Оказывается, воздухоплавание было в начале ХХ века элитным видом спорта. Наподобие автомобилевождения, бокса, шахмат и альпинизма.
До войны
Сентиментальное путешествие над Германией |
Достаточно вспомнить успехи графа фон Цеппелина с его одноименными дирижаблями. В клубах Германии на воздушных шарах летали десятки тысяч человек. Одним из таких энтузиастов был молодой человек из Йены Эрнст Вандерслеб (1879–1963), который, защитив диссертацию по оптике и поступив в небезызвестную фирму «Карл Цейс», получил задание испытать цейсовские фотообъективы в нетривиальных условиях.
Подвиг гайдаровского Бумбараша, которого во время первой империалистической запустят наблюдать, как «немец какаву пьет», был еще впереди. Военную тайну тоже никто не блюл, или, напротив, блюли особо хитрым способом. Короче, спортсмен, оптик, музыкант и гармоничный человек Эрнст Вандерслеб летал себе с цейсовской фотокамерой «орлиный глаз» над германскими городами и весями и снимал из корзины воздушного шара виды всего, что под этот орлиный глаз подвернется.
Сам он сделал более 400 фотографий – дворцов, облаков, ландшафтов, деревень, городов, площадей, рынков, гор и полей. Причем наклеивал их на специальные бланки протоколов, где указывал, когда и на какой высоте делал снимок. Более того, наказал друзьям-воздухоплавателям делать то же самое, а снимки отдавать ему для коллекции. Словно предчувствовал, что через полвека от всех этих красот мало что останется, – с ковровыми бомбардировками не шутят.
После войны
Гарнитура с Дрезденским зеленым бриллиантом |
В итоге получилась нынешняя выставка – отчасти художественная, отчасти научная (коллекция была еще в начале 60-х передана самим Вандерслебом Германскому институту страноведения в Лейпциге), отчасти мемориальная и ностальгическая. Около сотни видов немецких городов с неба и с земли начала века, потом 1920-х – 1940-х годов заканчиваются фиксацией известных событий 1945 года, после чего остались одни развалины. Как от того же Дрездена, который только что был городом-музеем, а вдруг стал городом-скелетом. Словно обычный фотоснимок заменили на рентгеновский.
Этому периоду посвящен отдельный зал выставки, в котором не только фотографии, но и камни, обломки, куски кирпичей и – звуки. Для выставки «С неба на землю» был сделан специальный саундтрек, в котором звуковые пласты бушующего огня и гудящего ветра постепенно переходят в гармонию музыки Генделя. А в небольшом кинозале тут же показывают фильм о кропотливой работе реставраторов, восстановивших знаменитую Фрауэнкирхен в том же Дрездене, а также другие памятники и исторические центры Германии. Получается, что без «орлиного взгляда» Эрнста Вандерслеба и его друзей тоже было не обойтись.
Самое поразительное, что его никто не принял за «русского шпиона», летающего над фатерландом с непонятными целями. Поэтому полная симметрия между Россией и Германией – это натяжка. С высоты птичьего полета она заметнее. Как сказал на открытии выставки директор Музея архитектуры Давид Саркисян, если между двух орлиных голов российского герба да поместить одну немецкую, то как раз небезызвестное трехголовое существо и получится.
На выставке можно много чего любопытного увидеть. Например, вид сверху на городок, название которого отдает славянскими корнями – Штибриц. Там всего-то было 123 жителя, но – пейзаж… А ведь, кроме бомбежек, была еще социалистическая реконструкция, о чем предупреждает подпись под фотографией города Цвиккау середины 1930-х. Или «социалистическое восстановление» Дрездена со сталинскими Дворцами культуры и чудовищной перепланировкой исторической застройки. А на выставке – все как было когда-то. Для особо внимательных к выставке был выпущен каталог и календарь.
После мира
Город Баутцен |
Между прочим, тому же Дрездену исполняется 800 лет. В честь и этого юбилея, и 200-летия музеев Московского Кремля в рамках фестиваля «Сокровища Саксонии» 17 мая в Патриаршем дворце откроется выставка более чем трех десятков уникальных экспонатов из собрания дрезденского музея «Зеленые своды». Ожидается съезд высокопоставленных гостей, на Соборной площади Кремля для них пройдут красочные церемонии с участием гвардейцев президента.
Вообще «Сокровища Августа Сильного» – так будет называться выставка – того стоят. Достаточно посмотреть на сумму страховки уникальных драгоценностей из золота, серебра, слоновой кости, янтаря и камней, которые впервые будут показываться в Москве (если, конечно, не считать их конфискации в 1945 году с последующей отдачей в 1958 году), а в сентябре вернутся обратно в Дрезден – в полностью восстановленные спустя 60 лет после войны «Зеленые своды». Тем более что коллекция, насчитывающая более 3 тыс. предметов искусства из собрания саксонских курфюрстов, вернулась в частично восстановленный Дрезденский замок всего лишь два года назад, а до этого размещалась поблизости – в музее «Альбертинум», куда помещалась лишь треть сокровищ.
В любом случае, в Кремле до начала августа можно будет посмотреть эмалевые портреты, украшения, декорированные камеями, фигурки с жемчугом, ювелирные гарнитуры. Ну и «лучших друзей женщин» – два уникальных бриллианта. «Дрезденский зеленый» в 41 карат – на аграфе для шляпы с алмазом. И эполет – с «Саксонским белым» в 50 карат.
Если и этого покажется мало, то артисты дрезденского драматического театра «Шаушпиль» сыграют в помещении театра на Таганке «Натана Мудрого» Лессинга, а молодые солисты дрезденского оперного театра «Земпер-опер» устроят гала-концерт. Тут уж мало не покажется.