В четверг исполняется 17 лет агрессии НАТО против Югославии. Либералы и Запад, конечно, предпочли забыть эту дату. В патриотическом и православном сегменте интернета, как и положено, проклинают НАТО и Запад в целом. Однако это полуправда.
Запад действительно циничен и беспринципен, как и положено наследнику Рима. Именно поэтому он в итоге и получил контрольный пакет акций в глобальной политике и экономике.
Запад никогда не признавал за Византией и ее наследниками – православными балканскими славянами и частично Россией – равноправный цивилизационный центр силы. И военная операция НАТО против Югославии была неприкрытой военной агрессией.
Во время крымского кризиса весной 2014 года Запад искренне жалел, что из-за наличия ядерного оружия он не может поступить с Россией, как с Югославией в 1999-м.
Все же в югославской истории был один несомненно позитивный момент. Считается, что именно те события серьезно повлияли на российских силовиков и часть политического истеблишмента.
В результате прозападная линия в отношениях с Западом уступила место прагматизму. А выбор в качестве преемника остановился на действующем российском президенте.
На этом, в общем, позитив и заканчивается. Сербы отнюдь не святые и не преданные союзники, как принято считать в национал-патриотической среде. Слободан Милошевич был очень сложным переговорщиком, в том числе и для России. Постоянно пытался столкнуть две ядерные державы, Россию и США. Проводил очень непоследовательную политику, идя на уступки Западу.
Да и сами сербы в значительно большей степени завязаны на Запад, чем принято считать в России. Многие из них в свое время работали в Австрии, Германии и других западных странах. Деньги, заработанные ими за рубежом, часто становились основными сбережениями или стартовым капиталом для мелкого бизнеса.
Несколько столетий Россия поддерживала балканских славян против Турции, подобной политикой не создав себе ничего, кроме серьезных проблем. Поддержка славян на Балканах постоянно требовала серьезных финансовых и военных ресурсов.
Плюс проводилась соответствующая линия внутри страны. Соответствующая риторика и частично политика привели к тому, что не православные, прежде всего тюркские, народы частично оказались отстранены от социальных лифтов.
Абсолютно не готовыми к Первой мировой войне, вступившись за Сербию, мы потеряли Империю. А Запад избавился от мощного конкурента в быстро формировавшемся тогда глобальном рынке товаров, услуг и капитала.На самом деле упрекать в балканской истории мы можем только себя. И сербы, и болгары пытались решить свои задачи, и среди них прежде всего стоял вопрос суверенитета.
И грех было не воспользоваться возможностью решить данный вопрос за наш счет. Ошибки совершают все, в том числе великие нации. Главное – их не повторять в будущем. Пора забыть про славянское братство и Балканы. Они должны нас интересовать не больше, чем другая мировая периферия.
Россия больше не православная Империя, не стоит тратить ресурсы на поддержку единоверцев. Наша задача – вписаться в страны БРИКС, завязавшись на их рынки своими технологиями, оборонной и атомной промышленностью. Быть силовой гарантией суверенитета любой страны от агрессии Запада. И постараться конвертировать эту гарантию в деньги.
Современная Сербия мечтает войти в Евросоюз и НАТО. С 1 марта 2012 года Сербия официально приобрела статус кандидата в члены Евросоюза. Уникальный случай, когда кто-то стоит в очереди за билетами на борт тонущего корабля.