Признаться, я не ожидал того, что остающаяся пока еще в маргинальном поле инициатива переноса российской столицы получит настолько массовую поддержку читателей газеты ВЗГЛЯД: сторонников в семь раз больше, чем противников.
Пожалуй, это явное доказательство того, что идею надо обсуждать на самом высоком уровне, а не ограничиваться натужными шутками московского мэра.
На этой неделе в преддверии начала учебного года появилась новая «переносительская» инициатива: депутаты от ЛДПР предложили отдать на откуп муниципалитетам дату начала учебного года в школах – с возможностью начать учиться 1 октября, а закончить, соответственно, 30 июня.
И, в отличие от «столичной» темы, учебная сразу оказалась не просто абстрактной идеей общественников, а вполне себе серьезной законодательной инициативой, уже внесенной в Госдуму.
Между тем дата начала учебного года – то немногое в нынешней российской реальности, что должно и дальше оставаться абсолютно неизменным и незыблемым.
Доводы «за», которые привели депутаты, не выдерживают ни малейшей критики.
Как говорится в сопроводительной записке, «принятие законопроекта позволит более гибко подходить к решению вопроса о начале и окончании учебного года в образовательных организациях, исходя из климатических, национальных и иных особенностей конкретного муниципального образования, а также более эффективно использовать теплое время года для полноценного отдыха детей».
Почему-то в исламских регионах, таких как Чечня или Адыгея, линейки пройдут вовремя (фото: Сергей Савостьянов/ТАСС)
|
И, кстати, непонятно, почему в законопроекте предлагается возможность сдвигать начало учебного года только вперед, на октябрь, и нет варианта начинать учиться 1 августа, а заканчивать 30 апреля. В мае в Крыму и в Сочи уже тепло.
Впрочем, эта депутатская недоработка не имеет ни малейшего значения, поскольку сдвигать начало учебного года нельзя ни вперед, ни назад.
Две главных причины уже назвала в интервью «Парламентской газете» первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова:
«Россия – федеративное государство. Сейчас мы работаем над созданием единого образовательного пространства, и на этом фоне сказать, что решайте, муниципалитеты, сами, когда вам учебный год начинать – не очень логично. Ну а если ребенок учился в одном субъекте и переехал в другой? Тут можно создать ситуацию, когда ребенок попадёт не на ту четверть при переезде».
Развитие экономики требует совершенно нового уровня мобильности граждан – недаром думающие о будущем страны мира активно вкладываются в транспортную инфраструктуру, начиная с высокоскоростных железнодорожных магистралей и автобанов и заканчивая региональной авиацией.
Если в одном регионе дети будут начинать учиться в октябре, а в другом – в сентябре, то при переезде родителей школьники окажутся в очень непростой ситуации, когда им надо будет самостоятельно «догонять» месячную программу по всем предметам. Впрочем, месяц повторять уже пройденное тоже не самое большое удовольствие.
Но неудобство для отдельно взятого школьника – это еще не самое страшное.
Главное – это единое образовательное пространство единого федеративного государства.
Владимир Путин во время заседания Совета при президенте по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле особо подчеркнул, что изучение языков народов России – это право, а не обязанность. И недопустимо изучать какой-либо язык в ущерб русскому.
Но проблема заключается не только в языке.
В 1990-е годы распадалось не только государство, но и единое образовательное пространство. В результате каждый регион вводил свои образовательные программы и стандарты, кто-то что-то добавлял, кто-то убавлял.
Например, в Новгородской области в школах и вузах активно продвигали лженауку «валеологию». В Москве ситуация была не сильно лучше – например, в некоторых гуманитарных школах невозможно было одновременно изучать химию, физику и биологию – в 10-м классе это был предмет по выбору.
В результате автор этих строк изучал химию в индивидуальном порядке, остальные одноклассники выбрали другие предметы.
ЕГЭ при всех своих минусах привел к некоторой унификации образования, но все равно этот процесс еще далек от завершения. Базовое среднее образование должно быть идентичным и в центре Москвы, и в дагестанских селах. Факультативы могут и должны отличаться, а база – нет, ни в коем случае.
Шансы законопроекта о переносе начала учебного года быть принятыми минимальны.
Странно, что внесли его именно представители ЛДПР – казалось бы, лидер этой партии, напротив, регулярно выступает за слияние регионов и ликвидацию национальных автономий, а тут такой удар по единству страны. Впрочем, бывает, не разобрались.
И, разумеется, не чем иным, кроме как направленной на разжигание религиозной розни провокацией, является инициатива переноса школьных линеек в Москве из-за Курбан-байрама.
Почему-то в исламских регионах, таких как Чечня или Адыгея, линейки пройдут вовремя, несмотря на то, что 1 сентября объявлено выходным днем.То же самое в исламской стране Таджикистан: «Так как День знаний также закреплен в законе о праздничных днях и он отмечается без выходного дня, в этом решении нет никакого нарушения законодательства или чьих-то прав.
Мусульманский праздник отмечается три дня, поэтому учащиеся смогут поучаствовать в его праздновании в субботу и воскресенье», – цитирует «Интерфакс» пресс-секретаря министерства образования и науки Таджикистана Эхсона Хушбахта.
И только в центре Москвы Курбан-байрам почему-то помешал отмечать День знаний тогда, когда положено.
Очень грустно, что эту провокационную инициативу поддержал, более того, подогрел муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов, заявивший, цитирую,
«думаю, не совсем было бы приятно родителям и ученикам, опаздывая на линейку, пробираться через тесно заполненные верующими людьми улицы, мешая совершать им тем самым праздничную молитву, что, по сути, в той или иной степени может в итоге спровоцировать определенные конфликты».
Получается, что муфтий считает своих прихожан опасными для детей и их родителей – это раз, и заранее полагает, что правоохранительные органы столицы не способны отделить молящихся от участников школьной линейки – это два.
Очень странное заявление, требующее отдельного рассмотрения.
Учебный год должен начинаться по всей стране и во всех школах в один день – 1 сентября (единственное допустимое исключение – воскресенье).
Образовательный стандарт во всех школах должен соблюдаться неукоснительно. Дополнять – можно, убавлять – нельзя. Религиозные и любые другие причины не могут быть поводом для переноса Дня знаний.
Вроде бы ничего сложного?