«Белый слон» как премию критики, конечно, нужно противопоставлять премиям, вручаемым самими кинематографистами.
Апология Балабанова
На миллионах телеэкранов страны сияет фирменная улыбка Никиты Михалкова, держащего в руках заветную статуэтку
Так уж повелось, что выбор наблюдающих за кинопроцессом более рафинированный и нестандартный. Посмотрев список номинантов «Белого слона», можно убедится, что наша критика не собирается подстраиваться под массовый вкус.
Лидерами кинопрессы стали «Александра» Сокурова (5 номинаций), «Груз-200» Алексея Балабанова (4 номинации) и «Простые вещи» Алексея Попогребского (6 номинаций).
Опять уже знакомое по «Кинотавру» противостояние радикального социального хоррора и фильма с человеческим лицом. Однако присутствие «Простых вещей», скорее всего, является формальным. Нельзя же игнорировать лидера «Кинотавра».
Вся же мощь нашей кинокритики под руководством журнала «Сеанс» была брошена на апологизацию «Груза 200». Закрытые просмотры, сравнения с Пазолини, Гойей, де Садом и Босхом, ярлык от Романа Волобуева: «Самый главный и важный в русском кино за последнюю пятилетку».
Психологическая атака была настолько сильна, что противнику фильма, шефу кинокритиков Виктору Матизену ничего не оставалось, как поправить фирменную ковбойскую шляпу и процедить сквозь зубы: «Красиво идут! Интеллигенция!»
Мне же остается лишь посочувствовать Андрею Звягинцеву, чей фильм оценен кинокритикой как некое декоративное кино – номинации оператору, художнику-постановщику, композитору.
Патентованный пошляк написал, что "Если бы у наших хватило смелости, а у французов – смирения, никто лучше Балабанова не представил бы Россию в Каннах". Однако у председателя жюри Международного кинофестиваля дебютов в Ханты-Мансийске, ключевой фигуры французской «новой волны» Лео Каракса хватило различных внутренних качеств, чтобы наградить «Ласточки прилетели» Аслана Галазова Гран-при.
Между тем Алексей Октябринович Балабанов, выпустивший свой 11-й по счету фильм, вовсе не является режиссёром, способным представлять Россию на международных кинофестивалях класса «А». Можно даже сказать, что они его игнорируют.
Никаких призов его фильмы там не получали. Ни «Брат», ни «Про уродов и людей» не участвовали в Каннах в основном конкурсе. «Груз 200» был представлен на каком-то спецпоказе в Венеции.
И это не просто игнорирование. Когда Стивен Фрирз вручал в этом году Золотую пальмовую ветвь неизвестному режиссеру из Румынии, после чего еще громче заговорили о расцвете румынского кино, он прекрасно знал, что делает.
К 100-летию кино Британский киноинститут выпустил документальные фильмы. В них Стивен Фрирз (Англия), Нагиса Осима (Япония) и особенно Мартин Скорсезе (США) рассказали о кинематографиях своих стран.
Яркие, образные, с любовью созданные хроники кино. Снятый в этой серии продюсером «Груза 200» Сергеем Сельяновым фильм о российском кинематографе смотреть практически невозможно.
А тем временем лидеры современного артхауса получают престижные награды и приглашения в программу Канн, Берлина, Венеции едва ли не на стадии дебютов.
Ведь между кинофестивалями идет жесточайшая конкуренция. Открытого Венецией Звягинцева моментально перехватили более значимые Канны. А именно в Каннах получили Золотую пальмовую ветвь дебют Содерберга, второй фильм Тарантино.
Все хотят представить у себя сливки мирового кинопроцесса, утереть нос соперникам, открыть имя, создать моду. Но что-то не видно было борьбы за «Груз 200».
Сольный дебют Попогребского «Простые вещи», конечно, номинирован. Между тем лучший, по моему мнению, и высоко оценённый критикой дебют прошлого года «Ласточки прилетели» не представлен на «Белом слоне» ни в одной номинации.
Что является просто скандалом. Правда, говорить «не представлен в номинациях» не совсем правильно. У «Белого слона» существует идиотская номинация «Лучший фильм-дебют», подразумевающая, что дебютант еще как бы не совсем режиссер.
Думаю, над этим посмеются многие киноманы, пересматривающие такие полнометражные дебюты, как «Стачка» Эйзенштейна (1924), «На последнем дыхании» (1959) Годара, «Пустоши» (1969) Малика, «Одинокий голос человека» (1978) Сокурова, «Голова-ластик» (1977) Линча, «Парень встречает девушку» (1984) Каракса, «Бешеные псы» (1992) Тарантино, «Пи» (1998) Аранофски.
Золотой орел Михалкова
Но и «Золотой орел» также не особо приветлив к дебютантам и также игнорирует фильм Галазова. В центре премии фильм «12» матёрого Никиты Михалкова – 5 номинаций.
В номинации «За лучшую мужскую роль» выдвинут весь актерский ансамбль «12». Несложно представить себе трогательные моменты церемонии вручения призов: Гармаш целует взасос Стоянова, Петренко держит на руках Ефремова, вокруг них танцует лезгинку Газаров.
На миллионах телеэкрановх страны сияет фирменная улыбка Никиты Михалкова, держащего в руках заветную статуэтку. Цвет российского актерства! Что еще надо российскому кинозрителю, чтобы достойно встретить старость?
– Ху из мистер Стоянов? – толкает локтем в бок российского коллегу заезжий корреспондент. Но чу!
Чернокрылый воробей трепеща и одиноко парит быстро над сценой, где проходит церемония вручения «Золотого орла». Облетает Фёдора Бондарчука, обходит справа Виктора Сухорукова, также выдвинутых мужчин-актёров и садится! садится! на плечо Сергею Маковецкому!
Вот он момент триумфа! Зал рыдаетъ!
Вместе с залом рыдают Дмитрий Дюжев и Леонид Броневой, пролетевшие в этом году как фанера над Парижем. А также каннский лауреат актер Константин Лавроненко и, опять же, режиссёр Звягинцев (их фильм не участвует по решению продюсеров).
Зато привычно иронически смотрит на весь этот номинационный беспредел Кира Георгиевна Муратова. Её «Два в одном» также отсутствуют в конкурсе. Зачем «Золотому орлу» эстетический экстремизм?
Не только «Груз 200» близко не подпустим к конкурсу, но и заодно и классика российского кино. Зато щедро разбодяжим церемонию вручением призов телесериалам. Призы сериалам меньше 10 серий, больше 10 серий...
Главное – чтобы зрителю было что в телевизоре посмотреть. А с чем мы пойдем на кинофестивали и «Оскар» (Снова Михалков в списке) в этом году – совершенно не важно.
Выдающийся немецкий режиссер Вим Вендерс писал: «И как можно удивляться ненависти к иностранцам, если житель данной страны не может дать дефиницию своей стране, если он не знает, где она находится, где его место в ней, и в своей слепой агрессии он таким образом защищает не свою территорию, а борется за то, чтобы его впустили. Мне кажется, все мы еще иностранцы и пытаемся заселить неизвестную страну под названием Германия. Возможно, слишком смелый тезис, но он, по меньшей мере, уравнивает всех».
Мне кажется, нам тоже пора прекращать жить в постсоветском пространстве. Жить в России. И именно кинематограф может и должен показать россиянам современный облик своей страны и достойно представить её в мировом сообществе.
Ни «Белый слон», ни «Золотой орёл» этой задачи не преследуют.