Культура

21 марта 2007, 12:55

Музейный блокбастер

Фото: wikimedia.org

Для широкого зрителя выставки эти вполне могут стать открытием великого русского художника. Дело не в том, что залы графики Третьяковки в Лаврушенском переулке на выставке «Библейские эскизы» (открыта до 29 апреля) впервые, по сути, экспонируют монументальнейшее собрание графики Иванова. Дело в другом: мы привыкли к устоявшейся трактовке творчества Иванова, когда, скажем, главным в зале Иванова является картина «Явление Христа народу», а остальная экспозиция представляет как бы историю написания ее. Подступы к шедевру. Не более того.

На Крымском же Валу в экспозиции юбилейной выставки «Александр Иванов. Живопись, рисунок» представлено творчество художника в ретроспекции.

По сути, представлена история колоссального рывка, который сделала русская живопись в творчестве Иванова. И экспозиция эта окончательно закрепляет то представление о художнике, которое уже не раз высказывалось в качестве осторожных предположений: «Явление Христа народу» – только одна из картин Иванова, и, может быть, не самая главная. И еще – творческое содержание пути художника к этой картине оказалось гораздо значительнее представленного результата.

Начинал с того, чем другие заканчивают

Сюжет, представленный на Крымском Валу, поразителен. Одиннадцатилетний мальчик (но сын художника) становится студентом Императорской академии художеств.

К 18 годам в картине «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» он достигает статуса мастера академической живописи. Через три года пишет картину «Иосиф, толкующий сны», из которой уходят последние следы ученичества. Этими полотнами и начинается экспозиция на Крымском Валу. Но то, что должно стать финалом творческой судьбы художника, у Иванова оказывается ее завязкой.

В 1830 году 24-летним юношей в качестве пенсионера он выезжает в Италию, вряд ли догадываясь, что уезжает, по сути, навсегда. Ошеломление от встречи с Италией, пережитое молодым человеком, который доселе ничего, кроме Петербурга, классов академии и мастерской, по-настоящему и не видел, читается по его полотнам.

Он как бы начинает все сначала – копирует итальянских мастеров (Тициан, Рафаэль, Тинторетто и др.), и, вывешенные на выставке, эти работы, разумеется, воспроизводят живопись итальянских мастеров, но и руку, глаз самого Иванова.

Он ищет у старых мастеров своё. Он делает рисунки с античных скульптур и барельефов, и в рисунках этих без видимых усилий преодолевает бесстрастность камня – карандашный рисунок Венеры Медицейской точно так же, как и два великолепных рисунка обнаженной натурщицы, приближает его к сакральному в идее женского тела, тела живого.

В Италии Иванов начинает писать реальный, а не условный, предписанный академическим каноном пейзаж – крыши домов, улицы, дороги, рощицы. И уровень живописной свободы этих пейзажей кажется немыслимым для духа тогдашнего русского искусства.

В Италии Иванов открывает для себя открытый цвет и – самое главное – свет. Он начинает писать жизнь света в траве, в листьях, в воде, на земле, на телах обнаженных мальчиков.

Бунт против академического канона на родине Иванова займет у художников несколько десятилетий, Иванов же сбрасывает вериги академизма, как бы и не заметив этого.

При этом работа его делается в рамках вполне академической задачи – подготовки к написанию композиции «Явление Христа народу». Мастерскую Иванова посещает Николай I, и увиденное там ему нравится, Иванова поощряют, все продлевая и продлевая пребывание в Италии.

Разумеется, достигнутое им в портретах и пейзажах вошло в картину, но – в оскопленном академической задачей виде. Главными достижениями на этом пути остаются шедевры русской пейзажной живописи, такие как «Аппиева дорога», «Неаполитанский залив у Каасбелламаре», «Строения в горах Тиволи»; портреты, писавшиеся как эскизы к картине и т. д. и т. д.

Потаенный Иванов

Довести все сюжеты до законченных фресок художник не смог бы, проживи он еще хоть сто лет. Но это уже не имеет значения

К 50-м годам отношения художника к картине «Явление Христа народу» изменилось. Она перестала казаться ему главным делом жизни. Его захватила идея грандиозного проекта храма мудрости – общественного здания, росписи на стенах которого представят историю нравственного становления человечества. Около 500 сюжетов должно было представлять эту историю – от Сотворения мира до Распятия и Вознесения Христа. Иванов успел проработать в эскизах около 200 сюжетов.

Вот этот сюжет из жизни художника впервые для широкого зрителя развернут на выставке «Библейские эскизы». Если то, что выставлено на Крымском Валу, производило для осведомленного зрителя в общем-то ожидаемое впечатление, то собранное в залах графики Третьяковки ошеломляет.

Понятно, что довести все сюжеты до законченных фресок художник не смог бы, проживи он еще хоть сто лет. Но это уже не имеет значения. Существенно то, что этот самый грандиозный в истории русской живописи проект оказался воплощенным.

У нас есть возможность увидеть, пережить его, переходя от листа к листу, рассматривая ивановские варианты знаменитых сюжетов: Адам и Ева, Моисей в Египте, Иосиф, Вавилон, Палестина и вся история Христа от поклонения волхвов до Тайной вечери, крестного пути, Распятия и Вознесения.

Художник в этих работах был озабочен только одним – закрепить на листе художественную идею сюжета, и потому он стремится к предельной скупости и выразительности композиции, рисунка, цветового решения.

Можно сказать, что каждый лист – это попытка передать изобразительный нерв очередного сюжета. В работах этих, в отличие от «Явления Христа народу», нет ничего, чем академическая традиция могла бы утяжелить, мумифицировать сюжет и его живописную идею.

«Изобразительная плотность» листов уникальна. Язык, которым говорит здесь художник со зрителем, предельно индивидуализированный и при этом предельно универсальный. Такой рисунок мог быть сделан и в XVII, и в ХХ веке. Это уже просто жизнь линии, графики, жизнь искусства вне времени.

…В мае 1858 года сложившимся мастером с колоссальным запасом сил и замыслов 52-летний Иванов отправляется в Россию вместе с «Явлением Христа народу», а в начале июля после нервного расстройства, вызванного неожиданно прохладным приемом картины у публики, заболевает и скоропостижно умирает.

Конечно, жаль, что не пришлось мастеру, как он планировал, воспитывать новые поколения художников в России. Но, честное слово, лучше б он остался в Италии.

Понесла ж его нелегкая в депрессивный холерный Петербург…

Текст: Сергей Костырко

Вам может быть интересно

Россия объявила в розыск бывшего главу МВД Украины Арсена Авакова
Темы дня

Военные из России продолжили серию успехов в Африке

Военное присутствие России в Африке стало неожиданно резко увеличиваться. В ЦАР российские специалисты «сшили страну», убедив мятежников разоружиться. В Нигере военные из РФ размещаются на американской секретной базе. В Чад тоже прибыли белые люди в форме без знаков отличия, которых приняли за россиян. Что происходит?

Провалы ВСУ разочаровали западных кредиторов Украины

«Их терпение начинает иссякать» – так американские СМИ описали требование частных кредиторов к Украине начать выплаты по госдолгу после каникул, которые длятся с 2022 года. Однако данная позиция вошла в противоречие с интересами США и их партнеров из ЕС. В чем заключается суть разногласий, о каких суммах идет речь и чем это может обернуться для Украины?

Пилот бомбардировщика назвал возможные места дислокации украинских F-16

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

Блогеры высмеяли заявление Зеленского о Боге с украинским шевроном

Новости

Захарова отреагировала на заявление Зеленского про шеврон на плече у Бога

Заявление украинского президента Владимира Зеленского про шеврон Украины на плече у Бога является «передозом», заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

СМИ: Вашингтон приостановил поставки боеприпасов Израилю

Администрация Джо Байдена на прошлой неделе приостановила поставку боеприпасов американского производства в Израиль. Об этом сообщает портал Axios со ссылкой на двух израильских чиновников.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

Лавров рассказал, как «опустил на землю» главу МИД Швейцарии из-за Зеленского

Заявления о том, что швейцарская конференция по Украине будет посвящена «выработке взаимоприемлемых подходов», на самом деле являются неправдой, Швейцарии никто не позволит отойти от «формулы» Владимира Зеленского, рассказал глава МИД России Сергей Лавров.

ВСУ атаковали российские позиции плюшевым зайцем с тротилом (фото)

Украинские атаковали позиции ВС России у Часова Яра неуправляемым плюшевым зайцем на гелиевом шаре.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

В Германии раскритиковали бегство ВСУ

Вооруженные силы Украины вновь отступают без бронетехники и под огнем российской артиллерии, заявил немецкий журналист Юлиан Репке.

В Сети появились кадры инаугурационного Aurus Путина

Новая версия президентского лимузина Aurus была впервые продемонстрирована публике.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Чехия официально отозвала посла в России

Правительство Чехии официально отозвало на родину посла республики в России Витезслава Пивоньку, который вернулся в Прагу еще в конце 2022 года, сообщило информационное агентство CTK со ссылкой на чешское министерство иностранных дел.

В США заявили о присутствии французских войск в Донбассе

Бывший помощник замминистра обороны США Стивен Брайен в статье для Asia Times утверждает, что Франция направила солдат Иностранного легиона в районы Донбасса.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?