Культура

30 августа 2006, 17:32

Владимир Сорокин: Перестройка еще не начиналась-2

Фото: ИТАР-ТАСС

Поводом к беседе послужила новая книга Владимира Сорокина «День опричника», выходящая в издательстве «Захаров». Для ее продвижения писатель выбрал не совсем обычную форму : до осени она будет продаваться только в книжных магазинах Екатеринбурга. Для чего это было сделано, можно узнать из беседы, которая получилась достаточно объемной и поэтому разбита на две части.

Часть вторая ( начало здесь ).

- На Франкфуртской книжной ярмарке нобелевский лауреат Гюнтер Грасс танцевал на презентации своей книжки. Кстати, я не знаю, следите вы за этим скандалом или нет, но ради рекламы своей новой книжки недавно Грасс признался, что в войсках СС служил.

Как Набоков говорил, что в нормальном государстве портреты главы государства должны не превышать размеров почтовой марки

- Можно отнести это выступление к его уже, мягко говоря, немолодости и потере вкуса. Хотя, может быть, тайна службы в СС его мучила, и он рано или поздно хотел рассказать об этом.

- Как Раскольников, для которого на миру и казнь красна?
- Да, опуститься на колени и покаяться на все четыре стороны. Хотя, если честно, я не очень верю искренности шестидесятников, особенно западных. Все эти люди, как правило, достаточно циничные.

Но если вернуться к теме презентаций, то я считаю, что вся эта суета вокруг новых книг достаточно бессмысленна. Так же бессмысленна, как, например, и все эти выставки современного искусства.

- А выставки-то почему бессмысленны?
- Потому что на вернисажах происходит то же самое, что и на книжных презентациях. Те же люди, что раньше приходили ко мне, – телеведущие, какие-то длинноногие модели, корреспонденты радио, – все они идут затем и на выставки тоже. Но все они идут не для того, чтобы посмотреть на картины.

Да и сами художники, впрочем, уже давно делают презентации не ради того, чтобы люди оценили их работы. Им это, в общем, … у них есть договор с галереей, и процесс идет уже как бы помимо них. Но вся эта суета и мельтешение странным образом отражаются на качестве работ.

- Володя, но а как тогда быть? Откуда брать информацию о новинках? Заходишь в книжный магазин, а он затарен и невозможно выбрать что-то вменяемое.
- Нет, это не так, Дима. С этим я не согласен.

- Любая ваша книжка обречена на читательский интерес. А как быть дебютанту или самому обычному писателю или художнику?
- Вот я с удовольствием прочитал ваш роман «Семейство пасленовых», и я думаю, что этот текст рано или поздно сам себе проложит дорогу. Для меня это безусловно. Ведь он того стоит.

И вся эта затаренность книжных магазинов ему не помеха. Надо просто делать свое дело, вот и все. А что нам остается? Если вы посмотрите список бестселлеров, то что там стоит в первых рядах? Это же не имеет отношения к литературе, это же все некие полые внутри проекты.

4. День литературы

Владимир Сорокин
- Но в невидимой очереди за признанием некоторые стоят всю жизнь!
- С другой стороны, не надо искусственно загонять себя в андеграунд, это тоже чревато. Андеграунд искусственным быть не может, он всегда вынужденный. И если он был уместен в 70–80-е, то сейчас – люди, которые загоняют себя…

Вот история с Галковским. Это талантливый человек, но он как бы искусственно загнал себя в совершенно андеграундную ситуацию. Недавно я прочитал его интервью, где он высказался о том, что, оказывается, мы, постмодернисты, виноваты в гибели интеллигенции в России. То есть по его рецепту в конце 80-х надо было дать сильно по голове Пригову, Сорокину и Пелевину, чтобы они не совращали интеллигентские массы. Цитирую почти дословно.

Его умозаключения, как мне кажется, есть следствие того, что человек пересидел в искусственно созданном андеграунде больше, чем нужно. Это тоже пагубно, ибо порождает паранойю, разрушающую его собственное творчество.

- А вы себя считаете постмодернистом? То есть можно ли говорить всерьез о постмодернизме в литературе применительно к вам или к Пригову? Мне всегда казалось, что здесь происходит путаница терминов: писатель не может быть постмодернистом по определению – ты можешь быть либо писателем, либо постмодернистом.
- Ну, о’кей. Кто такой Набоков, например? Вот кто это по определению?

- Ну, он типичный модернист, выстраивающий свой персональный мир. В отличие от Набокова, постмодернист – это тот, кто за базар не отвечает. Постмодернисты – это Дашкова, это Донцова, создающие симулякры в виде книг, по сути книгами не являющиеся. Постмодернисты – это публицисты, каждые полгода меняющие свои политические взгляды.
- А вот я своих взглядов не меняю. То есть я как был антисоветчиком двадцать лет назад, так им и остался. Учитывая при этом, что мы продолжаем жить в «совке», хотя и несколько видоизмененном. Модифицированном.

- Россия – страна медленная. У нас только перестройка сейчас началась. Хотя говорили о ней уже лет двадцать назад.
- Перестройка в России еще и не началась.

- «Накануне накануне»?
- Она еще грядет.

- Пока мы только период гласности переживаем...
- Да, вот-вот сейчас появится, наверное, новый «Взгляд» и новые следователи по особо опасным делам Гдлян с Ивановым.

- Новый «Взгляд» уже появился. Сейчас мы для него говорим…
- Я бы, конечно, хотел дожить опять до такого момента, когда…

Я ведь присутствовал в 1991 году на демонтаже памятника Дзержинскому. Может быть, я действительно доживу до этого опять. Когда его снова поставят, а потом вновь низвергнут…

Отвечая на ваш вопрос о том, считаю ли я себя постмодернистом. Я же не могу сам себя оценивать и квалифицировать. В 80-е годы меня называли концептуалистом, в 90-е – постмодернистом. Но, наверное, я просто литератор, как и вы, Дима. Собственно, как и те же Пригов с Пелевиным. Я прозаик. Вероятно, это и есть правда.

5. Лошадиная работа

Владимир Сорокин
- Вы каждый день пишете?
- Это зависит от процесса, в котором я сейчас нахожусь. Если я пишу какую-то большую вещь, то, да, я стараюсь работать каждый день. Иначе ощущение текста может уйти и нужно будет время, чтобы его восстановить. Очень важно целостное ощущение того, что пишешь. Это как видение шахматной доски. Ты должен видеть все 64 клетки.

Но если я закончил вещь, то я могу сделать паузу в несколько лет, как было, например, после книги «Сердца четырех». Тогда я семь лет не писал прозу, я писал сценарии, пьесы.

- Это не считается?
- Просто это другой жанр. Проза – это лошадиная работа. Писание большого текста – это как бы перерождение в такого битюга, который на себе должен вывозить груз. Медленно так, с ежедневным усилием. А пьеса – это дискретная вещь, это вспышка все-таки оформленная. Да, пьеса тоже занимает время, но это не изнурительный марафон, как в случае с прозой.

- А вы «сова» или «жаворонок»?
- Я встаю рано. Обычно будят собаки, которые рано встают. И я иду выпускаю их на двор, выпиваю стакан воды, принимаю холодный душ и сажусь за стол. До 12 я работаю, потом у меня по расписанию следует какой-то завтрак, и потом опять работа до обеда. И все. После обеда я уже свободен.

- А что вы сейчас читаете?
- Надо сказать, что для себя (лучше поздно, чем никогда) я недавно открыл Ле Карре. Я не большой любитель детективов, но я сейчас читаю его, и особенно приятно, что он очень современно писал еще в 70-е.

- А из наших?
- Не могу сейчас вспомнить. Дело в том, что у меня этот год был очень напряженным. То есть я закончил «Лед» и практически сразу начал «Опричника». А если я пишу, то с таким подробным чтением у меня проблема.

- Вы не смотрите сериалы? Например на СТС?
- Дело в том, что я бы смотрел их, если бы там были хорошие диалоги. Но их пишут просто сапожники.

- Но это вы про наши, да?
- Да. Хотя… Один наш сериал я просмотрел, 25 серий, купив на DVD. Это «Зона». Он сделан действительно хорошо. Во-первых, качественная сценарная работа, во-вторых, его поставил Петр Штейн, талантливый театральный режиссер. Вышла очень достойная вещь. Рядом с ним я и близко ничего не могу поставить.

- Но у них там, в «Зоне», зачем-то появилась любовная линия, которая как-то, мне кажется, ломает общий стиль и достоверность изложения…
- Ну да, к сериалу и у меня есть претензии. Но в общем и целом он получился у них весьма сбалансированным. То есть это эстетически продуманная вещь, что сейчас большая редкость.

- Да, и не только на телевидении, к сожалению.
- А так я в основном смотрю каналы «Дискавери» и «Меццо».

6. Сетевая реальность

Владимир Сорокин
- А в Интернете вы много бываете?
- Сейчас меньше. Потому что это все-таки функциональная вещь. Но я чувствую, что он постоянно актуализируется.

- В какую сторону?
- В сторону наиболее достоверного источника информации. Потому что и телевидение, и бумага в России контролируются государством. В них есть и официальная цензура, и самоцензура. По первой реакции журналистов на «Опричника» я хорошо это почувствовал. У пишущих работает даже не цензура, а самоцензура: они не хотят анализировать мои тексты…

- Или уже просто не могут?
- Нет, именно они не хотят себе позволить думать. Потому что это может иметь последствия. А для того чтобы ездить отдыхать в Турцию, надо писать легко.

- А «Живой журнал» вы не смотрите?
- Да, смотрю. Я обычно захожу в него по ссылке. Кто-то что-то упоминает, и я захожу и уже автоматически углубляюсь в кусты, когда они начинают разветвляться. «Живой журнал» – это очень достойный ресурс, действительно живая жизнь, и там можно прожить жизнь.

- Свою или не свою?
- Я бы сказал, какую-то жизнь.

- Вам, кстати, очень грамотный «Живой журнал» ведут – sorokin-news. Дотошно и подробно освещают все публикации, связанные с вашим творчеством.
- Люди, которые его ведут, делают это с большим удовольствием.

- А кто это делает, если не секрет?
- А я вот не знаю.

- Мне казалось, что это кто-то из вашего близкого окружения, потому что там отслеживаются все ваши перемещения по Европе или по Уралу.
- Я никому не докладываю о своих планах. Нет, все новости вылавливаются из потока сообщений. В ЖЖ у меня нет агента или доверенного редактора.

- А за политикой следите?
- Ну да, собственно, она же проникает в тебя сама. Даже если ты за ней не следишь.

- А как к Путину относитесь?
- Не задавайте провокационных вопросов, Дима.

- Но жить стало лучше, жить стало веселей. Скажем, я сам стал жить лучше…
- Ну что ж, если у вас такое ощущение, значит, вы должны любить Путина.

- Ну, он же не девушка…
- Понимаете, Дима, в здоровом обществе влияние государства должно быть минимальным… Как Набоков говорил, что в нормальном государстве портреты главы государства должны не превышать размеров почтовой марки. У нас же…

Собственно, это и есть Россия. Путин очень русский феномен. Собственно, как и Ельцин, как и Горбачев.

- Было бы странно, если бы это были не русские феномены.
- Ну да, странно представить, если бы к власти в России пришел бы человек совершенно европейского типа. Так что на наш век русских феноменов хватит. Хватит…

Текст: Дмитрий Бавильский

Вам может быть интересно

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»
Темы дня

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Как рушатся четыре столпа глобального западного господства

«Закончились пятьсот лет доминирования западной цивилизации», говорит премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. И хотя пророчества об упадке Запада звучат уже довольно давно, пожалуй, только текущие глобальные геополитические обстоятельства подтверждают их по-настоящему. Могущество Запада столетиями основывалось на четырех столпах – и все они сейчас разрушаются. О чем идет речь?

Путин: Россия нанесла удар ракетой «Орешник» по объекту в Днепропетровске

В Британии усомнились в способности армии страны отразить ядерный удар России

В детсадах Владивостока запретили на Новый год костюмы иностранных супергероев

Новости

На дом Блиновской за 750 млн рублей нашелся покупатель

Блогер Елена Блиновская подписала предварительный договор продажи своего коттеджа в «Миллениум Парке», который оценивается в 750 млн рублей, а площадь составляет 1700 кв. метров, сообщает Telegram-канал SHOT.

Персонал Hennessy устроил забастовку против поставок коньяка в Китай в бочках

Работники Hennessy во Франции начали забастовку в ответ на введение Китаем 35% пошлин на бренди из ЕС, протестуя против планов компании по экспорту коньяка в бочках.

Вучич рекомендовал Западу прислушаться к словам Путина об ответе на удары по России

Удары по России останутся без ответа только по мнению «ненормальных» людей, заявил президент Сербии Александр Вучич.

Путин выступил с обращением об ударах западными ракетами и ответе России

Президент России Владимир Путин выступил с обращением к личному составу ВС России и россиянам, чтобы проинформировать о последних событиях в зоне спецоперации. Газета ВЗГЛЯД приводит полный текст обращения главы государства.

Путин: Конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера

Президент России Владимир Путин заявил, что удары западными ракетами по российской территории придали конфликту на Украине глобальный характер.

Политолог назвал «предупредительным» испытание «Орешника» на Украине

Комментируя запуск российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине в ответ на использование западных дальнобойных ракет для ударов вглубь территории России, политолог Федор Лукьянов заявил, что «игра» между Россией и Западом перешла в эндшпиль.

США заявили, что знали о готовящемся запуске Россией ракеты по Украине

США знали о запуске Россией баллистической ракеты средней дальности против Украины, Вашингтон провел консультации с Украиной и союзниками, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.

В команде Трампа прокомментировали обращение Путина

Избранный президент США Дональд Трамп планирует восстановить мир во всем мире, делая акцент на американскую силу, заявила пресс-секретарь избирательного штаба Трампа Кэролайн Ливитт.

МВД отменило требование предъявлять ОСАГО при регистрации автомобилей

Министерство внутренних дел внесло изменения в регламент регистрации транспортных средств, исключив требование предъявлять ОСАГО, новые правила вступят в силу 1 марта 2025 года.

Швейцария выразила готовность арестовать Нетаньяху по ордеру МУС

Министерство юстиции Швейцарии заявило, что в случае приезда премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на территорию страны, он будет арестован по ордеру Международного уголовного суда (МУС).

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник» по Днепропетровску

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев прокомментировал испытание новой ракеты средней дальности «Орешник» в боевых условиях.

Европейские лидеры договорились посетить парад Победы в Москве

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и президент Сербии Александр Вучич планируют посетить парад Победы в Москве в 2025 году, чтобы подчеркнуть значение борьбы с фашизмом.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?