Конечно, о чистоте жанра говорить не приходится. Тут вам и супергеройский экшен, и комедия, и мелодрама. Но все же это еще как-то укладывалось в сравнительно односложное определение. До той поры, пока в дело не вмешался модный нынче постмодернизм, превративший, как метеорит превратил скромную девушку Дженни в G-герл, «Супербывшую» в своего рода сатирическую ленту о глобальных изменениях в отношениях между полами.
«Моя супербывшая»
Кадр из фильма «Моя супербывшая» (www.film.ru) |
Работа сценариста Дона Пэйна, набившего руку на «Симпсонах», достойна аплодисментов. Как всякое постмодернистское произведение, «Супербывшая» получилась здорово пропеченным слоеным пирогом. Те, кто не захочет или не сможет углядеть во взаимоотношениях героев нечто большее, чем незатейливую лирическую комедию с фантастической отдушкой, могут вполне удовлетвориться и этим. Те же, кто привык копаться там, где перед ними рылась собака, могут открыть для себя массу любопытных идей. Стоит, правда, предупредить, что страдающие идиосинкразией от феминистских идей должны позаботиться о своем здоровье, особенно если причиной чесотки являются их жены, которые вознамерились пойти в кино парой.
Фильм получился настоящим бальзамом на измученные души умных и преуспевающих дам, которым уже за тридцать, а приличных мужиков словно уничтожил какой-то зловредный вирус. Сторонники известной теории о том, что «нынешние мужики – тряпки», будут счастливы увидеть в фильме Айвана Рейтмана, что это, кажется, так и есть. Хочется верить, им полегчает. Остальные, хочется верить в не меньшей степени, с сочувствием отнесутся к герою Люка Уилсона, которому нет покоя ни на работе, где его изводит подозрениями в сексуальных домогательствах настырная начальница, ни дома, где его беспрерывно ждут неприятности вроде дыры в потолке или акулы в кровати.
Причина неприятностей проста. Милый, но несколько нерешительный парень Мэтт Сондерс, науськанный другом, познакомился в метро с невзрачной на первый взгляд девушкой Дженни Джонсон. Их отношения развивались бурно. Настолько бурно, что уже на втором свидании они оказались в постели, которая была тут же сломана. Случившееся с кроватью было неизбежно, ибо – в отличие от Мэтта зрители с первых минут будут знать это – его новая девушка – G-герл, обладающая невероятными возможностями. Он же, узнав об этом, вскоре решил порвать с Дженни, которая не смогла спокойно принять разрыв и начала мстить. А все мы знаем, что такое мстящая Ума Турман!
Поскольку дело происходит в Нью-Йорке, сюжет постоянно напоминает комедии Вуди Аллена, притом что явных аллюзий в нем нет. Просто все время кажется, что, если бы нью-йоркский невротик решил снять фильм о каком-нибудь комикс-герое, он бы снял нечто подобное. Как результат, есть вполне обоснованные опасения, что «Супербывшую» постигнет та же участь, что и «Эволюцию». В конце концов и предыдущее творение Рейтмана не было «просто фантастической комедией». Но причина провала обоих фильмов – отнюдь не постмодернистские игрища. Вернее, они виноваты лишь косвенно.
Из всего вышесказанного может сложиться впечатление, что фильм очень хорош. Однако это не совсем так. Если попытаться разделить «Супербывшую» на составляющие, то кучки выйдут неоправданно разновеликими. Для фантастического экшена в картине слишком мало визуальных эффектов, для комедии – слишком мало гэгов, для мелодрамы все слишком поверхностно… Кажется, Рейтман так увлекся заигрыванием с думающей публикой, выводя между строк послания невидимыми чернилами, что лишил себя шанса сделать действительно классный фильм, который однажды стал бы классикой.
«Невидимые дети»
Кадр из фильма «Невидимые дети» (www.film.ru) |
«Невидимые дети» – очередной киноальманах, кои стали появляться в последнее время все чаще и чаще. Как и его предшественники вроде «11 сентября» и «На десять минут старше», этот сборник новелл собрал воедино именитых режиссеров со всего мира. Каждый из них в свойственной ему манере рассказал о детях, которые живут в разных уголках света, страдая от войн, нищеты, ужасных болезней и голода. Идея создания фильма принадлежит ЮНИСЕФ, и остается лишь надеяться, что он хоть как-то поможет.
Всего новелл семь, их сняли француз африканского происхождения Мехди Шареф (новелла «Танза»), босниец Эмир Кустурица («Цыган»), американец Спайк Ли («Дети Иисуса в Америке»), бразильянка Катя Лунд («Билу и Жоао»), англичане Ридли и Джордан Скотт («Джонатан»), итальянец Стефано Венерузо («Чиро») и китаец Джон Ву («Сонг Сонг и Котенок»).
Шареф рассказал об африканских детях, вынужденных воевать, вместо того чтобы учиться. Кустурица поведал о детях, которым ничего не остается в разрушенной войной стране, как воровать. Спайк Ли напомнил о том, что СПИДом болеют даже маленькие дети. Лунд запечатлела два дня из жизни мальчика и девочки, собирающих пивные банки и картон, чтобы заработать несколько реалов. Венерузо показал, что воровством пробавляются дети не только в нищей Боснии, но и во вроде бы благополучной Италии. Джон Ву снял историю о девочке-подкидыше, продающей цветы.
Несколько особняком стоит новелла отца и дочери Скотт. Как и их коллеги, они рассказали о страдающих детях. Детях войны, оставшихся без родителей и пытающихся выжить сообща. Однако Скотты ушли от псевдодокументалистики. В их истории почти невозможно понять, где кончается реальность и начинаются воспоминания главного героя. И вообще воспоминания ли это. Между тем очень правильным кажется решение поставить последней не эту новеллу, а работу Джона Ву. Потому что только она похожа на слабый лучик надежды, пробившийся сквозь облака безысходности.
«Адреналин»
Кадр из фильма «Адреналин» (www.film.ru) |
Чев Челиос – наемный убийца. И, как у всякого наемного убийцы, у него есть враги. Однажды Чев просыпается и понимает, что с ним явно что-то не так. А тут звонит его «заклятый друг» Рикки Верона и сообщает, что в крови Челиоса – смертоносный китайский яд, который убьет его через час. Если, конечно, Чев не исхитрится поддерживать всеми способами уровень адреналина в крови до определенного критического предела. Надо ли говорить, что Челиос делает все, чтобы продлить свою жизнь?
Сюжет здорово напоминает «Скорость» – или держишь стрелку подальше от красной зоны, или бум! Только на этот раз вместо автобуса живой человек. Сложную роль человека-автобуса на экране воплотил как всегда гламурно небритый Джон Стэтем, чей внешний вид, как и образ в целом, вызывает стойкое ощущение дежавю. Это удивительно, но актер умудрился пронести образ мускулистого мачо и в «Большой куш», и в «Призраков Марса», и в «Костолома», и в оба «Перевозчика», и в «Итальянскую работу», и в «Сотовый», и в «Револьвер», и в «Хаос». И везде был педантично одинаков.
При всей своей залихватскости «Адреналин» не смог привнести в имидж Стэтема что-то новое. Несмотря на смертельную опасность, он не теряет присутствие духа и раздражающе невозмутим. То он врезается на машине в стеклянные двери офисного здания, не дрогнув ни одним мускулом и не прекращая разговор по телефону, то инициирует драку с толпой черных парней, то устраивает игру в кошки-мышки с кавалькадой полицейских машин… Единственная сцена, в которой он чуть меньше похож на робота, – это эпизод, когда он заваливает свою подружку прямо на улице, понимая, что в данный момент спасти его может только секс. Впрочем, уже ради этого момента боевичок дебютантов Брайана Тейлора и Марка Невелдайна вполне можно посмотреть. Скучно не будет.
«Моя супербывшая» (My Super Ex-Girlfriend)
Звезды – Ума Турман, Люк Уилсон, Анна Фэрис
Жанр – фантастическая комедия
Про что – про скромного офисного работника, который решил бросить свою девушку, обладающую сверхчеловеческими возможностями.
«Невидимые дети» (All the Invisible Children)
Звезды – Дэвид Тьюлис, Келли Макдональд
Жанр – драма
Про что – про детей из разных уголков мира, страдающих от болезней, войн, нищеты и голода.
«Адреналин» (Crank)
Звезды – Джон Стэтем, Эмми Смарт
Жанр – экшен
Про что – про человека, чья жизнь в буквальном смысле зависела от поступления в кровь адреналина.