Культура

24 июня 2007, 13:52

Незолотая середина

Фото: gallery.vavilon.ru

Читаю прозу трех журналов – пятого «Нового мира», третьего и четвертого «Знамени». В журналах полно всякого добра. Есть два с половиной романа, правда, один из неполовинных романов – никакой не роман, просто он так называется. Также дофига повестей и рассказов. А удовольствия от чтения – чуть-чуть. Куда ни глянешь – везде «добротный средний уровень».

И кто только назвал середину «золотой». Гораций? Вот бы подрядить Горация составлять хит-парад текущей толстожурнальной прозы. Поглядел бы я на этого Горация…

Выше середины (от 15 до 7 баллов)

Записки Игоря Алексеева – потрясающий документ реальной беды реального человека, на которого обрушилось тяжелейшее заболевание

15. Игорь Алексеев. Как умирают слоны. Записки из бутылки. «Новый мир», № 5

Удивительное дело: вот уже второй раз лучший прозаический текст – бесспорный нон-фикшен. Наверное, все же жизнь глубже и интереснее писательских выдумок. Особенно если она соприкасается со смертью.

Записки Игоря Алексеева – потрясающий документ реальной беды реального человека, на которого обрушилось тяжелейшее (и в перспективе смертельное) заболевание. Хронометраж убывающего бытия. Красивые успокоительные предания о том, «как умирают слоны», отходят на второй план, а затем вовсе исчезают. Они – атрибут этой стороны жизни. Свидетельствующий о себе – неотвратимо движется по ту сторону, входит в ледяную воду – негодуя, бунтуя, смиряясь, свыкаясь.

Читать Алексеева невыносимо. Но надо. Всем.

14. Андрей Битов. Два рассказа. «Новый мир», № 5

Поэт, писатель, сценарист Андрей Битов

Жутковатые, грозные, покалывающие волчьим электричеством были Андрея Георгиевича Битова; первая – о поразительном происшествии, случившемся в день смерти брата, вторая – о встрече с вдохновенным органистом-импровизатором.

Наверное, в запасе у любого интеллигента есть истории подобного рода, но не всякий умеет их рассказать, как Битов. Кстати, ведь это – тоже нон-фикшен. Правда, не стопроцентный.

13. Марк Харитонов. Седьмое небо. Рассказ. «Знамя», № 3

Новелла Марка Харитонова о мужике, встретившем в вагоне электрички свою судьбу в обличье обтерханного распространителя билетов сомнительной лотереи, занимательна и не без метафизической подкладки. Пожалуй, это лучший текст двух рассматриваемых номеров «Знамени». Но от него уже начинается движение к незолотой середине.

12. Дмитрий Бавильский. Мученик светотени. Из цикла «Праздные люди». «Новый мир», № 5

Опять нон-фикшен (и опять не вполне чистый). Царское село. Павловск. Свадьба с размахом (женится приятель по армейской юности). На фоне свадьбы – многослойное раздумье о сложных индивидуальных взаимоотношениях автора с Ленинградом-Петербургом-Питером. Много экскурсов в прошлое и метафор.

11. Елена Долгопят. Повествование о двух встречах. «Знамя», № 3

К компьютерному дизайнеру Сереже приходит богатый клиент и предлагает Сереже оформить сайт. На самом деле сайта нет и клиента тоже нет; это (судя по всему) дьявол, и он утягивает несчастного Сережу в параллельные миры. А с искусствоведом Сашей случается вот что – он набредает на картины одного художника. Ох, не все просто с этими картинами – в чем Саша скоро убедится. На себе….

В сущности, рассказы Елены Долгопят – жутики, городские былички. Но как изысканно, как стильно они поданы! Что ж, офисные пижоны, системные администраторы, ресторанные критики и модные визажисты тоже в далекие детские годы слушали страшилки у пионерского костра. Ползет-ползет по стенке зеленая рука. Прямо в «Кофе-хаус»…

10. Леонид Костюков. Мемуары Михаила Мичмана. Повесть. «Новый мир», № 5

Леонид Костюков

Щегольской микс на темы русской литературы ХХ века с участием литераторов-классиков и литераторов-современников. То, о чем говорит Костюков, давно известно; поэтому не вполне понятен смысл его работы. Хотя исполнена она мастерски, с блеском (то есть не с блеском, а, напротив, с тинистой зеленцой благородной патины).

Триумф виртуозно-бесцельного стилизма. Высшая стадия постмодерна: аутентичным бунинским языком сказано о том, как некогда Бунин сообщил Михаилу Мичману о том, что литература умерла.

9. Надир Сафиев. Грезы суфлера Вольфа. Рассказ. «Знамя», № 3

Судьба тихого эмигранта, наделенного странной профессией, странными фантазиями и странными приятелями. Все как бы нелепо и нетипично. И очень знакомо – по доброму десятку схожих рассказов «с чудинкой» («с грустинкой»). Незолотая середина все ближе и ближе.

8. Анатолий Азольский. Посторонний. Роман. Окончание. «Новый мир», № 5

Елена Долгопят

Куда податься бедному советскому интеллигенту? Все академики-профессора, хранители Тайны Времени – убиты (излишне говорить кем). От убийц в погонах бедняга бежит в психушку – а там убийцы в белых халатах: зловещие картотеки заводят, опыты над больными устраивают. Вылетает чел из психушки, берется править воспоминания блокадника – а это записки немецкого шпиона, причем как-то прихотливо, через вторые-третьи поколения лично связанного с ним, с правщиком. Это переполнило чашу моего терпения: с сего момента драматические перипетии, обрушивающиеся на героя, стали восприниматься мной с улыбкой, типа одеяло убежало, улетела простыня, и на лавке, и под лавкою – кровавая гэбня. Завершился роман на том, что рассказчик смирился с соввластью и стал творить жизнеописание Белы Куна (почему Белы Куна, почти не упоминаемого при Брежневе, а не стандартных Бабушкина или Красина, мне неведомо). Не поможет, полагаю. Совок – праздник, который всегда с тобой, и сюжет у Азольского вышел об этом (не знаю, в согласии с авторским замыслом или вопреки ему).

7. Юрий Буйда. Книга левой руки. «Знамя», № 3

Больно за талант Буйды, используемый не по назначению. Открывается «Книга левой руки» прелестными пейзажно-импрессионистичными миниатюрами, но затем мы опять проваливаемся в тухлую буйдинскую «Йокпатнофу» со всеми ее обыденно-затейливыми артефактами – трамваями, ратушами, алкашами, шлюхами, дебилами, уродами, инцестами и суицидами.

Мерзости-ужасы-девиации тщательно нагнетаются, к финалу их концентрация становится терминальной; но все это вызывает такое же досадливое безразличие, с каким относишься к передвижной галерее восковых курьезов и преступлений, выставляемой в провинциальном ДК. «Впервые! Иван Грозный, Клеопатра, маньяки, а также сенсация – мужской половой член с ногтем». Ну с ногтем. И что с того?

Середина (от 6 до 3 баллов)

6. Андрей Дмитриев. Бухта Радости. Роман. «Знамя», № 4

Вот она – самая что ни на есть незолотая середка. Умеренная, аккуратная, творимая с высунутым от старания языком. Все ресурсы «творческой лаборатории писателя» пущены в ход, каждому существительному дан нетривиальный эпитет, среднестатистическая длина предложения достигает четверти страницы, однако все это некстати, и вместо настойчиво вызываемого Набокова является совсем иной швейцарский житель.

Судите сами: разношерстная компания замысливает выманить на шашлыки одинокого гуманитария Стремухина, там запугать его и отобрать у него права на квартиру; но вмешиваются мелочи – два раза злоумышленники проходят мимо Стремухина, не заметив его, затем один из них ломает ключи от автомобиля, у него сдают нервы, и он смывается, да тут еще подваливает спецназ… Добрый день, Рене Брабазон Реймонд, более известный как Джеймс Хэдли Чейз! Нет орхидей для мисс Блэндиш, не так ли?

Добавлю, что написан роман Дмитриева донельзя интеллигентно (то есть брезгливо и брюзгливо), политкорректно, конъюнктурно и местами ритмической прозой. Все в нем как положено – «отсталый зав, растущий пред и в коммунизм идущий дед»: сталинский палач на покое, скинхеды, погромы, убиенный кавказский старец, романтический вертолетчик и юная парочка влюбленных как символ грядущего.

Можно хоть сейчас давать «Букера».

5. Евгений Касимов. Парикмахер Яша. Рассказ. «Знамя», № 4

Чудаковатого цирюльника послевоенные дети принимают за Гитлера, а он – герой войны, только никому не говорит об этом – из скромности.

4. Алексей Алехин. Рукопись, найденная в метро. Роман в прозе. «Знамя», № 3

И не роман вовсе – четыре странички. Хотя действительно «в прозе»: жеманная «проза поэта» – все же проза, а не стихи.

3. Георгий Балл. Крик. Притча-плач. «Знамя», № 3

Человек попросил Господа даровать ему другую жизнь. Господь дал человеку волчью жизнь. Волк угодил в навоз и был убит проходящими мимо мужиками. Засим конец притчи.

Ниже середины (от 2 до 1 балла)

2. Юрий Петкевич. На Радоницу. Рассказы. «Знамя», № 3

Образец того, что М.Л. Гаспаров называл «бихевиористской литературой»: даются действия и слова персонажей без их мотиваций и без описаний. Увы, Петкевич – не Хемингуэй. Герои его рассказов – люди, живущие однообразной деревенской жизнью и полностью лишенные индивидуальности. Непонятно, на какого читателя рассчитан этот вязкий кисель из «я пошел» и «она сказала». Впрочем, Наталье Ивановой нравится…

1. Наталья Рубанова. Короткометражные чувства. Рассказы. «Знамя», №4.

Если есть одноразовые стаканчики, наверное, должны быть и одноразовые рассказики, забывающиеся на следующий день после прочтения. Из всего щебечущего короткометражного гламура Рубановой мне помнится только то, что в одном тексте какая-то Гертруда поехала в Прагу, а в другом – тинейджеры в банданах кричали: «Жри, жри ржаной корж, рожа!». Все остальное – смыло летейскими водами.

Текст: Кирилл Анкудинов (Майкоп)

Вам может быть интересно

ПВО сбила еще три БПЛА над Брянской областью
Темы дня

«План Трампа по Украине» радует адекватностью

Обещание Дональда Трампа завершить военный конфликт на Украине превратилось в предвыборный лозунг, а его напарник и кандидат в вице-президенты США Джей Ди Вэнс стал первым, кто раскрыл ключевые детали их с Трампом «плана». Получается, это самое адекватное предложение из всех, какие рождались на Западе по поводу конфликта.

США и Британия уклонились от прямого конфликта с Россией

Президент США Джо Байден и британский премьер Кир Стармер сохранили запрет для Украины на нанесение ударов западными ракетами вглубь российской территории. В том, что снятие запрета не отразится на ситуации на поле боя, ранее заявляли в Пентагоне. По мнению экспертов, США и другие страны НАТО боятся быть втянутыми в прямой конфликт с Россией, которая четко обозначила красную линию и обещает «реагировать так, чтобы мало не показалось».

Reuters: Киев передал Западу список целей в России для дальнобойных ударов

Антонов рассказал о звонках экс-чиновников США после заявлений Путина по Украине

Майкл Дуглас выразил сожаление из-за невозможности атаковать Россию ракетами НАТО

Новости

Освобожденные из плена российские военные прилетели в Москву (ВИДЕО)

Освобожденные из украинского плена 103 российских военнослужащих, захваченных ВСУ в Курской области, прилетели в Москву, сообщил телеканал «Звезда».

Бардов Никитиных уличили в подготовке подпольных концертов в России

Исполнители песен Татьяна и Сергей Никитины устраивают «подпольные» концерты в России, несмотря на поддержку Украины и жизнь в США, заявила член СПЧ Марина Ахмедова.

Иванишвили: Грузия извинится перед осетинами за войну 2008 года

Грузинское руководство извинится за развязанную бывшим президентом страны Михаилом Саакашвили в 2008 году войну между осетинами и грузинами, заявил почетный председатель правящей партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили.

Le Monde: Париж испугался предупреждения Путина о войне с НАТО

Французскую сторону обеспокоило высказывание президента России Владимира Путина о возможном участии НАТО в украинском конфликте, сообщил источник Le Monde.

У осужденного за хищение земель Минобороны нашли апартаменты у Кремля

При расследовании по делу бывшего замминистра обороны Тимура Иванова нашли апартаменты бизнесмена Сергея Бородина в историческом особняке у Кремля, говорится в судебных документах.

На Солнце произошла одна из самых сильных с 2017 года вспышек

В субботу на Солнце зафиксировали одну из самых сильных с 2017 года вспышек, заявили в Лаборатории солнечной астрономии ИКИ РАН и ИСЗФ СО РАН.

Посол России в Турции назвал главное препятствие для мирных переговоров

Украинская власть под предводительством Владимира Зеленского представляет собой главное препятствие в урегулировании, заявил российский посол в Турции Алексей Ерхов.

Белоусов поручил разобраться в ситуации с гибелью «Эрнеста» и «Гудвина»

Начальнику Генштаба ВС России Валерию Герасимову и военной контрразведке ФСБ предстоит разобраться в ситуации, вокруг гибели военных с позывными «Эрнест» и «Гудвин», такое поручение дал глава Минобороны Андрей Белоусов.

Aydinlik опубликовало фото с переговоров Украины с террористами

Представители украинских властей вели переговоры с террористами, чтобы привлечь их для противостояния с российской армией, турецкое издание Aydinlik опубликовало фото с переговоров.

Президенты Бразилии и Боливии решили посетить саммит БРИКС в Казани

Бразильский президент Лула Инасио да Силва отправится в Россию на саммит БРИКС в Казани в октябре, заявил посол страны в Москве Родриго де Лима Баэна Соарес, также саммит посетит президент Боливии Луис Арсе, сообщила боливийский посол Мария Луиса Рамос Урсагасте.

Дудь продал треть от запланированного числа билетов на круиз с Шацем и Noize MC

Журналист Юрий Дудь (признан в РФ СМИ-иноагентом) продал лишь треть от запланированного числа билетов на своем бизнес-туре.

В НАТО заявили об «оправданности» дальнобойных ударов по России

Разрешение киевскому режиму на использование дальнобойного оружия по целям в глубине России «оправдано с военной точки зрения», заявил глава военного комитета НАТО Роб Бауэр.
Мнения

Игорь Караулов: Человечность дает шанс на жизнь после войны

На вопрос о том, есть ли место гуманизму в картине взаимного уничтожения, которую представляет собой любая война, можно ответить: да, есть, в той мере, в какой мы предполагаем оставаться самими собой.

Дмитрий Бавырин: Эльфы пошли против Невзлина

Невзлин – это персонаж, которого проще всего сыграть актеру Дюжеву. Он ровно то же самое уже играл в «Бригаде», но нужно добавить амбиций параноидального манипулятора.

Андрей Перла: Мирного тыла больше нет

До сегодняшнего дня среди нас полно людей, полагающих, что мирный тыл существует, причем именно там, где они находятся. Но тыла нет и прежняя безопасность теперь – не более чем иллюзия.
Вопрос дня

Кто такие квадроберы?