В полувековую годовщину Октябрьской революции, в 1967 году, было выпущено много книг, статей, даже диафильмов о том, как мы будем отмечать столетие этого события в 2017 году.
Как изменится жизнь, какие новые рубежи возьмет человечество, к тому времени окончательно освободившееся от гнета капитала, как люди построят города на дне морском и полетят к далеким звездам.
В СССР, который я еще застал, были космические полеты, но достать мясо было проблемой, и когда оно появлялось, возникали огромные очереди. В космос я не летал (хотя страстно мечтал об этом), а вот в очередях стоял.
Сейчас, если кто не знает, космические полеты в России продолжаются, люди постоянно работают на орбите, а мясо есть на каждом углу – в немыслимом для СССР качестве.
Из чего можно сделать вывод, что отсутствие мяса, масла, туалетной бумаги, идеологически неодобряемых книг и еще очень многого всего не было обязательным условием для полетов в космос.
Но что тогда умели делать очень хорошо – так это мечтать о дивном новом мире, и эти мечты до сих пор могут глубоко трогать.
Но мы живем в мире реальном, где эти мечты не сбылись – грандиозный социальный эксперимент завершился неудачей, и мы стоим перед необходимостью осмыслить его результаты и иметь дело с его последствиями.
Прежде всего, скажем очевидное – коммунистический проект был заблуждением.
Это не всем легко признать. Люди склонны настаивать на своих ошибках. Такова человеческая природа.
Человек, который потратил деньги на негодную вещь, ни в коем случае в этом не сознается – скорее всего, он еще накупит к ней дорогих аксессуаров.
Люди, которые в свое время вложились в билеты известной пирамиды МММ, горячо настаивали, что их обманывает правительство – а не хозяин этой пирамиды Сергей Мавроди.
Человеку, который страдал и трудился на пользу культистского лидера вроде преподобного Муна или Секо Асахары, бывает очень трудно его покинуть – именно потому, что он многое потерпел и теперь не может поверить, что все это напрасно. Чем тяжелее оказались последствия ошибки, тем тяжелее ее признать.
Настаивать на своих ошибках могут не только отдельные люди, но и массы народа – у нас перед глазами Украина, где катастрофические результаты «революции достоинства» налицо, но множество людей продолжает горячо провозглашать, что Майдан – это лучшее, что случалось со страной.
Во всех этих случаях необходимо признать – да, это ошибка. Не бывает людей, которые не ошибаются; как не бывает народов, застрахованных от массовых ошибок.
Прошлое изменить нельзя – но можно, упавши в яму, перестать рыть дальше, оценить полученный опыт и минимизировать ущерб. Негативный опыт тоже может быть ценным.
Способность признать – ну, бывает, такова жизнь в этом падшем мире – это абсолютно необходимый навык.
Да, в нашей истории мы, или, вернее, наши недавние предки, поставили грандиозный социальный эксперимент, который в целом оказался неудачным. Светлое будущее не наступило.
Прошло достаточно времени, чтобы примириться с этим фактом и жить дальше. Это значит – спокойно признать, что коммунистический эксперимент не удался и мы не собираемся кого-то яростно ненавидеть, преследовать, что-то ломать и крушить по этому поводу.
Людей, которые продолжают настаивать на том, что Октябрьская революция была величайшим событием в истории человечества, конечно, можно понять. Это очень по-человечески.
Но, двигаясь в будущее, мы не можем ставить на лошадь, которая является, без сомнения, мертвой.
Перспектива вернуть вместо позорных очередей за буржуазными айфонами советские очереди за колбасой совершенно нереальна. Прежде всего потому, что никто этого всерьез не хочет.
Точно так же бессмысленно исходить ненавистью к давно и безвозвратно закончившемуся периоду истории. Невозможно согласиться с очевидным заблуждением; невозможно оправдать преступления.
Но можно отказаться от ненависти к людям. Участники гражданской войны, а также участники и жертвы массовых репрессий давно умерли и ушли на иной Суд.
Коммунисты страшно заблуждались, это привело к ужасным последствиям – но мы можем заглянуть в историю не с ненавистью, а с состраданием и пониманием. Мы не обязаны отравлять себя ненавистью из-за преступлений прошлого.
Среди нас немало людей, которые ассоциируют себя с той или иной стороной гражданского конфликта. Их позиции непримиримы – и очевидно, примирить их нельзя.
Люди всегда будут иметь разные точки зрения на историю и современность. Но можно – и важно – стремиться к другому.К развитию политической культуры, в которой гражданская ненависть перестанет считаться приемлемым методом мобилизации сторонников, а гражданское насилие будет признано недопустимым. Культуры, в которой гражданский мир будет считаться более высокой ценностью, чем достижение своих политических целей.
Мы все знаем, как память об исторических трагедиях можно сделать поводом для сегодняшней ненависти, а преступления, все жертвы и участники которых давно умерли, – превратить в обоснование для сегодняшних преступлений.
Но мы можем повести себя более мудро и достойно. Не довоевывать гражданскую войну, а посмотреть на грандиозную трагедию, пережитую нашим народом в ХХ веке, со скорбью и состраданием – и без ненависти к кому бы то ни было, будь то давно умершие люди или наши современники.