Культура

5 апреля 2007, 14:37

«Амедиа». Без комплексов

Фото: amedia.ru

Сделан «Татьянин день» на студии «Амедиа» – на той самой, на которой родились «Не родись красивой», «Бедная Настя», «Моя прекрасная няня», а еще «Братья по-разному», «Люба, дети и завод», «Любовь как любовь», «Дорогая Маша Березина», «Звездочет», «Талисман любви» и всякое прочее. Давно уже пора задуматься, а чем таким пронимает продукция «Амедиа»? Почему ее так запоем смотрят?

«Разгрузка от разума»

Образ получается до того ясным, что его может грамотно интерпретировать даже трехлетний ребенок. Доходчивость – вежливость королей ТВ

Стоят друг напротив друга хорошая Таня и плохая Таня. Хорошая Таня одета прилично, но строго и неярко, и даже макияж на ее правильном личике (играет героиню Анна Снаткина) незаметен. И волосики у нее причесаны скромно – такие темненькие, прямые, интеллигентные...

А плохая Таня разодета вызывающе сексуально, и поза у нее какая-то демонстративно победная, и губы слишком полные и капризные. И вообще она блондинка. И, конечно же, добрая хорошая Таня бросается на шею к своей тайной сопернице, чтобы сообщить ей о своем скором замужестве – с молодым человеком, на которого плохая Таня уже давно положила глаз.

Повисает пауза. И, кажется, звучит соответствующая музыка «плохих предчувствий», как писали когда-то в нотных сборничках для мелодраматических постановок.

Наверно, за такие эпизоды тоже любят продукцию «Амедиа». Это как удобная упаковка – она не улучшает продукт, но выражает уважение к пользователю.

Здесь ни во что не надо специально, долго «въезжать». Здесь все содержание видно при самом беглом взгляде. Можно смотреть с какого угодно момента, с какой угодно серии и эпизода.

Расклад персонажей фиксируется всеми возможными средствами. Для глухих, для слепых, для иностранцев, но прежде всего – для любителей «картинки», которые умеют считывать полезную информацию только с визуальных образов.

Однажды мой коллега, юный киножурналист, хитро спросил меня на одном американском фильме: «Как, по-твоему, режиссер указывает в этом кадре, кто из двух женщин главная героиня, а кто глубоко второстепенная?» Я наивно спросила: «А зачем специально это фиксировать? Ведь по ходу действия все ясно».

Но «правильный» ответ был такой: «Главная героиня одета в сексуальную маечку на бретельках. А неглавная – в скучном халате с длинными рукавами».

После этого разговора я стала смотреть все американские фильмы с точки зрения подобных указующих знаков. И поняла, что массовое американское кино действительно не доверяет сюжету, действию и актерской игре.

Оно старается расставлять на пути зрительского глаза опознавательные символы, мимо которых не проедут импульсы подсознания. Даже если сознание вместе с его носителем пойдет за дополнительным ведерком попкорна или начнет отвечать на эсэмэски.

Американизация в «Амедиа» заключается не только в адаптации американских проектов к российскому ТВ и российской аудитории. Американские методы воздействия, американское построение «текста» сериала присутствуют и без всякой адаптации. Наоборот, в зашкаливающей концентрации.

Подбираются такие лица, а к лицам такие прически и костюмы, а к костюмам такие манеры поведения, чтобы не надо было долго гадать о свойствах персонажа.

Пластика образа выразительна и неизменна, как железная формула. Что не есть преступление. Нечто сходное наблюдалось в репертуарной комедии мольеровских времен. Образ обретает пронзительную яркость – такая достигается при работе чистыми красками, без полутонов. Это тоже не изъян. Работают же так в поп-арте.

Образ получается до того ясным, что его может грамотно интерпретировать даже трехлетний ребенок. Доходчивость – вежливость королей ТВ... Но, в общем, весьма закономерно внимание «Амедиа» к современной анимации в лице проекта UmaNetto.

В главной героине Татьяны Догилевой из «Люба, дети и завод», в русском императоре Виктора Вержбицкого, как и в бароне Корфе Даниила Страхова и в крепостной sweety woman Насте Елены Кориковой, в драгоценной Маше Березиной – Анне Азаровой и во всех-всех без исключения героях «Моей прекрасной...» и «Братьях по...» есть нечто от анимационных человечков.

Вполне можно создать их анимационные эквиваленты, что не приведет к радикальным содержательным потерям. Суть образов будет передана адекватно. «Амедиа» создает детское искусство для взрослых.

Наверно, взрослые очень устают от взрослой социальной активности. И стилистику сериалов «Амедиа», по сути, объединило бы название «Разгрузка от разума».

«Вымысел уважаешь?»

Люди должны смотреть сериалы, чтобы увлекаться сочиненной, придуманной историей. И признавать за ней право на автономность от окружающей реальности
Есть в «Амедиа» и не столь очевидная и легко объяснимая специфика. Она – в отсутствии комплекса перед объективной реальностью.

Будучи наследником великой русской культуры XIX века, все наше последующее искусство вплоть до настоящего времени является заложником культа реализма. Критического, психологического, исторического. «Так не бывает», «тогда все было совсем не так» и, наконец, «такого не могло быть» – до сих пор очень употребляемые упреки сценаристам, даже если они работают над откровенно авантюрными, детективными и мыльными историями. А уж если это историческое кино...

Конечно, сплошь и рядом имеется в виду другое – степень иллюзии правдоподобия. По российским негласным нормам, она должна быть все-таки довольно высока вне зависимости от жанра продукта.

«Амедиа» не занимается подобными иллюзиями. Более того, игнорирует их. И никакого чувства вины, никакого смущения не испытывает из-за того, что в кадре постоянно происходит то, чего не бывает в реальности и что совершенно откровенно на реальность не похоже. Люди так не выражаются, так не общаются, так не думают, так не переживают, не корчат таких рож и вообще такими не родятся, не живут и не умирают.

Ну а при чем тут сериальные истории? Подспудно «Амедиа» протаскивает принцип уважения к вымыслу именно как к вымыслу, а не варианту иллюзии жизнеподобия или, того хуже, глубокого отображения общественных процессов.

Люди должны смотреть сериалы, чтобы увлекаться сочиненной, придуманной историей. И признавать за ней право на автономность от окружающей реальности. Вымысел не должен этой реальности ничего. Ровным счетом ничего.

Поэтому исторические сюжеты «Амедиа», будь то «Бедная Настя» или «Талисман любви» производят на всех мало-мальски сведущих в русской истории людей убийственное впечатление. Трудно отрешиться от своего знания о том, как не могло быть и как никогда не было.

К современности мало кто так уж прикипел сердцем. А историю любят за то, что она далеко, и за то, что в культуре от нее осталось столько высоких образов. И тут является «Амедиа» со своими «грязными» фантазиями и с крупными планами, полными стерильных рюшечек, кружавчиков, локончиков и пудры цвета загара в турбосолярии. Но для тех, кому все это не по душе, есть Алексей Герман и Александр Сокуров.

Остальные, как считает «Амедиа», тоже имеют право получать приятные для себя впечатления и эстетические переживания всяческих красивостей. Наше неамериканизированное сериальное производство пока все-таки озабочено уровнем создаваемых продуктов.

Бывает, создатели продукта даже всерьез заботятся о содержательном наполнении. И это приносит время от времени свои результаты, свои достижения, несмотря на сопротивление технологии производства и коммерческих целей.

А для «Амедиа» конечная цель и конечный продукт – вообще не сам сериал, а тот комплекс эмоций, впечатлений, настроений, которые он способен доставлять аудитории.

Поэтому категория художественного уровня – пустой звук для «Амедиа». Сериал – не искусство, а средство психологической адаптации и примирения с окружающей действительностью. И стоять он должен в одном ряду с бокалом вина или кружкой пива, сигарой или сигаретой, обычным душем или джакузи, обезболивающей таблеткой или витаминами.

Желающие приобщаться к высокому сериальному искусству могут преданно смотреть «Улицы разбитых фонарей», «Оперов», «Каменскую» или «Тайны следствия» – и обсуждать, где «так не бывает» переходит в «очень похоже на правду» и срывается в «так не могло быть ни при какой погоде».

Игра вымысла в реальность увлекательна – но не универсальна. В нее нельзя обязать играть всех по ту и эту сторону экрана.

Чтобы с этим смириться, культурной российской аудитории потребуется еще некоторое время.

Текст: Екатерина Сальникова

Вам может быть интересно

Суд в ДНР приговорил бойца ВСУ к пожизненному сроку за расстрел пленных
Темы дня

Демократка нанесла удар по Трампу в сердце республиканского штата

На выборах мэра Майами, где почти 30 лет правили республиканцы, победила демократка Эйлин Хиггинс. Это придало оппонентам Дональда Трампа больше уверенности перед новым электоральным циклом. Как говорят эксперты, новые победы кандидатов от Демпартии окончательно превратят президента США в «хромую утку». За счет чего Хиггинс добилась такого результата и можно ли говорить о возрождении популярности демократов в Штатах?

США создают у границ России крупное разведывательное сообщество

Впервые в истории Япония создаст крупное самостоятельное разведывательное ведомство – условное «японское ЦРУ». Почему японские разведслужбы в последние десятилетия не отличались значительной эффективностью, как будет выглядеть и работать новая структура и почему перед нами настоящий вызов для контрразведки России?

Нарышкин в журнале «Разведчик» описал новые формы ведения войны с применением ИИ

Вашингтон предложил создать демилитаризованную зону на Украине

Юрист рассказал о шансах Долиной избежать ответственности за неуплату налогов

Новости

Кравцов возложил ответственность за списывание заданий из интернета на родителей

Ответственность за списывание домашнего задания в интернете или при помощи технологий искусственного интеллекта лежит на родителях, заявил глава Минпросвещения России Сергей Кравцов.

В РКК выступили против онлайн-курсов первой помощи

Председатель Российского Красного Креста ( РКК) Павел Савчук выступил против онлайн-курсов обучения первой помощи и подчеркнул необходимость очной практики для формирования устойчивых навыков их оказания.

Коломойский сообщил о покушении на Миндича

Украинский бизнесмен Игорь Коломойский (внесен в России в перечень экстремистов и террористов) заявил о покушении на своего близкого друга и «кошелька» Владимира Зеленского Тимура Миндича.

Госдеп запретил шрифт времен Байдена для официальных документов

Госдепартамент США обязал дипломатов использовать шрифт Times New Roman в официальных сообщениях, пишет The Guardian.

Три медика убиты ударом ВСУ по Алешкинской больнице в Херсонской области

В результате обстрела медицинского учреждения в Алешках в Херсонской области погибли три сотрудника больницы и еще два получили ранения, сообщил глава региона Владимир Сальдо.

Путин присвоил звания «гвардейский» двум полкам

Два воинских подразделения ВС России стали гвардейскими за проявленный героизм и мужество в ходе боевых действий. соответствующий указ подписал президент РФ Владимир Путин.

Путин присвоил Абдразакову звание народного артиста России

Певцу и художественному руководителю Севастопольского театра оперы и балета Ильдару Абдразакову присвоено звание народного артиста России.

В ЦАР боевики начали использовать дроны против российских инструкторов

Боевики начали использовать беспилотники, чтобы проводить разведку и сбрасывать боеприпасы на базы российских инструкторов в Центрально-Африканской Республике, сообщил советник по безопасности президента РФ Дмитрий Подольский.

Politico: У НАТО нет планов на случай выхода США из альянса

НАТО не разрабатывало планы на случай выхода Соединенных Штатов, несмотря на ключевую роль Вашингтона в альянсе, сообщает газета Politico со ссылкой на трех дипломатов из военного блока.

Эрмитаж потребовал с севшего на трон Павла I посетителя более 840 тыс. рублей

Государственный Эрмитаж через суд потребовал компенсацию за повреждение трона магистра Мальтийского ордена конца XVIII века, принадлежавшего императору Павлу I; посетитель Александр Дробышев повредил конструкцию, когда сел на нее.

НАТО впервые применила «летающие радары» у арктических границ России

Начальник пограничного управления ФСБ России по Петербургу и Ленинградской области Владимир Корецкий сообщил о начале применения странами НАТО самолетов дальнего радиолокационного обнаружения для разведки у северных границ России.

Мигранты вынудили премьеров Британии и Дании пересмотреть права человека

Премьер-министры Дании и Британии Метте Фредериксен и Кир Стармер призвали к реформе Европейской конвенции по правам человека, указав на необходимость обновления системы предоставления убежища на фоне новых миграционных вызовов.
Мнения

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.

Сергей Худиев: Спирализм – новая религия поклонения искусственному интеллекту

Пользователи ищут у программ мистических откровений, надежды, помощи и утешения. Это новая форма очень старого явления, известного с тех времен, когда о компьютерах никто и не помышлял – идолопоклонства, обожествление людьми чего-то, что они сами и создали.

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов