Как подстегнуть вдохновение? Как заставить свою музу прилетать не когда ей заблагорассудится, а каждый божий день с восьми до шести, без перерыва на обед?
Оганесян первым предложил осуществить обмен опытом между персонажем и выдумавшим его писателем
На что только не шли творческие люди, чтобы избежать кризиса идей, – Павел Руминов в своем раннем фильме «Deadline» в прямом смысле выбивал из писателя сюжет при помощи наемных головорезов, в «Философах с большой дороги» Тибора Фишера незадачливого философа, задолжавшего издательству очередную книгу, приковывали цепью к батарее и кормили строго по расписанию. Чем-то похожим, но намного хуже и болезненнее, занимались в «Мизери» Стивена Кинга и «В пасти безумия» Джона Карпентера – перечислять можно долго.
Однако, кажется, именно Оганесян первым предложил осуществить обмен опытом между персонажем и выдумавшим его писателем, а также внести своего рода «редакторские» правки – чтобы в написанном тексте сквозь каждую букву пробивалась правда жизни. Идея неплоха, развитие идеи – «и писателю, и киллеру для работы нужно одиночество» – тоже заслуживает внимания.
Постоянный ливень и полумрак, одетые в черно-серое персонажи, саундтрек, по большей части расслабляющий, от Нино Катамадзе и группы Insight, – все это выдержано в духе современного европейского артхауса. Даже Хабенский, который, кажется, играет в каждом втором российском фильме, довольно убедительно изображает интеллектуала, у которого на лице написаны вечные вопросы: «Кто виноват?», «Что делать?» и «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Натренировавшийся на сиквеле «Иронии судьбы» Хабенский перевоплощается в пьяного гопника, но вот стать настоящим убийцей, снять себя с предохранителя у него не получается.
Проблема «Домового», пожалуй, в неправильном позиционировании – публика, пришедшая на Хабенского и Машкова, довольно быстро заскучает, поскольку сюжет этого триллера развивается неровно, каким-то скачками, а дождливая атмосфера промозглого города скорее убаюкивает, нежели держит в напряжении.
Зритель, воспитанный на авторском кинематографе и способный оценить постмодернистские шутки сценаристов (к примеру, в одном эпизоде писателя Антона Праченко путают с Владимиром Сорокиным), с большим скепсисом отнесется к подбору актеров.
Между тем издательство «КоЛибри» выпустило книгу некоего Антона Праченко «Домовой», написанную по мотивам одноименного фильма. Если полистать книгу, можно узнать много нового и интересного, например, то, что Домового зовут Михаил.
Интересно, что одним из продюсеров фильма выступила Анна Меликян, снявшая «Марс» и вместе со своей «Русалкой» объехавшая в этом году большинство престижных фестивалей. «Домовой» – третий продюсерский проект ее компании Magnum, и, кажется, сама Меликян считает, что ее режиссерский опыт помогает ей как продюсеру, она лучше понимает страхи, сомнения и действия режиссера.
Возможно, это и так. Но все же не стоит забывать, что когда обычному зрителю в яркой глянцевой обертке криминального триллера подсовывают горькую экзистенциальную пилюлю, он, проглотив ее, может попросить вернуть деньги.