Культура

19 июня 2005, 14:04

Контрреволюция в Большом

Фото: ИТАР-ТАСС

В дате премьеры – 12 июня заложена определенная символика. Новый и невнятый праздник непонятной независимости оказывается очень кстати, когда речь заходит о Большом Театре. После истории с недавней постановкой оперы «Дети Розенталя» остро встал вопрос о главном театре страны. Должна ли эта «национальная святыня» пускать на свою сцену экспериментаторов? Или куда важнее отрабатывать имидж имперского театра, «учреждения культуры номер раз»?

Роман Муравицкий исполняет партию Пинкертон (в центре), Валерий Гильманов исполняет партию Бонза (справа) (фото ИТАР-ТАСС).

Страсти по этому поводу разгорелись нешуточные. Особенно усердствовали депутаты Государственной Думы и активисты молодежных движений. Однако, руководство Большого заняло жесткую позицию: «долой рутину с оперных подмостков». Театр, прежде всего, живой организм и поставщик зрелищ, за которые голосуют не в Думе, а собственным рублем. Поэтому репертуар должен быть подвижен, интересен и разнообразен. На уровне мировых стандартов. Тогда не только публика потянется, но и уважение труппе обеспечено.

Театральные инсталляции

Адина Нитеску исполняет партию Мадам Баттерфляй (фото ИТАР-ТАСС).

Постановка Уилсона в стенах Большого Театра выглядит еще более радикальным предприятием, нежели оперный опус наших соотечественников. Творческий метод американского постановщика является авангардным зрелищем, более близким к contemporary art (в смысле – искусству текущего момента), нежели к традиционной оперной постановке.

Роберт Уилсон – один из самых восстребованных в мире режиссеров-постановщиков, хотя, в первую очередь, он – дизайнер, сценограф и художник. Актерами и музыкой Уилсон пользуется как не самыми важными красками, куда важнее насыщенный яркими цветами пустой экран, на фоне которого идут его постановки или световая партирура, разыгранная как музыкальное произведение. Как по нотам, «изменчивая в каждой мине...» Тем более что, как правило, актеры в постановках Уилсона статичны. Маэстро ставит им каждый жест, каждый поворот головы, каждое движение ресниц.

Вот и выходят многочасовые инсталляции, застрявшие между театром и изобразительным искусством. Влияние Уилсона на спектакль тотально. Суть происходящего выхолащивается, на смену смыслу приходит эффектная картинка, которая говорит сама за себя. Должна говорить. Из этого сочетания статики и традиционных видов искусств и рождаются искры новых ощущений и смыслов.

Эстетическая контрреволюция

Адина Нитеску исполняет партию Мадам Баттерфляй (фото ИТАР-ТАСС).

Кажется впервые, Уилсону удалось в своем творчестве преодолеть главное проклятье театра – литературность. В театре всегда много слов. Даже если слов немного. Даже если актеры молчат или пропевают бессмысленные арии. Потому что литература – это еще и сюжет, это и еще особое отношение к миру вокруг.

Уилсон лишает свои спектакли привычных причинно-следственных связей, отныне все составляющие зрелища оказываются равноудалены. Революция, которую совершил Уилсон в театре можно сравнить с революцией, которую в кинематографе совершил Антониони, когда литература уступила место самодостаточному визуальному ряду.

Оттого спектакли Уилсона кажутся модными, актуальными: давно замечено, что в современной культуре, уставшей от обилия информации, произведения искусства достигают своей цели когда выламываются из жестких жанровых жанров.

То есть, театру сегодня для того, чтобы быть театром уже не нужно быть театром (вспомним документальные драмы), поэзии лучше не быть поэзией (любовное короткое sms воздействует куда сильнее поэтической подборки в толстом журнале), и т. д. Между Платоном и Кантом современное искусство выбирает Канта: отныне красоту можно увидеть везде, где ты сам этого захочешь. Так устроен взгляд современного человека.

Но есть и прямо противоположный подход. Так, Уилсон концентрирует эту красоту до самого предельного состояния. Он считает, что только так можно бороться с безумием самого вымороченного и искусственного театрального жанра. Для Большого Театра, признанного оплота традиционного подхода – это, между прочим, ползучая эстетическая контрреволюция.

Ведь у нас постоянно забывают, что в оперу принято ходить смотреть, а не только слушать.

Текст: Дмитрий Бавильский

Вам может быть интересно

ВС России поразили штаб оперативного командования ВСУ «Юг»
Темы дня

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

Медведев поздравил с 1 Мая советским плакатом с Зеленским вместо Гитлера

Российские войска нанесли удар по штабу ВСУ в Одессе

Яркую вспышку «без взрывов» заметили над Украиной

Новости

ВС Польши предупредили о передвижении военной техники у границы с Россией

Армия Польши массово передислоцирует технику на север страны в начале мая в связи с учениями НАТО Steadfast Defender 2024.

Британия захотела присоединиться к созданию «Небесного щита» против России

Власти Британии задумались над участием в создании новой общеевропейской системы противовоздушной обороны «Небесный щит» для противодействия России, пишет Daily Mail со ссылкой на главу британского Минобороны Гранта Шаппса.

ФСБ сообщила о выдворении нелегальных мигрантов после рейдов в ДНР

В Мариуполе и Тельмановском районе Донецкой народной республики выявлены нарушения миграционного законодательства, сообщила пресс-служба управления ФСБ по региону.

Маск: Украине нужно было соглашаться на сделку с Россией в Стамбуле

Американский предприниматель Илон Маск выразил мнение, что Киеву и его западным союзникам нужно было пойти на сделку с Россией в ходе переговоров в Турции в 2022 году.

В Госдуме высказались об отказе США признавать уничтожение ракет ATACMS

Отказ Вашингтона признавать уничтожение американских оперативно-тактических ракет ATACMS средствами противовоздушной обороны России обусловлен страхом, заявил депутат Госдумы от Крымского региона, член комитета по безопасности Михаил Шеремет.

Эксперт: Стоимость техники на выставке трофеев в Москве достигла миллиардов долларов

Совокупная стоимость образцов военной техники, представленной на выставке трофеев на Поклонной горе в Москве, достигает миллиардов долларов, рассказал старший научный сотрудник Центрального музея вооруженных сил Андрей Любчиков.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

ВС России нанесли удар по местам расположения ВСУ в Харькове

Удар авиабомбой нанесли ВС России по местам расположения военных ВСУ на северной окраине Харькова, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев, ссылаясь на коллег.

Экс-сотрудник СБУ назвал спланированной операцией трагедию в Одессе

События 2 мая 2014 года в Одессе официально считаются на Украине трагическим стечением обстоятельств, на деле же это было целенаправленной операцией, заявил бывший подполковник Службы безопасности Украины (СБУ) Василий Прозоров.

Украинцы высмеяли свой МИД из-за сгенерированного ИИ спикера

Министерство иностранных дел Украины презентовало нового спикера Викторию, созданную с помощью искусственного интеллекта, чем вызвало шквал насмешек в свой адрес со стороны украинцев.

Российский продюсер Тропилло умер в Финляндии

Советский и российский музыкальный продюсер Андрей Тропилло, сотрудничавший с культовыми рок-группами «Аквариум» и «Кино», скончался на 74-м году жизни.

Украина отказалась платить пенсии почти 300 тыс. переселенцев

Почти 300 тыс. переселенцев перестанут получать пенсии, так как не прошли физическую идентификацию, сообщил Пенсионный фонд Украины.
Мнения

Борис Акимов: Почему мы не хотим работать

День труда – праздник со слезами на глазах, праздник для людей, которые перестали видеть в труде ценность. Почему это случилось и как нам с этим жить дальше?

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?