Культура

24 февраля 2007, 13:44

Ленинград слезам не верит

Фото: ИТАР-ТАСС

Тема блокады Ленинграда взывает к благоговению. Кажется неприличным придираться к мелочам и слишком въедливо разбирать сериальную материю. Как бы там ни сняли, как бы ни отразили – если явные передергивания и несуразности не бьют по глазам и нервам, значит, получилось. Значит, следует признать проект позитивным и даже нравственным фактом. Однако заведомые претензии на экстраординарное отношение, связанное с темой, все-таки угнетают. А общий привкус военного «мыла» нет-нет да и возникнет.

Святостью темы легко прикрываться. На самом деле на уровне этой святости оказаться сейчас в популярном жанре не просто трудно, а практически невозможно.

Сестра солдата Джейн

Нынешние чувства и настроения мешают даже самым тонким попыткам вжиться в реалии того времени, тех обстоятельств

Тему топит сама цифровая фактура, делающая любую заснятую реальность визуально экспрессивной, тем самым уничтожающая эффект достоверности. Любая история на «цифре» выглядит модернизацией и превращается в фэнтези. А поскольку военная тема для нас была и есть сакральна, профанация истории получается двойная.

«Ленинград» похож на какой-нибудь сильно зарубежный фильм, честно и безуспешно пытающийся постичь нашу Великую Отечественную. «Враг у ворот – 2». Тут может быть куча правдивых подробностей. Может не быть никакого явного бреда. (Хотя знатоки военного дела находят таковой во многих кадрах «Ленинграда».) А все равно фальшиво. Потому что это фильм не про нашу войну, а про какую-то чужую, очень далекую, очень непонятную – и именно потому интересную.

Цифровое изображение делает фильм про Великую Отечественную фильмом про чужую войну. И переломить это не в силах никакие приемы. Режиссер Александр Буравский – неизбежный заложник современных технологий и коммерческих расчетов.

Сочувствуешь объективной сложности, связанной с селекцией мотивов. Есть вещи, которые нельзя не показать. Но, как только они будут показаны, не обойтись без упреков в спекуляции.

Когда больной, обреченный ребенок ест в кадре большой ложкой тушенку и плачет, трудно сдерживать слезы. И уж тем более нельзя не зарыдать, когда мальчику становится плохо после этой тушенки, потому что истощенный организм отвык от еды.

Понятно, что, когда шпионка Алина (Екатерина Редникова) роется в чемоданчике с рацией и драгоценностями, ее хочется убить своими руками. И когда на нее набрасывается наш хороший военный, очень беспокоишься, чтобы она его не застрелила. Манипуляции чувствами воспринимающей аудитории происходят не потому, что фильм плох, а потому, что он – фильм.

Экранные образы воздействуют с особой силой, автоматически обретая жанровую условность и эффектность зрелища. Средство против манипулирования подобного рода одно – выключенный телевизор.

С другой стороны, наивная цитатность «Ленинграда» зашкаливает, не прибавляя ему культурного лоска. Когда в тыл немцам начинают снаряжать девушек, не можешь забыть, что «А зори здесь тихие» уже написаны и даже сняты. И сколько тему ни варьируй, а это, увы, давно состоявшаяся художественная тема со своей традицией. Что не прибавляет острого драматизма данному повороту сюжета.

Когда плохих советских функционеров уравновешивают хорошим фашистом, жалеющим мирное население, пьющим и просящимся в отпуск, переживаешь не за него. Нервирует абстрактная вторичность и дежурность образа. А когда заявление хорошего фашиста на отпуск швыряет в камин злой фашист, кажется, что это уже случалось не раз даже и в зарубежных фильмах. Уж не говоря о прослушивании немцами радиотрансляции Бетховена, исполняемого ленинградским оркестром.

Ассоциации с художественностью разного качества и времени добавляют сериалу эклектики. Нина Цветкова (Ольга Сутулова) отвечает за визуализацию физической изможденности, почти единственная ходя с черными глазницами и послетифозной головушкой.

Внешне этот персонаж пробует напоминать одухотворенную осунутость молодого Бурляева, а заодно и бритенького шута (Олег Даль) из «Короля Лира» Козинцева. Однако ни тема глубоких духовных или физических страданий, ни тема пола, отнятого у женщины войной, никак не развиваются.

Вместо этого Цветкова ведет себя скорее как сестра героини «Солдата Джейн», изумляя раскованным позиционированием в духе глобалистского XXI века. Цветкова держится не как советская или хотя бы российская девушка, а как американка, что акцентирует ее пребывание рядом с Кейт (Мира Сорвино). Последняя же в свою очередь смотрится просто как европейская женщина, чья национальность несущественна в мире без границ. А потому тема русского происхождения Кейт автоматически оказывается всего лишь очередной условностью авантюрного сюжета.

Условность без веры

Кадр из фильма «Ленинград»
Сама линия английской дочери русского генерала чрезвычайно авантюрна. Чистый жанр идет в ней поперек всякого чувства реальности и признания наличия тоталитаризма в СССР. Чтобы вот так легко было «зайцем» врасти в быт осажденного города... При сталинском-то режиме... Чтобы какая-то рядовая милиционерша проворачивала какие-то немыслимые аферы и успешно вживляла иностранку с потерянным паспортом в советскую действительность...

Впрочем, поверить в успешное спасение другой Кейт, из «Семнадцати мгновений весны», да еще с двумя младенцами, в Берлине, под носом у функционеров Третьего рейха, тоже сложновато. Но Татьяна Лиознова с Юлианом Семеновым умели сделать так, что верить не только хотелось – сама эта вера и становилась двигателем сюжета.

Сюжет «Ленинграда» не есть результат энергетических усилий, преображающих откровенную условность в выстраданную достоверность. «Ленинград» – результат сериальных технологий. А в них самое важное – чтобы действие не провисало, в какие бы жанровые закоулки его ни заносило.

Блокадный натурализм, популярная зрелищность и авантюрная повествовательность, спрессованные в единую форму, нейтрализуют друг друга. Натурализму уже нет доверия. Слишком часто тут всем бывает жарко. И Цветкова лежит и целуется на снегу слишком долго и комфортно. И даже фашисты весело бегают полураздетые по русскому морозу.

Авантюрностью не хочется увлекаться, сколько бы ни искали мифического Краузе параллельно с голодухой, партизанскими провалами и интригами аппаратчиков. Немец (а по стилистике его подачи – германец) Краузе, сведения о котором преподносятся многозначительным финном (Донатас Банионис), переключает проблему прорыва блокады в совсем приключенческую тональность. Да еще с магическим оттенком и североевропейским колоритом.

Индивидуалисты, сверхчеловеческое знание и власть над стихией – очень в духе Запада с его страстью к добрым и злым титанам. Прямо какой-то «Властелин колец» с отголосками «Старшей Эдды»... Но ведь все-таки считается, что снимали исторический сериал про блокаду «Ленинграда»...

Нынешние чувства и настроения мешают даже самым тонким попыткам вжиться в реалии того времени, тех обстоятельств. Кирилл Лавров играет диктора, объявляющего по радио самые важные новости. Впечатляет то, как он сидит, сгорбленный и закутанный в шаль, в холодной студии. Потрясает скрытая патетика, которой владеет этот замечательный актер.

А вот интонации, с какими выходит в эфир герой Кирилла Лаврова, выдают с головой современного человека. Он в голос скорбит и заранее ощущает свою раздавленность мировой катастрофой и бедствиями родного города. Если бы таким (как тогда сказали бы, упадническим) голосом нашему народу зачитывали вести в военный период, наш народ не выиграл бы ту войну.

Современная завороженность ужасом перед физическими страданиями блокадного времени отражается в живописном физиологизме. Синеватые лица, нетвердая походка на окоченевших конечностях, сухие, как бумага, трупы, не успевшая сдохнуть скотина, которую разделывают по живому дичающие от голода горожане.

Любопытствующий ужас людей XXI века перед социальным беспределом прошлого воплощается в параллелях советских высших эшелонов с эшелонами Третьего рейха. И там, и там массивные столы, за которыми совещаются люди власти. И там, и там сексапильные официантки в одинаковых передничках выкатывают тележки с цивилизованным угощением...

Не важно, было ли так на самом деле. Назойливая игра аналогиями двух режимов уже сделалась дежурной. А потому превратилась в такую же условность современной концепции истории, каким раньше выступал высокий образ Сталина и компартии.

В позднее советское время большим ругательством, кажется, был упрек в «вульгарном социологизме». Теперь незамысловатого социологизма в искусстве так много, он настолько прижился и стал общеупотребим, что даже как-то неудобно бросать на него косые взгляды. Но, честно говоря, очень надоело смотреть исторические сериалы про кагэбэшников, хороших коммунистов и плохих коммунистов, советских артистов, антисоветских предателей, функционеров всех мастей, простых солдат, простых служащих, русских эмигрантов, евреев, немцев и прибалтов.

Социальность, или социально истолкованный национальный колорит, прет в «Ленинграде» из каждого героя, становится его единственным внутренним содержанием. Человек не живет в экранной реальности, а осуществляет социальный рисунок в строго заданных пределах. А хочется смотреть про людей и про жизнь.

Про людей и про жизнь стали показывать на подступах к финалу. Когда от авантюрно-политической эпопеи свернули в сторону героической мелодрамы. Сделали это настолько неожиданно, что искренность пафоса вызвала сомнения.

В финале вдруг действие сфокусировалось на двух молодых женщинах, которые не стали заниматься самоспасением, а остались до последнего с городом и его обитателями. И вот почему-то кажется, что было бы лучше, если бы с самого начала поменьше искали Краузе, поменьше населяли кадры политическими персонами, поменьше претендовали бы на эпическую разносторонность и остросюжетность. Если бы фильм во всех сериях сосредоточился на нескольких человеческих судьбах и сопутствовал бы этим судьбам до конца.

Но фильм многозначительно выставляет 1943 год в качестве даты смерти Кейт и Нины, не удосуживаясь даже уточнить, как именно они погибли. В кино есть традиция устраивать провалы во времени действия, опуская все самое тяжелое. За это некогда критиковали картину «Москва слезам не верит». Хотя мелодраме со счастливым финалом простительно большее.

«Ленинград» оказывается еще одной новейшей мифологизацией истории в духе отечественного Голливуда. Она грозит закрыть Великую Отечественную войну как тему, способную подвигнуть нынешнее сознание на откровения и открытия, не запрограммированные жанром.

Текст: Екатерина Сальникова

Вам может быть интересно

Глава Северного командования ВС США назвал Россию «величайшей военной угрозой»
Темы дня

Британия применила против России тактику инфантила

Британия высылает военного атташе посольства России, жалуясь на «шпионаж» и даже «поджоги». Этому предшествовал обмен мнениями по линии МИД двух стран, где поднималась тема военных ударов по территории друг друга. Почему британцы в отношении России ведут себя даже более безумно, чем США? И чем им ответит Москва?

Финляндию превращают в пороховой завод НАТО

Тот факт, что Евросоюз не смог выполнить обязательства перед Киевом по поставкам боеприпасов, сильно волнует не только Киев, но и Хельсинки. Финны решили взять дело в свои руки, превратив Финляндию в производственную площадку для тротила и пороха. Так они планируют покрыть свои убытки от конфликта с Россией, но им может помешать Китай.

Захарова: Чудовища Байдена оскорбили память миллионов жертв Второй мировой

Украинки шансоном поддержали в TikTok сбежавших от мобилизации парней

В голове Роберта Кеннеди-младшего обнаружен поедающий мозг червь

Новости

Эксперт: Киев переименовал в честь Евросоюза труднодоступную часть города

На месте брюссельских чиновников стоило бы оскорбиться решением переименовать проспект Правды в честь Евросоюза, особенно если учесть специфику этого района в городе, считает киевский политолог Алексей Нечаев. Решение о переименовании проспекта Правды принял горсовет Киева.

Временного поверенного в делах РФ вызвали в МИД Эстонии из-за сигнала GPS

МИД Эстонии вызвал временного поверенного в делах России, чтобы выразить протест в связи с помехами сигналу GPS, в которых Таллин обвиняет Москву.

Грузинские радикалы назвали постпреда Евросоюза «пенисом»

Грузинские радикалы нецензурно отзываются о постпреде Евросоюза в стране Павле Кхерчинском за его вклад в получение Грузией статуса страны-кандидата в это объединение, свидетельствуют обнародованные интернет-порталом FOR.GE аудиозаписи переговоров, аутентичность которых пока официально не подтверждена, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Российского гребца лишили нейтрального статуса из-за лайков под видео с Путиным

Международная федерация каноэ (ICF) лишила российского гребца-каноиста Михаила Павлова допуска к своим соревнованиям в нейтральном статусе, сообщил президент Всероссийский федерации гребли на байдарках и каноэ Евгений Архипов.

Пентагон подтвердил приостановку поставок оружия Израилю

США приостановили поставку оружия Израилю из-за ситуации с Рафахом, заявил министр обороны страны Ллойд Остин на слушаниях в комитете по ассигнованиям Сената.

Захарова: Действия властей Великобритании подтверждают враждебность линии англичан

Правительство Британии не только не намерено отказываться от курса на провоцирование России, но и прилагает существенные усилия для повышения градуса конфронтации, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Свитер представительницы Украины на Евровидении разгневал поляков

В Польше призывают не отдавать свой голос Украине на Евровидении, поводом послужил видеоролик, на котором представляющая эту страну на конкурсе певица Яна Шамаева (сценический псевдоним Jerry Heil) поет в свитере с надписью Banderaciaga.

В США признали зависимость от чипов из Тайваня

Министр торговли США Джина Раймондо заявила, что Америка покупает 92% своих передовых чипов у тайваньской компании TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company).

ЕАЭС решил начать переговоры с Монголией о зоне свободной торговли

Лидеры стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Монголии на юбилейном саммите приняли решение начать переговоры о заключении временного торгового соглашения, сообщила пресс-служба Кремля.

Названа дата первого рейса из возобновившего работу аэропорта Элисты

Первый рейс из возобновившего работу в условиях СВО аэропорта Элисты состоится 28 мая в аэропорт Жуковский Московской области, рассказал глава Калмыкии Бату Хасиков.

В МВД разъяснили правила нахождения украинцев в России

Граждане Украины, а также лица, ранее являвшиеся гражданами Донецкой и Луганской народных республик, могут беспрепятственно находиться на территории России и работать без оформления разрешительных документов, сообщили в пресс-центре МВД РФ.

Таможня Литвы не пропустила в РФ электромобили Tesla Cybertruck

Литовская таможня задержала два электромобиля Tesla Cybertruck, которые, по подозрению властей, вывозились с терриотрии республики в Россию с нарушением санкций.
Мнения

Ирина Алкснис: Русский государственный стиль

Мероприятие в Кремле напомнило миру, что инаугурация – это не триумф одного человека и его власти, а чествование страной своего выбора, дальнейшего пути и собственной судьбы.

Андрей Полонский: А что ты делал во время этой войны?

Волонтеры сумели насытить благородный призыв «своих не бросаем» конкретным человеческим содержанием, за которым в каждом отдельном случае встают глубоко личные истории.

Александр Носович: Молдавия при Санду косплеит Прибалтику

Даже в проплаченном материале президент Молдавии Майя Санду не может достойно ответить на неудобные вопросы. И такой простодушный ответ на вопрос про румынский паспорт: а че, я как все, у нас миллион человек в стране имеют румынский паспорт, ерунда, дело житейское...
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?