Культура

13 октября 2007, 11:19

Рейтинг событий академической музыки октября

Фото: ИТАР-ТАСС

Насыщенность московского музыкального сезона в эти дни такова, что впору предположить, будто на дворе декабрь или май – месяцы традиционного подведения итогов. И тем не менее уже сейчас афиша настолько богата, что выбор сделать трудно: например, 17, 18, 20 и 21 октября Латвийская национальная опера представляет в Большом театре Бизе и Шостаковича. В эти же дни консерватория предлагает концерты, пропустить которые нельзя, – как не пойти на Рудольфа Баршая или на легендарный хор «Зингферайн»?

Сделать правильный выбор вам поможет наш хит-парад, на первых местах которого всё самое важное и нужное.

1. Фауст летит на Юпитер

Именно так и рождается инструментальный театр – универсальное средство приблизить к слушателю самую что ни на есть сложную музыку, расширить ее границы, придать ей иное измерение

Трудно представить, но 50 с небольшим лет назад в нашей стране не существовало профессиональных камерных оркестров, а «Времена года» Вивальди и «Искусство фуги» Баха не были для меломанов азбукой, как сегодня. Первым коллективом в СССР, открывшим публике эти и многие другие произведения эпохи барокко, стал легендарный Московский камерный оркестр (МКО), созданный Рудольфом Баршаем – альтистом из первого состава квартета Бородина.

Тогда у нас еще не знали об аутентичном исполнительстве и происшедшей в Европе «барочной революции», поэтому на сегодняшний взгляд многое из исполнительской практики тех лет может показаться старомодным. Однако сам подход МКО к работе, когда на репетиции тратилось в пятнадцать раз больше времени, чем в любом другом коллективе, выглядел революционным, и в первое десятилетие МКО был одним из лучших камерных оркестров мира. Позже Рудольф Баршай эмигрировал и МКО стал терять уровень; сегодня он называется Государственным камерным оркестром России и не представляет большого интереса.

Однако свято место пусто не бывает, и, когда в 1979 году Владимир Спиваков собирал «Виртуозов Москвы», ориентиром ему служил именно МКО, многие музыканты которого влились в новый коллектив. Тем символичнее, что именно с «Виртуозами» Рудольф Баршай проводит свой первый концерт в Москве за много лет – 18 октября в Большом зале консерватории. Прозвучат симфония «Юпитер» и Семнадцатый фортепианный концерт Моцарта (солист Питер Донохоу), а также Andante Cantabile Чайковского.

Гвоздем программы, однако, станет музыка совсем другого автора – нашего современника Александра Локшина, выдающегося российского композитора, умершего 20 лет назад. В свое время Локшин не получил достаточной известности, хотя его талантом восхищались Мария Юдина и другие видные музыканты. Один из убежденных пропагандистов его музыки – Рудольф Баршай; под его управлением Эвелина Добрачёва исполнит «Три сцены из «Фауста» – масштабное вокально-симфоническое сочинение в лучших традициях Малера и Берга.

2. Картинки дорисует Ашкенази

16 октября дань учителю отдаст Владимир Ашкенази, не игравший в Москве около двух лет

Продолжается фестиваль, посвященный 100-летию выдающегося пианиста и педагога Льва Оборина. В 1927 году 19-летний Оборин был одним из первых советских музыкантов, участвовавших в международном конкурсе, – и стал победителем: уже тогда он производил впечатление зрелого музыканта с яркой индивидуальностью. Оборин был исключительным ансамблистом, в течение многих лет выступая в дуэте со скрипачом Давидом Ойстрахом и с ним же в трио с виолончелистом Святославом Кнушевицким: тогда это был один из лучших ансамблей в мире. В консерватории Оборин также занимался композицией в классе Николая Мясковского и даже брал уроки дирижирования. Но в истории Оборин остался в первую очередь как пианист и педагог, воспитавший несколько поколений музыкантов.

16 октября дань учителю отдаст Владимир Ашкенази, не игравший в Москве около двух лет – с тех пор, как в октябре 2005 года представил вместе с сыном Дмитрием вечер музыки для кларнета и фортепиано: странно было видеть Владимира Давидовича в скромной роли аккомпаниатора. На этот раз Ашкенази станет за пульт симфонического оркестра Московской консерватории; в Большом зале прозвучат Четвертый фортепианный концерт Бетховена (солист Михаил Воскресенский) и «Картинки с выставки» Мусоргского, причем последние обещаны в оркестровке... самого Ашкенази. Завершит программу «Колыбельная» Чайковского в обработке Рахманинова.

3. А я иду шагаю по Луне

О том, состоится ли фестиваль современной музыки «Игры без слов», не было известно до последнего момента: Департамент культуры Москвы принял решение о поддержке форума в день его открытия. Тем не менее посвященный инструментальному театру фестиваль успешно стартовал; как и положено по условиям жанра, на первом концерте музыканты ходили по сцене, стучали ботинками, становились друг к другу спиной и делали многие другие вещи, попутно исполняя весьма непростые сочинения. Именно так и рождается инструментальный театр – универсальное средство приблизить к слушателю самую что ни на есть сложную музыку, расширить ее границы, придать ей иное измерение.

Этот жанр насчитывает уже не одно столетие: достаточно вспомнить Прощальную симфонию Гайдна, где в финале оркестранты гасят свечи и медленно покидают сцену, когда музыка еще звучит, или Первую симфонию Шнитке, где на сцене происходят коллизии, которым могут позавидовать иные драматические спектакли. Увы, инструментальный театр не самый частый гость в наших залах, и это при всей его демократичности! Тем интереснее замысел организаторов фестиваля – представить российской публике последние достижения в этом жанре композиторов Европы и ее окрестностей.

14 октября в культурном центре «Дом» нидерландский барабанщик Арнольд Мариниссен представит программу «Непонятая красота», охарактеризованную как «мультимедийный перформанс о потерянной и найденной красоте с участием фильмов, множества ударных, голоса, музыкальной пилы, электроники и двух ног». 20 октября в Рахманиновском зале консерватории – концерт Московского ансамбля современной музыки (МАСМ), который исполнит коллективную работу композиторов Франции, Испании и Узбекистана «Мы шли по Луне», а также сюиту Николая Каретникова «Из Шолом-Алейхема» (по страницам «Тевье-молочника»).

Заключительный вечер фестиваля – 29 октября в Концертном зале Рахманиновского общества, а кульминацией станет концерт 23 октября в Большом зале консерватории. Московский симфонический оркестр исполнит сочинения с интригующими названиями «Гнев Бетховена» Оскара Страсного, «Быстро, но не всегда» Ричарда Эйриса и «Механизмы искусственного поддержания жизни» Дмитрия Курляндского. Апофеоз вечера – «Танцы» голландского классика Луи Андриссена и Con moto morto Юрия Каспарова (инициатора фестиваля) для четырёх вёдер, струнных, органа и заводной игрушечной обезьянки.

4. Непатриотичные французы

Юбилейный сезон маэстро Федосеев открывает двумя ударными программами в Большом зале консерватории

Знаменитый дирижер Владимир Федосеев недавно справил 75-летие, а в этом сезоне отмечает 50 лет своей творческой деятельности. Задумавшись о том, что Федосееву 75, в первое мгновение удивляешься: кажется, маэстро уже отмечал именно эту дату буквально только что. Секундой позже понимаешь, что 75-летие недавно праздновал Большой симфонический оркестр (БСО) – один из сильнейших коллективов России, которым Федосеев руководит более 30 лет. За это время имена дирижера и оркестра связались друг с другом крепче, чем Ленин и партия, и связка «Федосеев + БСО» гарантирует музыку в высококачественном, пусть и достаточно консервативном, исполнении.

Юбилейный сезон маэстро Федосеев открывает двумя ударными программами в Большом зале консерватории – соответственно 20 и 26 октября.

В первый из вечеров прозвучит «Торжественная месса» Бетховена – одно из любимых сочинений Федосеева, которым он многократно дирижировал и за рубежом, и в Москве, но ни под одним из исполнений, по его словам, не мог бы подписаться полностью.

В концерте примет участие знаменитый Венский хор «Зингферайн», отмечающий в этот день 150-летие, а также крепкая команда солистов – Красимира Стоянова, Ивон Нёф, Герберт Липперт и Роберто Скандьюцци. Во второй вечер – музыкально-литературная композиция «Война и мир» по Льву Толстому, Бетховену, Прокофьеву и Чайковскому.

«Героическая» симфония Бетховена, фрагменты оперы Прокофьева «Война и мир» и увертюра Чайковского «1812 год» прозвучат на фоне фрагментов из романа Толстого, которые будут читать Михаил Филиппов и Дарья Мороз.

Как рассказывает Федосеев, недавно композиция была представлена во Франции и вызвала горячий отклик у публики: «Французы слушали хорошо, под конец буквально с мест вскочили, хотя там звучат не слишком приятные для них слова».

Текст: Илья Овчинников

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?