Первый канал заявил об отказе от телетрансляции конкурса «Евровидение». Кто боялся, что Россия потеряет лицо, может вздохнуть спокойно. Потеряет деньги (по утверждению представителей Первого, небольшие) и, возможно, право на участие в следующем конкурсе (в виде штрафа за отказ транслировать этот).
Для России (продюсеров и нескольких миллионов зрителей) «Евровидение» – это разговор о погоде, который ведут дипломаты
Деньги – как солдаты, их нужно беречь, но помнить, что «бабы еще нарожают». А пропуск следующего конкурса нам только на пользу. Почему?
Дело в том, что мы уже несколько лет играем в эту игру всерьез. Причем «работаем двойками»: слабый ход – сильный, слабый – сильный. В этом году был запланирован сильный ход. Следующий слабый мы, вероятно, пропустим. Будет время подумать.
Ставка в игре – не первое место в конкурсе. Конкурс мало что значит.
«Евровидение», как всем хорошо известно, это история не про музыку. Это что-то вроде американского рестлинга – борьба не борьба, спорт не спорт, шоу-бизнес не шоу-бизнес, хотя признаки и того, и другого, и третьего присутствуют. Победа в этой закрытой лиге за ее пределами ни во что не конвертируется.
Для России (продюсеров и нескольких миллионов зрителей) «Евровидение» – это разговор о погоде, который ведут дипломаты на светском рауте: как бы бесполезная болтовня, но на самом деле обмен зашифрованными посланиями.
Разговор на самом деле не о погоде (не об эстрадной песне). Речь идет о соревновании двух культурно-цивилизационных моделей: российской и западной.
Давайте вспомним историю.
Выиграла ли Украина этот раунд? Сложный вопрос (фото: https://twitter.com/Rogozin/status/852591955875909632)
|
Появилась Россия на конкурсе в девяностые годы – как потешный потеющий в шубе азиат-боярин на балу. Помните, примадонна Пугачева, локальный гений в перьях Киркоров – именно так это и выглядело.
Потом пообтесались и стали, по Петровскому рецепту, «учителей бить»: Алсу, «татушки», Билан, «Бурановские бабушки» и так далее.
В четырнадцатом году, на волне «общественного порицания» за Крым, на «Евровидении» были освистаны очередные наши участницы, и вот тогда началась игра.
В год освистания на конкурсе победила бородатая женщина. Это символизировало западную толерантность, культурную податливость и пластичность мышления.
Через год Россия ответила Полиной Гагариной. Без бороды, строгая, сдержанная подача материала, бальное платье «классика». Идеал здоровья и красоты, загнанный в подсознание толерантного Запада. «Мы лучшее, что у вас есть», – как бы говорила Россия недовольным толерантностью европейским обывателям, ропчущим на интернет-форумах «нам бы такого президента, как Путин».
И несмотря на продолжающееся «порицание», Россия взяла место. Это была победа. Не на конкурсе, а в обмене «скрытыми сообщениями».
Следующий сезон по правилам игры должен быть «слабым» (нельзя, «работая двойками», бить справа и слева с одинаковой силой): мы представили «мужской вариант» Полины Гагариной.
Во-первых, «с бородой должен быть мужчина», а во-вторых, главным сообщением были крылья на экранном заднике: помните, их как бы расправлял российский певец, и были они какими-то отнюдь не белыми… Какими-то даже черными слегка были. Россия расправляла крылья и давала понять, что она не «лебедушка»: чуть что не так – клюнет в нос.
И снова «в призах», причем притопить российский месседж до третьего места стоило определенных усилий.
Первое место в том конкурсе получил наш маленький, но гордый южный сосед. Это дало русским игрокам дополнительные возможности. Было понятно, что на площадке гордого соседа нас встретят со скандалом, это обстоятельство надо было разыграть. Его и разыграли, делегировав Юлию Самойлову – «певицу в инвалидном кресле».
Хотите кидаться яйцами – прекрасно: кидайте их в женщину-инвалида, и пусть вся Европа посмотрит, какие вы европейцы. Освистывайте европейский идеал политической корректности на здоровье!..
Это было сильно. Свое общественное мнение было по-умному подогрето искусственным скандалом с неполиткорректными высказываниями известных персон в адрес участников отечественных шоу. Мы были готовы носить Юлию Самойлову на руках.И вдруг – опаньки. Шахматная комбинация напоролась на лом.
Оказывается, Юлия Самойлова посещала Крым и, по украинским «законам», не может быть осчастливлена украинской визой. «Дурак испортил песню», как говорится в известной пьесе.
Вряд ли это просчет. Думаю, не так просто найти «нужного инвалида». Чтобы и миловидной была, и пела более или менее прилично, и к креслу была прикована по-настоящему. Пойдите попробуйте.
Проиграла ли Россия этот раунд? Во всяком случае, она его пропустила. Ход не засчитан.
Выиграла ли его Украина? Тоже сложный вопрос. Когда из-за попадания птицы в турбину падает самолет, можно ли сказать, что птица выиграла?