Новость о том, что Минобрнауки якобы запретило общественникам, готовящим всероссийский интернет-урок по профилактике СПИДа, использовать слово «презерватив», активно расходится по соцсетям.
Само министерство ситуацию пока не комментирует, и, получается, налицо традиционная дихотомия: пропаганда нравственности и целомудрия против пропаганды презервативов и одноразовых шприцев. Одно отрицает другое, и вместе им не быть.
Почему-то это противопоставление кажется всем вполне естественным. В результате в сфере борьбы со СПИДом (а также с абортами, наркоманией и т. д. и т. п.) складывается ситуация, аналогичная религиозной: представители близких конфессий враждуют друг с другом куда сильнее, чем с представителями принципиально иных верований или даже с атеистами.
В христианстве активная фаза этой вражды осталась в истории, а ведь когда-то католики и протестанты убивали друг друга куда более изощренными способами, нежели мусульман или язычников, а староверы ненавидели никонианцев сильнее, чем кого бы то ни было в мире, включая дьявола.
В исламе активная фаза противостояния разворачивается на наших глазах: шиитам и суннитам найти общий язык друг с другом куда сложнее, чем с христианами или буддистами.
Словом, в деле борьбы со СПИДом (абортами, наркоманией) все как в животном мире или у российских либералов: внутривидовая борьба куда ожесточеннее и суровее межвидовой.
Сторонник бесплатной раздачи презервативов не сядет рядом с «пролайфером», а выступающий за ужесточение наказания для наркоманов будет призывать посадить заодно всех пропагандистов метадоновой терапии. Хотя, казалось бы, и те и другие выступают за прекращение эпидемии СПИДа, сокращение числа абортов и уменьшение вреда от наркоманов.
В результате большая часть усилий тратится на борьбу друг с другом, а не с ненавидимым обеими сторонами конфликта врагом. И продолжается эпидемия СПИДа, уровень абортов остается неприемлемым для цивилизованной страны, а наркоманы в поисках денег на дозу регулярно убивают людей.
Если бы Россия так же подходила к собственной обороне, то о единой стране уже давно можно было бы забыть – княжества враждовали бы с бантустанами. Залог независимости любого государства – это комплексный подход к собственной безопасности.
Наличие ядерного оружия не отменяет существования танковых войск и пехоты. Да и сам ядерный щит представляет собой неразделимую триаду: ракеты, авиация и подводный флот.
И, как мы знаем на собственном печальном примере, никакое оружие не способно помочь, если дает сбой государственная идеология – страна рушится, а вчерашние братья режут друг друга под радостные крики о свободе, мире, дружбе и европейской интеграции.
Победить СПИД (аборты, наркоманию) полностью вряд ли возможно на нынешнем уровне развития медицины. Но принципиально сократить масштабы бедствия – вполне возможно.
Для этого надо в самую первую очередь прекратить нынешние псевдорелигиозные войны. Пропаганда нравственности может и должна дополнять, а не отменять пропаганду защищенного секса, так же как упование на Божью волю вовсе не отменяет мытья рук и прочей гигиены.
В беспорядочных половых связях, разумеется, нет ничего хорошего, но уж если случилась неутолимая страсть (что в юности скорее правило, чем исключение), презерватив вовсе не усугубит грех, а, наоборот, поможет избежать неприятных последствий, в том числе для третьих лиц.
В любом случае на первом месте всегда должна быть пропаганда ответственности за свои действия, о чем бы ни шла речь – сексе, употреблении изменяющих сознание веществ (в первую очередь – разрешенного законом алкоголя), экстремальных видах спорта и прочих «взрослых» удовольствиях.
На кого-то подействует религия, на кого-то – мода (курить стало немодно, а бегать модно – вы обратили внимание?), на кого-то – карьерные соображения. Стричь всех под одну гребенку и невозможно, и, что самое главное – бессмысленно. Необходим комплексный подход.Западный опыт показывает нам, что, развивая что-то одно в ущерб другому, очень легко впасть в далекие от здравого смысла и реальной борьбы за равноправие крайности – это и внезапно прорезавшаяся память у американских жертв сексуальных домогательств тридцатилетней давности, и европейский отказ от гендерного воспитания детей.
Но и голой нравственностью в век интернета победить естественный интерес подростков и молодежи к сексу и наркотикам, а также неизбежно следующие из этого интереса нежданные беременности, СПИД и наркоманию – невозможно. Это как использовать кавалерию против авиации – красиво, но недолго и с заранее известным печальным результатом.
Мы на войне. СПИД, аборты, наркомания – это враги, уничтожающие здоровье молодежи, а значит – будущее страны. Переговоры невозможны, надо воевать. Воевать, используя весь доступный арсенал оружия, а не кричать о том, что межконтинентальная ракета безнравственна и формой напоминает то, на что надевают презерватив.