Именно развитие компьютерной анимации помогло лишить Walt Disney Pictures статуса монополиста в производстве полнометражных многобюджетных мультфильмов. Наследники дедушки Уолта, конечно, сопротивлялись. В частности, усилили пропаганду пресловутого «корпоративного духа» и купили себе Pixar с потрохами, но это помогло им лишь остаться игроком на рынке. Да, ведущим, но уже одним из…
Через «звери как люди» зрителя смешили еще при царе-батюшке, обряжая медведя в кафтан и подсовывая в лапы балалайку
Разумеется, дележка рынка сопровождалась громкими скандалами, в которых Эрик Дарнелл, один из режиссеров «Мадагаскара» и «Мадагаскара-2», принял активное участие. Мультфильм о тяжкой доле муравьев задумывался именно на Walt Disney Pictures, но конфликт внутри творческой группы привел к тому, что идея раздвоилась: у Walt Disney Pictures вышли «Приключения Флика», у PDI и DreamWorks – дарнелловский «Антц».
Последний в прокате провалился. Во многом потому, что поле, на котором можно было конкурировать с WDP, прощупано на тот момент не было. «Флик» был сделан в духе «прославленных традиций студии», «Антц» же оказался тяжеловесным продуктом, эдаким политическим триллером на малопонятную аудиторию: слишком «взрослый» для детей, слишком наивный для взрослых.
Однако ко времени выхода «Мадагаскара» мышьяк для «мышиной» империи все-таки был найден. Disney по-прежнему оставался сосредоточением профессионалов, но те же «прославленные традиции студии» предписывали сценаристам довольствоваться исключительно вегетарианским юмором для малолетних. Конкуренты же начали активно строгать именно семейный продукт: детям – зверюшки, их родителям – шуточки на грани фола.
Одним из первопроходцев данного стиля стал «Шрек», но таковы и «Мадагаскар», и особенно «Мадагаскар-2» (всё – от тех же PDI и DreamWorks). Оба островных мульта Эрик Дарнелл создал в соавторстве со скандалистом Томом Макгратом. Для подстраховки Макграта продюсеры добавили или «само так получилось» – доподлинно неизвестно, но коктейль выходил многообещающий. Если Дарнелл в своем «Антце» замахивался чуть ли не на драматургию и социальную мораль, то Макграт больше известен как режиссер «Рена и Стимпи» (в России идет по «2х2», уберите детей от голубых экранов), а от этого продукта даже распоследним циникам иногда не по себе.
Тогда обошлось без жертв: драматург довольствовался тем, что распихал человеческие психотипы по животным (или животных по психотипам), а скандалист не проявил себя в принципе. Но в «Мадагаскаре-2» линия Макграта, судя по всему, победила. Детям, как уже было сказано, зверюшки, родителям – шутки про гомосексуализм и профсоюзных лидеров (учитывая, что речь идет об одних и тех же персонажах, это уже почти сатира).
Кроме того, вдругорядь упор был сделан на окончательную условность. В «Мадагаскаре» еще оставались остатки диснеевщины, попытки объяснить детям закон природы «хищник – жертва» (это притом, что речь идет об острове, где крупные хищники не водятся в принципе) через «зверюшка тоже хочет кушать». В «Мадагаскаре-2» уже сплошное понарошку, львы тусуются окрест антилоп, а если кого и травят, то анекдоты. Для комедии как жанра это, конечно, плюс.
Вообще, через «звери как люди» зрителя смешили еще при царе-батюшке, обряжая медведя в кафтан и подсовывая в лапы балалайку. Прошли годы, и теперь мармозетку выпихивают из самолета с криком «У него в ручной клади ножницы и крем для рук!».
Конечно, мармозетка – она мармозетка и есть. Но в «Мадагаскаре-2», снятом в век социальных метафор и двойных стандартов, не просто все звери – люди, но и все люди – звери. Положительных гомо сапиенс нет вообще, и сугубо отрицательную бабушку-браконьера пингвины весело месят под колесами джипа, как косулю. Зато вожак львиной стаи обращается к супруге исключительно через «молчи, женщина», а бегемотиху Глорию саванные мачо регулярно одаривают комплиментами о «больших и прекрасных формах».
К слову, на русский Глорию дублирует Маша Малиновская. Шутку, что называется, усилили. Как бы в компенсацию за утерянные параллели такого же рода: в оригинале страдающего от неумения общаться с женщинами жирафа Мелмана озвучивает Дэвид Швиммер, до того 10 лет аналогично страдавший в «Друзьях» по Дженнифер Энистон, а зебру Марти – чернокожий Крис Рок. Марти возмущает, что для львов все зебры – на одно лицо. Говорят, что некоторые белые придерживаются аналогичного мнения о негроидах.
Итого: провалить комедию со столь неувядающими параллелями (плюс высококачественная анимация) было так же сложно, как попасть сейчас в кинотеатр на фильм без Хабенского. Здесь голосом адмирала Колчака глаголит лев Алекс, выписанный главным героем в обоих «Мадагаскарах». Ему глумеж над межполовыми и межрасовыми отношениями навязывать не стали, но на раздаче выпало извечное «отцов и детей». Старый лев не в восторге от профессии сына (танцор верхнего брейка).
Ну а заканчивается все хорошо, как и подобает мультику. Двойной свадьбой, одна из которых – межвидовая, вторая же представляет собой заключение союза между живой и неживой материями. Реплика короля лемуров «Где же ты, старое доброе социальное неравенство?» осталась неуслышанной.