31 мая 2006 года РВФ, как часто называли Фассбиндера (это аббревиатура первых букв его имен и фамилии), исполнилось бы всего 60 лет. Столько же недавно стукнуло фон Триеру, «детский» возраст для кинорежиссера, если задуматься.
Банально-юбилейная сентенция «сколько бы мог еще сделать» в данном случае выглядит издевательством. Его скорость съемок – Фассбиндер за 13 лет снял 42 фильма – невозможна по нынешним временам. Так снимали голливудскую лапшу в тридцатые и сороковые, выпекая фильмы-однодневки, как пирожки. Фассбиндер, делая подчас по пять фильмов в год, создавал великие произведения.
Дотошные архивисты, изучив недавно записи в церковных книгах Бад-Верисхофена, выяснили, что, возможно, Фассбиндер родился раньше на один год. Зачем ему было убавлять свой возраст – непонятно. Ведь со временем, отпущенным ему судьбой, Фассбиндер обходился куда более властно и жестко, нежели со своей актерской труппой – выходцами из организованного им когда-то «Антитеатра».
Театральный драйв очень значим в кинематографическом мире Фассбиндера. Это и длинные мизансцены, и подчас душные, тесные интерьеры буржуазных квартирок и коттеджей. Это и временами намеренно пафосная актерская игра с педалированием эмоций. Впрочем, театр все же был промежуточной ступенью в его пути в большой мир кино – начинал Фассбиндер с короткометражек, а экзамены на режиссерский факультет Берлинской киношколы благополучно провалил.
Райнер Вернер Фассбиндер |
Кинематограф Фассбиндера уникален. Он не относится к мэтрам, чьи фильмы узнаются буквально с первых кадров, как у Феллини или Антониони. Его стиль часто менялся, прихотливо петлял от сугубо камерных фильмов до масштабных полотен, увенчанных призами международных кинофестивалей.
Единственная постоянная составляющая почти всех его картин – территория Германии, старинной, довоенной, гитлеровской, современной. Верность этой теме отнюдь не делает Фассбиндера сугубо местной реликвией. Он интернационален в лучшем смысле этого слова и многие его фильмы очень актуальны для российского зрителя. Потому что проблемы, страхи и заботы, в общем-то, у всех одинаковы. Особенно когда герои фильмов – деклассированные маргиналы, политические изгои и гастарбайтеры.
И еще одна параллель – посттоталитарное существование. Жить после Аушвица и ГУЛАГА, так и не поняв до конца, что происходило со страной и народом? Почему и куда нас приведет неизжитое наследие безумных лет? Какие корни опыт страха пускает в душе человека, и какие ядовитые цветы расцветают на уже, казалось бы, демократическом аккуратно подстриженном газоне – это вопросы, которые ставил перед собой режиссер.
Но Фассбиндера нельзя записать в гуманисты. Он предельно жестоко и беспощадно помещает своих героев в безвыходные обстоятельства, прослеживает политическую мотивацию вполне бытовых поступков и страшные в своей сущности обыденные, мещанские мотивы высокой политики.
Райнер Вернер Фассбиндер |
Фассбиндер снимал практически все свои фильмы на субсидии немецкого правительства. Наверное, поэтому он мог работать так много, почти без остановок. Немецкий кинематограф получил мировое признание не в последнюю очередь благодаря именно деятельности РВФ. Ханна Шигула стала в какой-то степени «лицом» германского кино. В последних лентах Фассбиндер мог даже рассчитывать на участие звезд мирового кино – Дирка Богарта, снявшегося в «Отчаянии», экранизации набоковского романа, Франко Неро, сыгравшего роль в «Кереле», экранизации гомосексуального романа Жене. Он не успел снять Роми Шнайдер в роли Розы Люксембург – актриса и режиссер ушли из жизни практически одновременно.
Жанры, которыми играл Фассбиндер, весьма разнообразны. РВФ считал себя завзятым киноманом, и были времена, когда он смотрел по пятнадцать фильмов в день. Он одинаково уверенно чувствует себя в криминальном жанре, мелодраме или «истории произведения» (фильм «Лили Марлен» об известной песне и судьбах ее создателей и исполнительницы). Но будь то экранизация классики («Эффи Бирст») или многочасовой телесериал («Берлин, Александерплатц», по роману Деблина), Фассбиндер никогда не позволяет зрителю забыть о своей основной проблематике – тщательном исследовании системы насилия и схемы рычагов подавления человеческой личности, все равно, тоталитарных или демократических, социумных или спрятанных в глубинах измученного сознания его героев.