Культура

17 июля 2007, 19:03

Тайна, доступная вам

Фото: ИТАР-ТАСС

Смотреть фильмы и спектакли про внеземные материи любят все. Да только вот умельцев, производящих качественный продукт на основе столь эфемерного первоисточника, найдется немного.

Пьес подобных в мировой драматургии хватает, а ставятся они до обидного редко. В Москве в том числе. Но прорывы иногда случаются. Вот под занавес сезона у нас появились одновременно два спектакля по Морису Метерлинку, автору многослойному, запутанному, но при этом необычайно красивому.

В этой истории много слоев и смыслов, но суть ее несложна: надо бережнее обращаться со своей мечтой. Иначе ее можно уничтожить в битве за обладание

В его пьесах действуют колдуны и принцессы, ожившие предметы и неземные субстанции. Как всякого символиста, Метерлинка занимали двойственность человека и мира, обратные стороны любой мысли или движения. И истории его вдруг зазвучали современно и значимо.

Видимо, пришло время.

Таинственный лес

Свой премьерный сезон Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко завершил совместным проектом с Чеховским фестивалем – оперой Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» по либретто Метерлинка.

В столицу прибыл один из основных европейских режиссеров среднего поколения Оливье Пи со своей творческой командой. И сочинил стильный и гармоничный спектакль, одновременно серьезный и невесомо прозрачный.

В метерлинковском либретто, легшем в основу оперы, взаимодействуют реальные и волшебные существа. Внук короля Голо, встретив в лесу необычную девушку Мелизанду, недолго думая, женится на ней и привозит в родовой замок. Где та влюбляется в его младшего брата Пеллеаса, который отвечает ей взаимностью.

Но девушка слишком хрупка для земных чувств, и любовь раздирает ее на части. А братья, сражаясь друг с другом, до последнего не замечают, что объект не вынесет их схватки. Однако лишь на первый взгляд все так просто. Может быть, таинственная девушка вовсе не была волшебной. Просто стала своеобразным испытанием на прочность для двух мужчин. Не сумевших совладать со своим эгоизмом.

Французские гости потрудились на «отлично». Под руководством дирижера Марка Минковски оркестр театра совладал с довольно специфичной музыкой. Дебюсси звучит как надо: нежно, акварельно, атмосферно, с деликатно подчеркнутыми нюансами.

Художник Пьер-Андре Вейц возвел на сцене сумрачную конструкцию из переплетенных металлических пластин, трансформирующуюся то в дворцовые покои, то в скалистый берег моря, то в ночной сад. А вокруг печально мерцают серебристые трубочки – лесной мир красавицы Мелизанды, ненавязчивое напоминание, что природа сильна, но разрушить ее легко.

Основные партии в спектакле поют приглашенные солисты. Они идеально соответствуют своим ролям, а потому смотреть на них – одно удовольствие. Хрупкая Софи Марен-Дегор (Мелизанда) с красивым, переливающимся голосовым тембром, сочетает печальную отстраненность и земную чувственность. Кажется, что героиня сама не властна над своей природой и, понимая свою губительность для мужчин, ничего не может с этим поделать.

Изящный декадентский принц Пеллеас (Жан-Себастьян Бу) удачно контрастирует с мрачным жестокосердным Голо (Франсуа Ле Ру).

Однако «родные» певцы, пусть и в меньших по объему партиях, не уступают гостям. Отлично поют Наталья Владимирская (Женевьева, мать принцев) и Дмитрий Степанович (Аркель).

А Валерия Зайцева в роли сына Голо, мальчика Иньоля (в оригинале эта партия предназначается для дисканта, но режиссер решился на эксперимент и не прогадал), стала настоящим открытием и как певица, и как актриса.

Спектакль довольно длинный, мизансцены аккуратны и статичны, никаких экстравагантностей на сцене не происходит. Но атмосфера обволакивает и чарует, погружая в себя и заставляя дышать в другом ритме.

В этой истории много слоев и смыслов, но суть ее несложна: надо бережнее обращаться со своей мечтой. Иначе ее можно уничтожить в битве за обладание.

Невесомая принцесса

Актер Артур Смольянинов в роли Принца Гиальмара и актриса Елена Плаксина в роли Анны "Мален" по пьесе Мориса Метерлинка в постановке Владимира Агеева

Режиссер Владимир Агеев – давний поклонник символистской драматургии в целом и Метерлинка в частности. Однако воплотить эту привязанность на московских подмостках удалось только сейчас.

Руководство театра «Современник» предоставило Агееву Основную сцену, не побоявшись специфического мышления режиссера, справедливо считающегося сегодня в Москве едва ли не главным производителем театрального арт-хауса. И не прогадало: работа получилась достойной.

Агеев свел воедино две ранние пьесы Метерлинка «Принцесса Мален» и «Жуазель». Сквозь мистическую дымку истории любви юной принцессы Мален и принца Гиальмара проступают темы куда более серьезные: это и бессмысленная война с неизбежными потерями и, как следствие, деформированным человеческим сознанием, и чудовищное непонимание между поколениями, и страх перед неведомым, порождающий энергию разрушения. И, наконец, колоссальная потребность в чувствах и неумение ее воплотить.

Неторопливо и спокойно режиссер рассказывает о сегодняшнем дне, да так, что, кажется, смотришь не Метерлинка, а какого-нибудь «новодрамовского» автора. А актеры удачно балансируют на грани между конкретикой и обобщением.

Картинка спектакля очень проста: несколько огромных витражей, легко обозначающих любое место действия, и световой задник «а-ля Роберт Уилсон», одновременно служащий экраном (художник Марина Филатова). Атмосферу довершает томительная, зловещая музыка, которой, вроде, и не замечаешь вовсе, но поддаешься ее воздействию.

По идее, основную смысловую и эмоциональную нагрузку должен нести дуэт главных героев, Мален и Гиальмара. Однако у назначенных на эти роли популярных по кино- и телеработам артистов Марины Александровой и Артура Смольянинова это не получилось.

Создалось впечатление, что им безразличны как происходящие в пьесе события, так и собственные персонажи, они работают нехотя, спустя рукава. Принцесса получилась у Александровой упрямой, капризной барышней, которая ничего не знает о любви и не нуждается в ней. А принц Смольянинова совсем не отличается от «простых парней», сыгранных им в кино. Хотя работает он поинтереснее партнерши.

В результате первенство уверенно перехватывают другие артисты. Королева Анна, мачеха принца, сыгранная Еленой Плаксиной – лучшая работа в спектакле.

Эффектная и беспринципная покорительница мужчин, на первый взгляд кажется непробиваемой и успешной. Однако на самом деле она – слабая, одинокая молодая девушка, влюбившаяся в пасынка и испуганная силой своей соперницы, главенствующей в сердце принца.

Даже убив Мален, Анна не избавится от страха, хотя в финале будет единственной, кто изо всех сил пытается спасти разрушающееся на глазах пространство.

Интересно работают Анатолий Узденский (король Гиальмар), Янина Романова (принцесса Углиана, несчастная и нелюбимая невеста принца), Таисия Михолап (кормилица Мален, постоянно взволнованная, трогательная тетушка).

Обозначив жанр спектакля как «мистический триллер», Владимир Агеев, скорее, хочет напомнить зрителю о фильмах Дэвида Линча с их неумолимостью развития событий и тайнами, которые так и останутся неразгаданными. Не делая прямых «приветов», Агеев позволяет и актерам, и зрителям выйти на новый уровень понимания театра.

Все таинственное тем и хорошо, что остается таковым, даже раскрывшись. И спектакли на такие темы поневоле притянут снова. После них почему-то становишься другим. Жаль, что новые авторы практически не пишут подобных пьес. А режиссеры, пугаясь мистики, берутся за более простые истории.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Арестованный в США россиянин Винник заключил сделку о признании вины
Темы дня

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

Выборы заставляют Париж и Лондон рисковать на Украине

Лондон намерен предложить Киеву столетнее сотрудничество и счел приемлемым удары британским оружием по российской территории. На этом фоне Париж вновь допустил отправку военного контингента на Украину. В Лондоне с этой идеей не согласны, но продолжают сообща работать над созданием новой Антанты. Что это означает для России?

Европа потребовала отчетности от Украины за потраченные деньги

Кандидат в президенты Литвы признал Крым российским

Украинских военных лишили возможности закладывать ломбардам тепловизоры и дроны

Новости

Стали известны детали 14-го пакета антироссийских санкций ЕС

Министр финансов Латвии Арвил Ашераденс в пятницу раскрыл подробности нового 14-го пакета санкций Евросоюза против России.

Зеленский признал расширение наступления ВС России

Украинской армии нужно быть готовой к новому этапу боевых действий, ВС России готовят расширение наступления, заявил украинский президент Владимир Зеленский в пятницу на встрече с пограничниками в городе Хмельницком.

МИД пообещал Дании жесткий ответ за ограничения прохода танкеров с нефтью

Москва даст ответ, если Дания ограничит проход танкеров с российской нефтью через балтийские проливы, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Командующий ВС Эстонии предложил странам НАТО заблокировать Балтийское море

Эстония совместно с Польшей, Швецией и Финляндией, которые недавно вступили в НАТО, планирует решать проблему возможной блокады Балтийского моря, заявил командующий Силами обороны Эстонии генерал Мартин Херем.

Прапорщика из Дагестана удостоили звания Героя России посмертно

Дагестанцу Фархаду Худайнатову присвоили звание Героя России посмертно за подвиг в ходе спецоперации, сообщил глава республики Сергей Меликов.

СМИ: Пожар на заводе в Берлине не коснулся производства систем ПВО IRIS-T

Пожар, вспыхнувший на предприятии оборонно-промышленного концерна Diehl Group в Берлине, не затронул процесс производства систем ПВО IRIS-T, которые поставляются, в том числе, Украине, сообщили СМИ.

Агроном рассказал, как дачникам спасти будущий урожай от заморозков

Рассаду в открытом грунте необходимо накрыть на ночь, создав своего рода парник, в теплицу стоит поместить обогреватель, а сад лучше защитить от холода теплым дымом, сказал газете ВЗГЛЯД агроном и специалист в сфере сельского хозяйства Владимир Викулов, комментируя предстоящие заморозки в Москве и Подмосковье.

В Госдуме назвали вероятную дату утверждения премьер-министра России

Государственная дума может утвердить премьер-министра РФ 10 мая, если получит представление от президента России Владимира Путина, сообщил источник в палате.

Москва потребовала от спикера парламента Армении объяснить его антироссийские заявления

Москва ждет от Еревана ответ на обращение российских парламентариев в связи антироссийскими заявлениями спикера парламента Армении Алена Симоняна, обвинившего Россию во «вторжении на Украину», заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Священник объяснил, почему православным не следует оставлять еду на могилах

Русской православной церковью порицается традиция оставлять еду на могилах умерших родственников, а также поминовение спиртным, сообщил священник Александр Ильяшенко.

Илон Маск предупредил об обесценивании долара

Доллар США ничего не будет стоить, если не удастся решить проблему государственного долга страны, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Российские войска прорвались в Котляровку Харьковской области

Первая танковая армия Вооруженных сил России прорвала оборону украинских войск в районе Кисловки на Купянском направлении и штурмует Котляровку в Харьковской области, сообщили российские военкоры.
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?