Одним из самых давних и авторитетных фестивалей, целенаправленно занимающихся молодыми, является «Святая Анна». Ежегодно выпускники всех ведущих российских киношкол могут принять участие в конкурсе. Награждение идет по трем категориям: игровое кино, документальное кино, анимация. Помимо трех премий в каждой категории вручается ряд дипломов со специальными формулировками.
Ох уж эти сказочники!..
Создатели фильмов проявляют чудеса изобретательности и в сюжетах, и в героях, и в визуальных эффектах
На финальной пресс-конференции председатель жюри Игорь Масленников сетовал, что в конкурсе бедно представлена анимация: из более чем двухсот поданных на «Святую Анну» работ в мультипликационном жанре оказалось чуть больше десяти. Но при этом показанные мультфильмы выглядели достойно. Ведь недавно казалось, что на смену старым всеми любимым мультикам не идет ровным счетом ничего. Выяснилось, что это не так.
Конкурсные мультфильмы отличались двумя вещами: маленькой продолжительностью (больше 5–7 минут работ не было) и оригинальными сюжетами. Никто не пользовался общеизвестными историями – все сочиняли свои. И – очаровывали. Исключением стала работа Максима Белякова «Сказки простого карандаша» (третья премия) – он взял за основу новеллу Евгения Клюева из сказочного цикла. А вот лауреату первой премии Вадиму Оборвалову текст вообще не потребовался. Его мультфильм «Рукокрылый» – это удивительной красоты нарисованная история в черно-белых готических линиях, отсылающая к образам Гофмана и озвученная страстной музыкой Шуберта. Правда, детским этот фильм не назовешь. Но качественных мультфильмов для взрослых у нас еще меньше, чем для детей. А из детских фильмов пленили «Звезды для маленького Лиса» Екатерины Потехиной (диплом «За трогательную попытку подражания высоким образцам») – милая история о том, как лесное существо пытается познать мир.
Пейзаж, нарисованный чаем
Главным героем документальных фильмов, снимаемых новым поколением режиссеров, стал современный человек |
При этом ушел на второй план другой вид документального кино – то, что в советские времена назвали бы научно-популярными фильмами. Картин, тяготеющих к этому направлению, среди номинантов оказалось большинство. Неторопливые, спокойные, с повествовательной интонацией, довольно продолжительные, эти фильмы рассказывали больше не о людях, а о местах. «Русская Палестина» Виктории Жигальцевой (диплом «За убедительную попытку следовать традициям отечественного научно-популярного кино») – о подмосковном Новом Иерусалиме. «Город первого удара» Александра Гузя (приз Гильдии киноведов и кинокритиков СК РФ) – об истории Ростова-на-Дону. «Моя родина под водой» Егора Карпова – о местах, где родился Андрей Тарковский. Подобные работы интересно смотреть именно с познавательной точки зрения. Полного представления о реальности они не дают – но такой задачи и не ставится.
Правда, фильмы-призеры как раз пытаются делать героями отдельных людей. И вот что любопытно: хотя интонация здесь тоже спокойно-повествовательная, истории воспринимаются живо и вызывают отклик. Персонажи фильма Светланы Федоровой «Не страшно» (третья премия) – молодая пара ВИЧ-инфицированных. Мы становимся свидетелями нескольких дней из их жизни и знаем, что вскоре они разъедутся в разные стороны, чтобы попробовать выжить в одиночку. Красивые люди, нежные отношения – и легко, почти впроброс, слова о болезни. И ситуация воспринимается острее.
А режиссер Мария Миро сделала фильм о молодом шахтере («Угольная пыль» получила первую премию). Монолог человека, сознательно выбравшего свой профессиональный путь, звучит просто, без ложного пафоса и оттого увлекательно. Погружаясь в быт людей, о которых никогда не имел представления, начинаешь думать о них как о своих знакомых. Здесь ощущается очень важная вещь: режиссеры этих картин воспринимают зрителя как собеседника. Что рождает ответную реакцию.
По ту сторону экрана
Кадр из фильма Амета Магомедова «Рыжая и снег» |
Как и в полнометражном, «зрелом» кино, так и в дебютах очевидна размытость жанровых рамок. Внятного жанрового кино на конкурсе почти не было. Со скрипом набралось лишь две комедии – «Последний день актрисы Марыськиной» Петра Амелина и «Он, она и он» Сергея Грознова и Николая Богданова; обе получили соответствующие дипломы.
Очевидно, что во главу угла большинство номинантов ставили потребность рассказать историю. Желание высказаться так велико, что о жанрах, видимо, просто не задумывались. Равно как и о том, что историю необходимо уметь завершить, – отсутствие внятного финала выглядит одной из основных проблем нового кинопоколения.
Хорошо, когда режиссер берет в качестве исходного материала готовое литературное произведение. Лауреат второй премии Андрей Судиловский воспользовался для своего фильма «Великие путешественники» рассказом Михаила Зощенко. Получилась обаятельная, хорошо снятая история о детях, захотевших увидеть мир.
Однако безоблачных по настроению фильмов в конкурсе очень мало. Молодому режиссеру сегодня свойственно «сумрачное состояние души», он циничен и насмешлив. Красноречивый пример – два лауреата третьей премии, чьи фильмы схожи по тематике. Героини «Деметры» режиссера Стаса Булова шутки ради включаются в виртуальное общение, не подозревая, что это приведет к трагедии. А в картине Александра Дуняева «Voo Doo Land» («Страна Вуду») в неравном бою сходятся компьютерный и реальный мир. Стремительный, ритмичный фильм с отличными актерскими работами четко демонстрирует взгляды на жизнь современных молодых людей. В отличие от почему-то награжденного первой премией фильма «Рыжая и снег» Амета Магомедова – образца вялотекущего сознания и отсутствия вкуса и меры.
Безусловно, с молодым кино пока не все гладко. И можно долго рассуждать почему. Но важным кажется другое: что представители нового кино заявляют о себе все напористее, их авторская позиция выявляется все четче. Очевидно, что люди хотят думать, работать, что-то менять в себе и в мире. Возможно, что у них это получится. А «Святая Анна» дает им шанс сделать первый шаг.