Культура

13 июля 2006, 23:53

Воры в музеях

Фото: Reuters

Похищение Европы, которую заокеанские туристы еще в начале века раздраконили на сувениры, – сейчас как нельзя более актуальный сюжет. Увы, не все согласятся с утверждением, что искусство надмирно и не привязано ни к какой конкретной стране. Как бы ни был космополитичен мир, в котором мы живем, хочется обрести в нем хоть что-то свое. Иными словами, пусть все мы немного греки, но кто-то из нас более грек, чем другие.

Колыбель цивилизованного мира, Италия и Греция, пытаются вернуть часть своего наследия, в течение многих лет судясь с американскими музеями из-за незаконно вывезенных ваз, барельефов и венков.

Насколько их действия оправданны – вопрос, конечно, спорный. С одной стороны, как верно заметил Филипп де Монтебелло, директор Метрополитен-музея, втянутого в один из таких скандалов, «какое отношение к национальному самоопределению Италии имеет греческий кратер» – еще неизвестно.

С другой, сама Италия хотя и вернула Аддис-Абебе захваченную в плен имперскими амбициями Муссолини колонну, но не собирается возвращать в Константинополь увезенных в 1200 году венецианцами золотых лошадей святого Марка. Двойные стандарты?

Яблоко раздора – чаша Ефрония

Чаша Ефрония
Бумажная волокита, которая тянется между Европой и Нью-Йорком уже много лет, показывает, что американцы знают, что почем.

Постороннему наблюдателю вся эта история напомнит в лучшем случае «Аферу Томаса Крауна» с неподражаемой Рене Руссо в роли искусствоведа и сыщика. В худшем – бульварный детектив с непременными осквернителями могил, продажными властями и богатыми коллекционерами.

Еще в 1993 году археолог Малколм Белл III просил у Метрополитен-музея разрешение изучить серебряные артефакты, которые, как он считал, были незаконно увезены с Сицилии с места раскопок, которыми он заведовал.

Среди перечня произведений искусства с сомнительной биографией фигурировала и чаша, датируемая V веком до н. э. и приписываемая самому Ефронию, знаменитому вазописцу. Именно эта чаша и стала впоследствии тем святым Граалем, во имя которого итальянские власти начали свой крестовый поход.

Однако американский музей не обращал внимания на его заявления вплоть до 1996 года, когда на сцену вышел некий грабитель могил, подтвердивший свое участие в эксгумации серебряных объектов. И детально описал некоторые из них.

Описания совпали, а его слова подкреплялись и множеством незначительных деталей, удостоверенных Беллом. Однако провести экспертизу удалось лишь в 1999-2000 годах, Отчет, опубликованный итальянским ученым Пьетро Джованни Гуззо, подтверждал сицилийское происхождение артефактов, но не был достаточно убедителен.

Тем временем история попадается на глаза инспектору Паоло Ферри. Он ведет дело против Джакомо Медичи, итальянского антиквара, и Роберта Хехта, дельца американского, у которого музей и приобрел и чашу, и серебряные артефакты. Параллельно разворачивался и скандал с американским же Музеем Гетти.

В том случае обвинителем выступало уже греческое правительство, утверждая, что экспонаты, купленные Музеем Гетти в 1993 году более чем за 5 миллионов долларов, были вывезены из Греции незаконно. По делу проходила некая Мэрион Трю, которая тогда и занимала пост хранителя древностей Музея Гетти.

Ее деятельностью заинтересовалась также итальянская прокуратура, а соответчиком стал все тот же Хехт. Круг замкнулся, и американцы заволновались. «Мир меняется, и мы должны соблюдать правила игры. Похоже, мы и правда получили часть своей коллекции нечестным путем – через махинации, ложь, ночные раскопки. Я представляю уважаемый институт, и для нас это неприемлемо», – сообщил Филипп де Монтебелло газете «Нью-Йорк Таймс».

Директор Метрополитен-музея Филипп де Монтебелло еще в мае 2003 года согласился вернуть Италии печально известную вазу вкупе с еще пятнадцатью экспонатами, при условии, что они еще четверть столетия будут красоваться в Нью-Йорке.

В ноябре 2004 года он предложил разбить артефакты на две партии: одну оставить Америке, а другую отправить на историческую родину. В марте 2006-го было подписано соглашение, окончательно возвращающее Италии то, что ей принадлежит по праву. При этом Метрополитен-музей получает от итальянцев в долгосрочную аренду произведения искусства, «равные по красоте и значению». Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.

Метрополитен-музей обязуется возвратить в ближайшее время краснофигурный динас (около 340-320 вв. до н. э.), приписываемый Дарию, краснофигурный псиктер (около 520 г. до н. э.) с изображением лошадей и аттическую амфору (450 г. до н. э.).

За это Италия обещается предоставить аттическую краснофигурную вазу, подписанную Харином, которая сейчас красуется в археологическом музее Тарквинии, и краснофигурный же кратер из Пэстума (4 в. до н. э.) Подробное перечисление объектов, которые Италия должна предоставить США в долгосрочную аренду, наводит на грустную мысль, не сменили ли итальянцы шило на мыло.

Хотя, может, и американцы получили кота в мешке. Как бы не потерялись артефакты во время бесконечных перелетов через полмира. А то материал Дэну Брауну для нового романа обеспечен.

Музейная мафия

Метрополитен-музей
Однако скандал между итальянцами и Метрополитен-музеем – лишь кирпичик в Великой Китайской стене. Не так давно во Франции прогремело дело Мишеля Гареля – о древнееврейских манускриптах, которые каким-то чудесным образом исчезли из запасников Национальной библиотеки Парижа, были выставлены на аукцион Cristie's и проданы за 200 тысяч фунтов некому нью-йоркскому коллекционеру.

Национальная библиотека обвиняет Мишеля Гареля в том, что, работая специалистом по древним документам, он регулярно поставлял на подпольный американский арт-рынок средневековые манускрипты.

В ходе расследования выяснилось, что с 1947 года, когда проводилась последняя инвентаризация, из библиотеки пропало по меньшей мере 30 тысяч книг и манускриптов, включая и 2000 манускриптов особой ценности. Мишель Гарель сыграл не последнюю роль в исчезновении 25 из них, равно как и в 121 вырванной странице из книг XIV, XV и XVI веков. Ничего удивительного – американские коллекционеры, готовы заплатить любые деньги за осязаемый кусочек прошлого. Мишель Гарель стал первым из кураторов, осужденных за хищение.

Согласно исследованию, проведенному Guardian, большие музеи ведут себя не хуже, чем заправские мафиози, в том, что касается пополнения своих коллекций. Тут не то что лошадиные головы – тут сгодится и подкуп, и убийство, и надругательство над могилой, и элементарный подлог.

По количеству скандалов лидирует все тот же Метрополитен-музей, успевший поссориться фактически со всем Средиземноморьем. Еще в 1993 году ему пришлось вернуть Турции 360 артефактов из разграбленных в 1966 году анатолийских могил.

За ним следует Бостонский музей искусств, приютивший в своей коллекции торс «Уставшего Геракла» в 80-х годах. Нижняя же часть статуи была в 1980 году найдена в Пергаме в Турции. Дирекция музея стоит на своем: доказать, что их часть статуи покинула пределы Турции уже в наше время. А не пойман – не вор, пусть и шапка подозрительно тлеет.

Не лучше обстоят дела и у Музея Гетти. В данный момент руководство музея судится с Грецией за обладание золотым погребальным венком IV в. до н. э., статуей женщины VI в. до н. э. и двумя погребальными барельефами, которые незаконным образом были унесены с места раскопок на острове Тассос в 1922 году.

Также в списке упоминается Музей искусств в Кливленде, Музей искусств Санта-Фе (в связи с перуанскими сокровищами, похищенными в 1988 году), Музей искусств Сиэтла, Национальная галерея искусств в Вашингтоне и многие другие.

Впрочем, европейцы тоже не отличаются щепетильностью – и Музей Леопольда в Вене (известное дело о картинах Эгона Шиле, украденных у законных владельцев во время Второй мировой), и Британский музей (весьма вольно обошедшийся с сокровищами фараона) оказываются замешаны в международных скандалах.

Правда, европейские музеи пытаются обелить себя, утверждая, что у них древностям «живется» лучше, нежели на родине. Так, золотые украшения кушитов, которые в Судане никто бы не увидел, красуются на витринах музеев в Берлине и Лондоне.

Или вот, например, эфиопская колонна, возвращенная итальянцами. В конце концов, кто поедет за ней в Эфиопию – а вот в Риме она приходилась весьма кстати. Второй, хотя и не совсем этичный, аргумент – сокровища были спасены от уничтожения, когда их выкупили за бесценок во время Второй мировой.

Впрочем, справедливость иногда торжествует. Европейцы возвращают чужое достояние, дабы быть на хорошем счету в деле о возвращении своего. В марте артефакт исторического прошлого вернулся в Афины. Как этот маленький (8 на 11 см) кусочек греческого известняка попал в Хейдельберг около 1871 года, никому неизвестно. В общем-то, ничего примечательного – только в 1948 году археолог Герман Хафнер определил, что это пятка фигуры № 28 VIII блока северного фриза.

И вот, наконец, ахиллесова пята вернулась домой. Может, именно этот камень станет краеугольным в деле об ускользающей от одних и возвращенной другим красоте?

Текст: Ксения Щербино

Вам может быть интересно

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»

Президент России Владимир Путин выразил благодарность создателям системы «Орешник» на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?