Человек на Луне (28 ноября, среда, НТВ, 00.40) 9/10
Главное в шоу-бизнесе – делать не то, что хочешь, а то, что у тебя получается
Фильм Милоша Формана, снятый в 1999 году. Беспроигрышный для режиссера жанр байопика пополнился еще одним шедевром. Герой ленты – маловнятный для наших широт эстрадный комик Энди Кауфман в исполнении Джима Кэрри, его агента играет Денни де Вито. Фильм представляет собой еще и динамичную медитацию о «проблеме смешного».
Кауфман пытается работать серьезно и заинтересовать публику важной проблематикой, но получается безумно смешно. Значит, надо работать именно в этом направлении. Главное в шоу-бизнесе – делать не то, что хочешь, а то, что у тебя получается.
Ромео + Джульетта (30 ноября, пятница, Первый канал, 00.30) 9/10
Фильм Бэза Лурмана, снятый в 1996 году. Не знаю, у кого безумнее выглядел шекспировский текст в устах главных героев – у Гаса ван Сента в фильме «Мой личный штат Айдахо» или у Бэза Лурмана. В первом фильме языком великого классика изъяснялась шайка маргиналов, здесь же речь действительно идет о Ромео и Джульетте, вот только действие перенесено в некое условно-китчевое будущее – огромный американский мегаполис, где соперничают два мафиозных клана, отпрыски которых воспылали друг к другу любовью.
Лурману, безусловно, близка «карнавализация», вспомним хотя бы его недавний «Мулен Руж». Ромео играет Леонардо ди Каприо, подчеркивающий своим романтичным обликом безумные футуристические реалии, которыми напичкан фильм.
Семь лет в Тибете (30 ноября, пятница, Первый канал, 02.50) 8/10
Фильм Жан-Жака Анно, снятый в 1997 году. Поневоле фильм Анно вынужден был конкурировать с появившейся в том же году лентой Мартина Скорсезе «Кундун» – она тоже про далай-ламу. Герой фильма – австрийский альпинист, бежавший из британского плена после войны, попавший в Тибет и ставший чем-то вроде придворного учителя у маленького далай-ламы.
Разумеется, учитель и ученик иногда меняются местами, и этот контакт перерастает в метафору о возможности уважительного взаимообучения восточных и западных цивилизаций.
Бал монстров (29 ноября, четверг, «ТВ Центр», 02.50) 7/10
Фильм Марка Форстера, снятый в 2001 году. Очень жизненный сюжет: расист-полицейский (Билли Боб Торнтон), который после самоубийства сына крутит роман с роскошной негритянкой (Холи Бери), узнает, что она вдова казненного им (лично!) преступника, такая уж работа.
Фильм снимался в реальных тюремных интерьерах, а зэки участвовали в эпизодах. Когда депрессивное зрелище начинает зашкаливать за все мыслимые пределы, режиссер находит выход в позитивную реальность, которую с таким трудом заработали герои «Бала монстров».
Звуки музыки (1 декабря, суббота, Первый канал, 01.40) 7/10
Фильм Роберта Уайза, снятый в 1965 году. Второразрядное бродвейское шоу превратилось в один из лучших мюзиклов, когда-либо шедших на экране.
Любопытно, как разделились мнения критиков и, так сказать, потребителей зрелищ: несмотря на уничижительные рецензии, зритель активно голосовал долларом и заполнял кинозалы, так что кинообозревателям пришлось пересмотреть свои критерии оценки.
Успех фильма зависел не столько от сюжета, сколько от мастерства его создателей. Режиссер Роберт Уайз работал монтажером с Орсоном Уэллсом над «Гражданином Кейном» и «Великолепными Амберсонами», он также снял такой знаковый для этого жанра мюзикл, как «Вестсайдская история».
Бродвейская знаменитость Джули Эндрюс запомнилась миллионам зрителей в роли Мэри Поппинс, это был ее первый «Оскар», второй она получила за роль в «Звуках музыки».
Свадьба в сезон дождей (28 ноября, среда, «ТВ Центр», 00.55) 6/10
Лирическая комедия популярного на Западе индийского режиссера Миры Наир. Фильм удостоен главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев».
Комедия положений удачно переплетается здесь с комедией характеров: тщательно прописанные герои весело и с индийским огоньком преодолевают препятствия – как личного характера, так и климатического – на пути к свадьбе главных героев.
Любопытен социальный аспект фильма – многие сюжетные ходы возникают именно из-за противоречия традиционного жизненного уклада с реалиями современной цивилизации.
Черная книга (1 декабря, суббота, «Россия», 00.25) 6/10
Лента Пола Верховена, снятая в 2006 году. После двух фантастических фильмов («Звездный десант» и «Невидимка») Верховен решил вернуться к триллеру – жанру, который принес ему наибольший успех («Основной инстинкт»).
Фильм сделан в Голландии, как и его ранние работы, созданные в доголливудский период, и, кстати, фильм «Оранжевый солдат», и рассказывает о том же событии в истории его страны – нацистской оккупации Нидерландов.
Бойкая еврейская девушка становится блондинкой, деятелем Сопротивления, и крутит роман с гестаповцем.