Польша направила в США запрос о выдаче 98-летнего украинца Майкла К., подозреваемого в массовом убийстве поляков во время Второй мировой войны. Кроме того, глава польского МИДа Витольд Ващиковский заявил, что Украина не войдет в ЕС с Бандерой.
Не стоит ждать, что Киев будет как-то реагировать на грозные заявления польских политиков
Казалось бы, речь идет о том, что украинский нацизм, обретая все большую рельефность в связи с чествованием нацистских героев, переименованием в их честь центральных улиц в Киеве, факельными шествиями по всей стране, вновь набирающим силу антисемитизмом становится все более узнаваемым, его все чаще хватают за руку недавние друзья и союзники по негласной антироссийской коалиции. Тем не менее это совсем не так.
Дело в том, что Польшу тревожат проблемы, связанные исключительно с ее собственным прошлым, с теми болевыми точками, которые образовались в ее самопонимании из-за того, что украинские националисты принимали активное участие в уничтожении польского населения во время Второй мировой войны.
Польше не стоит ставить в упрек Украине смешное баловство с бандерами и шухевичами (фото: кадр канала RT)
|
Кстати, Киев уже косвенно ответил на гневные филиппики из Варшавы. Ответил по-своему вполне логично и убедительно, в духе известного изречения Ходжи Насреддина о том, что пока суть да дело, кто-нибудь обязательно сдохнет – или султан, или ишак.
Украинский эксперт-международник, экс-советник главы СБУ Маркиян Лубкивский в телеинтервью заявил, что «до членства Украины в ЕС еще очень далеко, пройдет много времени и, очевидно, поменяется не один Ващиковский».
Это действительно так. Вступление в Европейский союз не просто не стоит на повестке дня, ряд европейских политиков уже определенно заявили, что в ближайшие годы, а то и десятилетия Украине не стоит рассчитывать на членство.
Поэтому не стоит ждать, что Киев будет как-то реагировать на грозные заявления польских политиков. Собственно, он уже не раз отмахивался от аналогичных. Бандера и Шухевич так и останутся в пантеоне героев, как бы ни пыталась это опротестовать польская сторона. Об этом Лубкивский также заявил вполне определенно.
Проблема и Польши, и Европы в целом в отношениях с Украиной заключается в том, что они не желают признавать очевидного факта. Героизация нацистских преступников стала возможной из-за того, что украинский нацизм возродился в новом формате и ощущает свою неразрывную связь с нацизмом исконным, классическим.
И с ним невозможно бороться, обращая внимание только на актуализацию феноменов, связанных исключительно с тем прошлым, которое было осуждено и отвергнуто.
В это прошлое необходимо заходить из настоящего, попытавшись понять, почему оживают проклятые тени, по какой причине нынешним продолжателям дела Бандеры так важно установить – и объявить о нем во всеуслышание – родство со своими духовными учителями.
Конечно, это крайне важно – расследовать в открытом судебном процессе злодеяния престарелого нациста и осудить их. Мы понимаем, что такого рода преступления не должны иметь срока давности.
Однако на Украине уже сформировалась гигантская общность людей, вовлеченных в войну, управление государством, образование, для которых этот столетний старик – отнюдь не преступник, а герой, подобный тысячам других, воевавших в составе нацистских подразделений, издевавшихся над заключенными в концлагерях, резавших поляков в Волыни.
И именно эта общность является носителем перелицованных, осовремененных, но, по сути своей, тех же самых идей, которые были заложены и развиты отцами-основателями националистической украинской доктрины. Вырывать из этого хоровода взявшихся за руки нацистов всех времен только фигуры, связанные с преступлениями, совершенными в прошлом веке, абсолютно нелогично.
Я очень хорошо понимаю недоумение нынешних потомков нацистской нечисти, когда польские товарищи почему-то обращают внимание только на покрытые патиной портреты героев той далекой войны, а современников, не отличающих себя ни по взглядам, ни по характеру деятельности от почивших в бозе наставников, в упор не видят. Это в высшей степени нелогично, а потому угрожающие окрики из Варшавы и не возымеют никакого эффекта.
Можно даже чисто теоретически – понятно, что такого не произойдет никогда – представить себе, что, скрепя сердце, украинская власть, чтобы не портить собственный имидж, откажется от чествования пособников нацистов и палачей польского народа.От этого ровным счетом ничего не изменится. Не закончится война в Донбассе, не остановятся гонения на русский язык и русскую культуру, никуда не денется «Украина – понад усе», нацистские молодчики с их факельными шествиями и тербатальонами не растворятся в предрассветной мгле.
Думаю, что мелкие заметки на полях, которыми следует считать громкие заявления польских политиков, не изменят союзнического характера отношений нынешней Европы с Украиной. Дело в том, что именно нацистская доктрина является источником той мобилизующей ненависти к России, которая сегодня цементирует и позволяет ее использовать в качестве инструмента борьбы с геополитическим врагом.
Так называемые демократические ценности, если бы украинское общество действительно ориентировалось на них, лишили бы антироссийский курс нынешнего украинского государства всякой идейной основы. А значит, той истинной мощи и проникновенности, которые отличают не только риторику, но и реальную политику Украины.
А Польше надо честно уяснить для себя один момент. Если для нее Украина прежде всего ценна как анти-Россия, то не стоит ставить ей в упрек смешное баловство с бандерами и шухевичами. Более того, надо постараться забыть о прошлых обидах и взглянуть на дело по-новому.
Именно молитвенное обращение нынешней Украины к теням забытых и преступных предков позволяет ей поддерживать тонус и без устали совершать атаки на общем с Польшей антироссийском фронте.