Культура

17 июля 2007, 19:03

Тайна, доступная вам

Фото: ИТАР-ТАСС

Смотреть фильмы и спектакли про внеземные материи любят все. Да только вот умельцев, производящих качественный продукт на основе столь эфемерного первоисточника, найдется немного.

Пьес подобных в мировой драматургии хватает, а ставятся они до обидного редко. В Москве в том числе. Но прорывы иногда случаются. Вот под занавес сезона у нас появились одновременно два спектакля по Морису Метерлинку, автору многослойному, запутанному, но при этом необычайно красивому.

В этой истории много слоев и смыслов, но суть ее несложна: надо бережнее обращаться со своей мечтой. Иначе ее можно уничтожить в битве за обладание

В его пьесах действуют колдуны и принцессы, ожившие предметы и неземные субстанции. Как всякого символиста, Метерлинка занимали двойственность человека и мира, обратные стороны любой мысли или движения. И истории его вдруг зазвучали современно и значимо.

Видимо, пришло время.

Таинственный лес

Свой премьерный сезон Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко завершил совместным проектом с Чеховским фестивалем – оперой Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» по либретто Метерлинка.

В столицу прибыл один из основных европейских режиссеров среднего поколения Оливье Пи со своей творческой командой. И сочинил стильный и гармоничный спектакль, одновременно серьезный и невесомо прозрачный.

В метерлинковском либретто, легшем в основу оперы, взаимодействуют реальные и волшебные существа. Внук короля Голо, встретив в лесу необычную девушку Мелизанду, недолго думая, женится на ней и привозит в родовой замок. Где та влюбляется в его младшего брата Пеллеаса, который отвечает ей взаимностью.

Но девушка слишком хрупка для земных чувств, и любовь раздирает ее на части. А братья, сражаясь друг с другом, до последнего не замечают, что объект не вынесет их схватки. Однако лишь на первый взгляд все так просто. Может быть, таинственная девушка вовсе не была волшебной. Просто стала своеобразным испытанием на прочность для двух мужчин. Не сумевших совладать со своим эгоизмом.

Французские гости потрудились на «отлично». Под руководством дирижера Марка Минковски оркестр театра совладал с довольно специфичной музыкой. Дебюсси звучит как надо: нежно, акварельно, атмосферно, с деликатно подчеркнутыми нюансами.

Художник Пьер-Андре Вейц возвел на сцене сумрачную конструкцию из переплетенных металлических пластин, трансформирующуюся то в дворцовые покои, то в скалистый берег моря, то в ночной сад. А вокруг печально мерцают серебристые трубочки – лесной мир красавицы Мелизанды, ненавязчивое напоминание, что природа сильна, но разрушить ее легко.

Основные партии в спектакле поют приглашенные солисты. Они идеально соответствуют своим ролям, а потому смотреть на них – одно удовольствие. Хрупкая Софи Марен-Дегор (Мелизанда) с красивым, переливающимся голосовым тембром, сочетает печальную отстраненность и земную чувственность. Кажется, что героиня сама не властна над своей природой и, понимая свою губительность для мужчин, ничего не может с этим поделать.

Изящный декадентский принц Пеллеас (Жан-Себастьян Бу) удачно контрастирует с мрачным жестокосердным Голо (Франсуа Ле Ру).

Однако «родные» певцы, пусть и в меньших по объему партиях, не уступают гостям. Отлично поют Наталья Владимирская (Женевьева, мать принцев) и Дмитрий Степанович (Аркель).

А Валерия Зайцева в роли сына Голо, мальчика Иньоля (в оригинале эта партия предназначается для дисканта, но режиссер решился на эксперимент и не прогадал), стала настоящим открытием и как певица, и как актриса.

Спектакль довольно длинный, мизансцены аккуратны и статичны, никаких экстравагантностей на сцене не происходит. Но атмосфера обволакивает и чарует, погружая в себя и заставляя дышать в другом ритме.

В этой истории много слоев и смыслов, но суть ее несложна: надо бережнее обращаться со своей мечтой. Иначе ее можно уничтожить в битве за обладание.

Невесомая принцесса

Актер Артур Смольянинов в роли Принца Гиальмара и актриса Елена Плаксина в роли Анны "Мален" по пьесе Мориса Метерлинка в постановке Владимира Агеева

Режиссер Владимир Агеев – давний поклонник символистской драматургии в целом и Метерлинка в частности. Однако воплотить эту привязанность на московских подмостках удалось только сейчас.

Руководство театра «Современник» предоставило Агееву Основную сцену, не побоявшись специфического мышления режиссера, справедливо считающегося сегодня в Москве едва ли не главным производителем театрального арт-хауса. И не прогадало: работа получилась достойной.

Агеев свел воедино две ранние пьесы Метерлинка «Принцесса Мален» и «Жуазель». Сквозь мистическую дымку истории любви юной принцессы Мален и принца Гиальмара проступают темы куда более серьезные: это и бессмысленная война с неизбежными потерями и, как следствие, деформированным человеческим сознанием, и чудовищное непонимание между поколениями, и страх перед неведомым, порождающий энергию разрушения. И, наконец, колоссальная потребность в чувствах и неумение ее воплотить.

Неторопливо и спокойно режиссер рассказывает о сегодняшнем дне, да так, что, кажется, смотришь не Метерлинка, а какого-нибудь «новодрамовского» автора. А актеры удачно балансируют на грани между конкретикой и обобщением.

Картинка спектакля очень проста: несколько огромных витражей, легко обозначающих любое место действия, и световой задник «а-ля Роберт Уилсон», одновременно служащий экраном (художник Марина Филатова). Атмосферу довершает томительная, зловещая музыка, которой, вроде, и не замечаешь вовсе, но поддаешься ее воздействию.

По идее, основную смысловую и эмоциональную нагрузку должен нести дуэт главных героев, Мален и Гиальмара. Однако у назначенных на эти роли популярных по кино- и телеработам артистов Марины Александровой и Артура Смольянинова это не получилось.

Создалось впечатление, что им безразличны как происходящие в пьесе события, так и собственные персонажи, они работают нехотя, спустя рукава. Принцесса получилась у Александровой упрямой, капризной барышней, которая ничего не знает о любви и не нуждается в ней. А принц Смольянинова совсем не отличается от «простых парней», сыгранных им в кино. Хотя работает он поинтереснее партнерши.

В результате первенство уверенно перехватывают другие артисты. Королева Анна, мачеха принца, сыгранная Еленой Плаксиной – лучшая работа в спектакле.

Эффектная и беспринципная покорительница мужчин, на первый взгляд кажется непробиваемой и успешной. Однако на самом деле она – слабая, одинокая молодая девушка, влюбившаяся в пасынка и испуганная силой своей соперницы, главенствующей в сердце принца.

Даже убив Мален, Анна не избавится от страха, хотя в финале будет единственной, кто изо всех сил пытается спасти разрушающееся на глазах пространство.

Интересно работают Анатолий Узденский (король Гиальмар), Янина Романова (принцесса Углиана, несчастная и нелюбимая невеста принца), Таисия Михолап (кормилица Мален, постоянно взволнованная, трогательная тетушка).

Обозначив жанр спектакля как «мистический триллер», Владимир Агеев, скорее, хочет напомнить зрителю о фильмах Дэвида Линча с их неумолимостью развития событий и тайнами, которые так и останутся неразгаданными. Не делая прямых «приветов», Агеев позволяет и актерам, и зрителям выйти на новый уровень понимания театра.

Все таинственное тем и хорошо, что остается таковым, даже раскрывшись. И спектакли на такие темы поневоле притянут снова. После них почему-то становишься другим. Жаль, что новые авторы практически не пишут подобных пьес. А режиссеры, пугаясь мистики, берутся за более простые истории.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?