В эти дни многие подводят итоги уходящего года, и, наверное, наиболее заметным событием мировой политической жизни был неожиданный проигрыш Хиллари Клинтон на выборах в США. Проигрыш, не только сам по себе имеющий серьезные последствия, но и отражающий некую общезападную тенденцию.
Один фактор, заявивший о себе в уходящем году, будет представлять опасность и в будущем – это терроризм
Идеология глобального либерализма, хотя еще не побежденная (до этого весьма далеко), начала пробуксовывать. Ее всепобеждающее, казалось, шествие, которое напоминало о плакатах времен СССР «Победа коммунизма неизбежна», затормозилось.
Эта идеология все еще очень сильна и влиятельна, ее машина не сломалась и не заглохла, но заметно сбавила обороты.
Что можно сказать об этой идеологии? Если бы мы могли свести ее к нескольким плакатным тезисам, они бы выглядели примерно так.
Во-первых, в жизни человечества происходит непрерывный и по большей части линейный прогресс, некоторые народы продвинулись по пути прогресса дальше, все остальные должны подтянуться и достигнуть их уровня.
Во-вторых, этот прогресс связан с идеалами Просвещения, как их видят современные прогрессисты – люди уходят от диктата традиций, обычаев и религий, преодолевают национальную идентичность и учатся строить свою жизнь на началах «только разума».
Лидеры США и их союзники в 2016 году все никак не могли решить, чего они хотят в Сирии (фото: Morteza Nikoubazl/Reuters)
|
В-третьих, на тех, кто больше продвинулся на этом пути, лежит историческая обязанность помочь остальному человечеству воспринять их передовые ценности, взгляды на мир и образ жизни. Настойчивое проталкивание абортов, а также «однополых браков» и других причудливых изысков важны в рамках этой системы воззрений не столько сами по себе, сколько как инструмент разрушения прежней религиозной и культурной идентичности.
Люди, настроенные ко всему проекту настороженно, называют это попыткой глобальной идеологической диктатуры – в то время как его сторонники говорят о «продвижении справедливости и прав человека по всему миру».
И вот либеральный проект забуксовал: и в Европе, по ряду причин, но прежде всего – в самих США.
Среди американских избирателей нашлось достаточно людей здравомыслящих и консервативных, которые не захотели, чтобы их страна стала инструментом для продвижения откровенно богоборческой глобальной идеологии.
Несколько истеричная реакция проигравшей стороны, поиски «русских хакеров», которые якобы сумели подчинить себе американскую демократию, говорят о том, что этот провал переживается очень болезненно.
Примерно за месяц до американских выборов Европарламент одобрил резолюцию о «противодействии российской пропаганде».
Это было трудно представить еще недавно, когда ЕС чувствовал себя настолько успешным и привлекательным проектом, что никакие вражьи голоса не могли ему повредить. Брексит и кризис с беженцами, нарастание евроскептицизма в самых разных странах ЕС буквально за год резко понизили акции этой организации.
Новая администрация США, никоим образом не являясь «пророссийской», будет, по-видимому, проявлять гораздо меньше интереса к попыткам загонять мир в светлое будущее – что приведет к некоторому смягчению международной обстановки.
Однако один фактор, заявивший о себе в уходящем году, будет представлять опасность и в будущем – это терроризм, запомнившийся рядом громких злодеяний против граждан России, США и стран Европы. Под ударом оказались в том числе и города, раньше считавшиеся образцом мира и безопасности – Париж, Берлин, Брюссель.
Террористическая группировка ДАИШ, выросшая в хаосе, оставленном попытками «продвинуть демократию» на Ближний Восток, стала идеологическим центром притяжения для озлобленных неудачников по всему миру, а усилия по ее уничтожению были сильно подорваны тем, что лидеры США и их союзники все никак не могли решить, чего они хотят.
То ли продолжать «продвигать демократию» и «свергать жестоких диктаторов», то ли покончить с ДАИШ, которое как раз и явилось непреднамеренным результатом этого самого продвижения.
В России были приняты «поправки Яровой», которые вводили определенные ограничения для миссионерской деятельности.
С самого начала поправки подвергались критике из-за опасений, что они приведут к тому, что власти на местах станут оказывать давление на религиозные группы, не имеющие никакого отношения к экстремизму, и только настроят против себя людей, до того лояльных.Увы, опасения оправдались – совсем недавно возник скандал с изъятием и уничтожением духовной литературы (в частности, Библий) у «Армии спасения». Это произошло по решению суда во Владивостоке.
Как отметила руководитель юридической службы Московской патриархии Ксения Чернега, «это большой перегиб, вызывающий обеспокоенность. Возможно, стоит говорить и о внесении поправок в закон, чтобы такая санкция, как уничтожение Библии, не применялась».
В самые последние дни года пришли обнадеживающие новости. Как сообщил президент Владимир Путин, стороны конфликта в Сирии договорились о прекращении огня и готовности начать мирные переговоры.
Мирный процесс в Сирии будет очень сложным – но важно, что он идет.
Мир в целом остается запутанным и опасным, и от всех, кто прямо или косвенно влияет на развитие событий, еще потребуется очень много осторожности, рассудительности и мудрости. Но у нас есть основания для надежды – и это главное.