Культура

4 августа 2007, 14:55

Берлинский гуру

Фото: peoples.ru

Есть люди, творчество которых – словно неожиданно возникающий мост между двумя берегами широкой реки. Эволюция от рока к техно не могла бы быть такой органичной, если бы не произведения Шульце, шаг за шагом прошедшего по этой переправе, сооруженной им собственным творчеством.

Клаус Шульце родился 4 августа 1947 года в Берлине, семья была музыкальной, отец – пианист, мать – балерина. Предполагалось, что ребенок продолжит семейные традиции, родителям хотелось воспитать классического музыканта.

Не существовало никакой берлинской школы электронной музыки, просто были Kraftwerk, Tangerine Dream и я

Клаусу подарили гитару, и он усердно ее осваивал. Однако вместо классического направления его потянуло к современной музыке, Шульце играет в подростковых коллективах музыку Rolling Stones и Procol Harum, осваивая между делом ударные.

Шульце не получил полноценного музыкального образования. Он поступил в педагогический университет, где изучал – вполне успешно, даже платили стипендию – гуманитарные предметы: философию, психологию, историю и литературу.

Поворотным моментом его биографии было знакомство с лидером группы Tangerine Dream Эдгаром Фрезе. Тот попросил Клауса заменить на один вечер барабанщика, и за это выступление они заработали целых 50 марок. Игра понравилась Фрезе, и он предложил Шульце стать постоянным членом группы.

В 1970 году Tangerine Dream выпускают первый альбом под характерным названием Electronic Meditation. К тому времени Шульце уже освоил и клавишные. Тяга к новым музыкальным пространствам ведет его к электронным экспериментам, и Шульце делится своими соображениями с Фрезе. Тот не хочет превращать Tangerine Dream в сугубо электронную группу и расстается с Шульце (для того чтобы все же стать самой известной электронной группой).

Шульце играет в еще одной группе – Ash Ra Tempel, но вскоре решает заняться сольной карьерой, оборудуя под студию свою квартиру.

А дальше начинается то, что позже назовут золотой эрой электронной музыки и расцветом берлинской школы электроники. В Европе начинается настоящий бум, мода на электронную музыку все растет и Шульце – на гребне волны. Он много гастролирует по Европе и Японии (с тех пор в токийском Музее восковых фигур есть его изображение), играет вместе с Китаро и Стоми Ямашитой.

Шульце впоследствии скажет, что не существовало никакой школы, а были просто люди, которые пытались играть непохожую на тогдашний мейнстрим музыку, – Kraftwerk, Tangerine Dream и сам Шульце. Он постоянно экспериментировал, у него не было четко определенного пути, и, наверное, именно поэтому музыка Шульце всегда едина в своей глубинной сути и в то же время всегда непохожа на то, что композитор делал раньше.

Иногда его музыку называют «космическим роком», хотя отношение к рок-музыке его композиций весьма отдаленное. Это прослеживается даже на фактурном уровне – огромные треки, отсутствие четкой структуры, имитация сугубо импровизационной техники. Все очень плавное, текучее и вязкое, одна мелодия постепенно перетекает в другую, фрагменты повторяются, звук плавится и распадается на составляющие.

Можно сказать, что музыка Шульце предельно абстрактна. И если говорить о предшественниках Шульце в этом направлении, то часто упоминают классический немецкий авангард, в первую очередь Штокхаузена. Шульце это не отрицал, но не без иронии замечал, что о Штокхаузене впервые услышал именно от журналистов, которые упорно задавали ему вопросы о влиянии на его творчество.

Заметим, что именно эта особенность музыки Шульце была востребована в рекламе (тоже электронных примочек, с Шульце работала фирма IBM), создании саундтреков (самый известный – к фильму Николаса Роуга «Человек, который упал на Землю» с Дэвидом Боуи в главной роли) и психотерапии (оздоровительные кассеты выпускались с его музыкальным сопровождением).

Абстрактность композиций Шульце, впрочем, имеет двоякую природу. Это своего рода ловушка для слушателя, ведь многие композиции имеют четкие названия, например «Кристальное озеро», и даже небольшие комментарии. Сам Шульце определенно высказался об этом в заметке на обложке одного из дисков: музыка активизирует внутренние резервы слушателя, она «сделана» только наполовину и необходимо ее определенное отражение в душе (или сознании, или подсознании) воспринимающего.

Шульце всегда шел в ногу с новыми технологиями, ведь электронная музыка – это не только сочинительство, но и активное освоение технических достижений. В конце 70-х он переходит с аналоговых синтезаторов на цифровую запись, его новый альбом даже назывался Dig It.

Дальше – освоение семплирования и новые эффекты, которые проникают в его музыку. Она становится еще более пространственной, причудливая смесь этнических мотивов, звуков природы, криков и голосов создает своего рода гипнотический бульон, в который погружается галлюцинирующий слушатель.

Следующий этап – техно-эксперименты, течения транс и эмбиент. Кризис электроники в 90-е был налицо и требовалась «свежая кровь». Сам Шульце неоднократно заявлял, что его музыка не менялась, все было в самом начале, просто он по-новому расставлял акценты.

Количество его альбомов огромно – больше полусотни сольных, несколько десятков в составе разных групп. То и дело выпускаются комплекты не выходивших ранее записей, которые успешно распродаются: два бокса по 10 альбомов, 25 CD к 50-летию музыканта, 50 CD в 1999 году, причем Шульце никогда не делает ремиксов своих прежних работ.

И как всегда, остается столь же абстрактным, сколь и четким, – время звучания собрания 25 альбомов составляет 1947 минут – ведь эта цифра совпадает с датой его рождения.

Текст: Олег Рогов

Вам может быть интересно

ВСУ покинули позиции вблизи Архангельского под Авдеевкой
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

В МИД допустили связь высказываний Макрона с днями недели

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

Американский генерал призвал поощрять бежавших за рубеж украинцев к службе в ВСУ

Новости

Блиновская решила заявить о банкротстве

Обвиняемая в неуплате более 900 млн рублей налогов блогер Елена Блиновская решила попросить Арбитражный суд Москвы признать ее банкротом, следует из данных Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

В Британии заявили об уязвимости страны перед ракетными атаками

Многолетнее сокращение оборонных расходов Британии сделало страну уязвимой перед потенциальной угрозой ракетных и беспилотных атак, сообщает канал Sky News со ссылкой на источники в минобороны страны и мнение ветеранов холодной войны.

Путин провел рабочую встречу с губернатором Тульской области Дюминым

Президент России Владимир Путин назвал впечатляющим рост промышленности Тульской области, а также похвалил регион за активное развитие строительного сектора и успехи в других сферах. Об этом он заявил на встрече с тульским губернатором Алексеем Дюминым.

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

Мэр Тбилиси заявил о попытке хозяев оппозиции «повторить киевские спектакли» в столице Грузии

Радикальная оппозиция и их хозяева стараются устроить в Грузии события по типу Майдана, заявил генсек правящей «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

У военкоматов Киева образовались очереди из пытающихся обновить данные

Огромные очереди из военнообязанных образовались у военкоматов в Киеве, люди спешат обновить свои данные до вступления в силу нового закона об усилении мобилизации, сообщили украинские СМИ.

Грузовик в Киргизии врезался в группу детей

В киргизском поселке грузовой автомобиль без водителя сбил 29 детей на празднике, трое из них находятся в тяжелом состоянии, сообщили в пресс-службе министерства здравоохранения страны.

Синоптик предупредил о похолодании до минус шести градусов в европейской части России

В ближайшие дни в европейской части России ожидается резкое понижение температуры, которое приведет к заморозкам, сообщил научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд.

Советник главы ДНР рассказал о значении взятия Бердычей

Освобождение села Бердычи под Авдеевкой расширяет плацдарм российских войск и позволит усилить огневое давление на дорогу, ведущую к Покровску, заявил советник главы региона Игорь Кимаковский.

Макрон не исключил отправки французских войск на Украину

Французский президент Эмманюэль Макрон журналу The Economist в очередной раз заявил, что не исключает отправку военнослужащих на Украину.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?