнал, что теперь его жизнь не стоит и цента. И что к черту такую жизнь, если ты гробишься ради людей, готовых убить тысячи невинных ради наживы.
Еще во время просмотра фильма ловишь себя на мысли, насколько точна и филигранна в нем режиссерская работа. Как постановщик руководит актерами, как выстраивает планы, как держит ритм.
И потому более всего поражает, что Тони Гилрой – дебютант. До этого он в кино работал лишь как сценарист и на этом поприще достиг немалых успехов. В частности он написал сценарии «Адвоката дьявола» и всей трилогии о Джейсоне Борне.
«Майкл Клейтон» номинирован на семь статуэток, в том числе и в двух главных категориях – «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». И он заслуживает их не в меньшей степени, чем «Старики» и «Нефть».
Такой вот удивительно сильный выдался год – то давать некому, то не знаешь, кого выбрать.
Не менее сложная ситуация и в актерских номинациях. Великолепен Джордж Клуни, сыгравший Майкла Клейтона. Не меньшее впечатление производят британские актеры Том Уилкинсон и Тильда Суинтон, также номинированные за свою работу на «Оскар». Но из всей троицы награду, скорее всего, получит одна Суинтон. Или никто.
Впрочем, Бог с ним, с «Оскаром»! Тут куда интересней общая идея. Ибо фильм фактически о кризисе либеральной идеи. О кризисе американской капиталистической модели, которую страстно копируют сейчас московские офисы. Этот лозунг «Корпоративность – превыше всего» работает все хуже. Кстати, на прошлой неделе вышли «99 франков» – и они об этом же, только более экстремально. Люди – не винтики. И иногда от одного человека зависит все.
«Мы из будущего»
Кадр из фильма «Мы из будущего» |
Четыре «черных следопыта» Борман, Спирт, Череп и Чуха зарабатывают тем, что ведут раскопки в местах наиболее кровопролитных сражений, а потом продают коллекционерам то, что удается найти: медали, оружие и прочее «эхо войны».
Однажды, осваивая места в окрестностях родного Питера, где в 1942 году шли тяжелые бои, они наткнулись на блиндаж, а в нем – на штабной сейф. Внутри были кое-какие документы, и среди них четыре солдатских книжки, в которых парни с удивлением обнаружили собственные имена и фотографии.
Решив, что это глюки после выпитой только что на радостях паленой водки, следопыты побежали к озеру, дабы смыть себя морок. Но едва они вчетвером оказались под водой, как вокруг засвистели пули. Вынырнув, они быстро поняли, что каким-то непостижимым образом перенеслись в тот самый 1942-й и попали в самый разгар боев.
Чудом избежав обвинения в дезертирстве и расстрела, они стали рядовыми защитниками родины. Хотя все их мысли были не об этом, а о том, как вернуться назад…
Модная нынче тема войны – как той, так и нынешних – обрела новое звучание благодаря интригующему фантастическому сюжету. Признаться, лично у меня фильм вызвал устойчивую ассоциацию с замечательным фильмом Владимира Хотиненко «Зеркало для героя» (1987), где два героя тоже оказались во временах своих родителей и тоже должны были кое-что исправить, чтобы вернуться. Кстати, там тоже небольшую, но значимую роль играл Борис Галкин.
И признаться, сюжет этот – даром что дорабатывался «самим» Эдуардом Володарским – самое слабое, что есть в фильме. Мало того что озеро-телепорт выглядит слегка маразматично, так еще и нарушение логических связей налицо. Ибо солдатские книжки в нашем времени появились из прошлого, а в прошлое их принесли из нашего времени. Кто же тогда их делал? Неувязочка.
Однако все это лишь заставляет еще больше зауважать Андрея Малюкова, который отнюдь не так раскручен, как тот же Хотиненко, например, но заслуг имеет не меньше. Кто из нас не смотрел его боевики советских времен «В зоне особого внимания» и «34-й скорый», которые и сейчас смотрятся на одном дыхании? Да и все самые сильные телевизионные фильмы о войне последних лет – «Диверсант», «Спецназ», «Грозовые ворота» – сделал он.
Малюкову удалось вдохнуть жизнь в изначально гиблый проект. Более того, у него получилось действительно хорошее кино.
Хотя, конечно, не последнюю роль здесь сыграли актеры. И прежде всего Данила Козловский, ученик Льва Додина. В роли Бормана с разбитой переносицей он иногда неимоверно похож на Джоша Хартнетта в «Счастливом числе Слевина».
Учитывая, что он явно не менее талантлив, хочется верить, что он наконец станет звездой, потому что артхаусный Garpastum Алексея Германа явно не стал для него стартовой площадкой.
В «Мы из будущего» есть и эффектные боевые сцены (благо, Малюков на них собаку съел, а бюджет позволял размахнуться), и лирика, за которую тут отвечает очаровательная Екатерина Климова, и антифашистский пафос. За последнее стоит сказать спасибо, ибо слишком много за последнее время было военных фильмов, демонстрировавших откровенно вредные идеи.
«Знакомство со спартанцами»
Кадр из фильма «Знакомство со спартанцами» |
К спартанскому царю Леониду, женатому на озабоченной королеве Марго и имеющему наследника, которого он регулярно с видимым удовольствием избивает до полусмерти, прибывает персидский эмиссар. Посол сообщает, что Спарта – единственное место, еще не завоеванное его царем Ксерксом, и предлагает сдаться по-хорошему. В этом случае спартанцам придется стать рабами, но зато им выдадут кроссовки.
Леонид не выказал энтузиазма по этому поводу и сбросил эмиссара в колодец, а чтобы тому не было скучно, туда же отправились еще с десяток американских телезвезд во главе с бритой наголо Бритни Спирс в обнимку с собственным отпрыском. Потом Леонид посетил жрецов и выслушал оракула, напророчившего ему смерть. И все равно собрал войско – аж 13 человек – и отправился в ущелье бить персов.
Те попытались его подкупить, но тщетно. Завязалась битва…
Вообще, пересказывать сюжет этого фильма – занятие странное, ибо в общих чертах его завязка повторяет пародируемый блокбастер «300 спартанцев». Если не вдаваться в подробности, можно описать всё ровно так же, как было там.
Но дело как раз в подробностях, от которых то тошнит, то лопается мозг. Фильм настолько чудовищен во всех своих проявлениях – нам предлагают посмеяться над блюющими героями, отрывающимися пирсингованными сосками и т.д. и т.п., а сделано всё буквально на коленке, – что невольно задаешься вопросом: как же надо презирать людей, чтобы пускать эту невыносимую отрыжку американского кинематографа, недостойную даже называться кино, в самый широкий прокат?
Хотя мотивы прокатчиков понятны: в США этот копеечный фильм собрал за три недели проката 34 миллиона долларов и шел на 2500 экранах, так чем мы лучше? Вот только если в поносившийся уже здесь пару раз «Самый лучший фильм» был хоть несколько раз смешным и выглядел дорого, то тут всё нарочито дешево, тупо и не смешно ни в одной сцене.
По сведениям, полученным из нескольких столичных кинотеатров, даже в окраинных районах зрители не смеются. И это, признаться, обнадеживает.
Правда, есть тут одно «но»: все-таки это продукт, заточенный практически исключительно под США. Две трети высмеиваемых тут звезд в России неизвестны вообще, а чтобы оценить киноцитаты, надо знать исходные фильмы. Так что большинство наших зрителей не сможет посмеяться при всем желании.
«Майкл Клейтон» (Michael Clayton)
Звезды – Джордж Клуни, Том Уилкинсон, Тильда Суинтон, Сидней Поллак
Жанр – драма
Про что – про сотрудника крупной адвокатской конторы, который оказался втянутым в грязную историю, ставящую его жизнь под удар.
«Мы из будущего»
Звезды – Даниил Страхов, Борис Галкин
Жанр – фантастика/приключения/военный
Про что – про четырех «черных следопытов», искавших ценные вещи в местах боев 1942 года и каким-то образом перенесшихся в то самое время, став простыми солдатами.
«Знакомство со спартанцами» (Meet the Spartans)
Звезды – Кармен Электра
Жанр – комедия
Про что – про 13 отважных спартанцев, отправившихся во главе с царем Леонидом бить войско персов.