Две тысячи шестнадцатый год от Рождества Христова имеет все шансы войти в историю как год Великого Перелома.
Сперва в одной небольшой, но весьма состоятельной и уважаемой европейской стране кому-то пришло в голову спросить у граждан, а желают ли они ассоциировать себя с жителями другой довольно большой, совершенно несостоятельной и не совсем европейской страны.
Люди, голос которых обычно не слышен, раз в несколько лет имеют возможность – если необходимо – стукнуть по столу кулаком
Конечно, все сразу сказали, что тамошним гражданам это вообще не интересно, а если и интересно, то они, в общем-то, и не против таких ассоциаций, а если и против, то все равно это только консультативно и т.д. и т.п.
Ну, в общем, консультации провели: подсчитали – прослезились. Большинство активных граждан Нидерландов против ратификации соглашения об ассоциации с Украиной. Почему? Дело не в Украине (а кстати, где это?). Дело в Брюсселе – голландцы, стоявшие у истоков евроинтеграции, этого передового отряда глобализации, сказали, что им пока достаточно уже имеющихся членов, пусть даже и ассоциированных.
Потом в другой европейской стране, формально даже и не очень европейской, поскольку не континентальной, а островной, кому-то пришло в голову поинтересоваться у граждан, а хотят ли они состоять в одном союзе. В том самом, с которым так хотела ассоциировать себя одна большая, но бедная и несчастная страна, расположенная где-то у края Европы.
Демократия – это история про пресловутое молчаливое большинство (фото: Mike Segar/Reuters)
|
Ну и все, конечно же, сказали, что, ну естественно, жители этих островов очень хотят оставаться в этом самом Союзе, а вот и социология – гляньте, а если и не хотят, то все равно понимают, что без Союза никак, потому что и экономика рухнет, и Шотландия отвалится, и Ирландия отсохнет.
Провели референдум: подсчитали – прослезились. Граждане Великобритании выбрали отказ от евроинтеграции в пользу национального суверенитета.
И вот теперь в одной совсем не европейской, очень большой и очень-очень-очень богатой стране необходимое для победы число голосов избирателей получил человек, который обещал им переключиться с глобализации – экономической, военной и политической – на насущные проблемы этих самых избирателей.
Об этом человеке, конечно же, говорили, что он клоун, что он фашист, что он Путин, и (самое главное!) что он никогда, никогда-никогда не выиграет в такой стране, как Америка. А он выиграл.
Первый раз все можно было списать на случай. Ну, мало ли что там голландцы – анаши своей обкурились. Второй – на совпадение. Ну, бывает, да. Раз в год и ружье на стене стреляет, как говаривал старик Грибоедов. Мало ли что там эти островитяне себе возомнили, они всегда были со странностями. И вот теперь, уважаемые господа, это уже статистика.
Но о чем эта статистика говорит? Про глобализацию мы уже поняли, и об этом еще наверняка будет сказано немало, в том числе и теми, кто разбирается в ней куда лучше, чем я. Так о чем же эта статистика еще?
Многие наши товарищи ехидничают на тему того, как масса экспертов и всяческих украинцев по обе стороны границы убеждали публику в неизбежности победы Клинтон. Вот бы, мол, сейчас посмотреть им в глаза.
Но я бы хотел посмотреть в глаза не им.
Когда случился референдум в Нидерландах, я опубликовал колонку, в заголовок которой вынес слова Герта Вильдерса, лидера инициировавшей голосование Партии Свободы: «Это начало конца Евросоюза».
В комментариях к публикации тут же кто-то написал о том, что никакое мнение никаких избирателей ничего не изменит и что все будет по-прежнему, потому что все уже решено, за все уже уплОчено и по-другому и быть не может.
Потом был Brexit, и я попробовал объяснить, чем его результат так важен для нас, русских, и на этом примере показать, что даже простым бюллетенем можно добиться очень многого в борьбе за собственное будущее.
И снова получил комментарии о том, что люди ничего не решают, никаких изменений не будет и как элиты решат, так они сделают, никого не спросив.
Полгода в рубрике «Мнения» газеты ВЗГЛЯД мы публиковали колонки замечательного американиста Дмитрия Дробницкого, который подробно рассказывал о том, что ничего еще не предопределено, что Трамп – это серьезно и что в американском обществе происходят глубинные изменения.
Но раз за разом находились «реалисты», знающие, «как в этом мире все устроено», которые утверждали, что все уже понятно наперед, что все предрешено, что это игра в поддавки, и т.д., и т.п.
И вот именно эти люди волнуют меня. Именно в их глаза мне хочется посмотреть.
Нет, это не либералы, сделавшие ставку на глобализацию в надежде поскорее свалить из «этой страны». Это не скачущие перед портретом Хиллари украинцы. И это совсем не эксперты, повязанные корпоративной этикой и ориентированные на потребление западного информационного мейнстрима.
Это самые обычные люди. Читатели ВЗГЛЯДа, мои френды и подписчики в «Фейсбуке». Настроенные консервативно, евроскептически и антиглобалистски. Патриоты России всех возможных изводов – красного, белого, евразийского, византийского и какие еще там бывают.
Объединяет всех их одно – неверие в то, что от простых людей что-то зависит, в то, что их мнение, их желания, их воля способны что-то в этом мире изменить. Они презирают всякие институты и механизмы, призванные мнение этих самых простых людей, таких же, как они сами, доносить до властей и превращать в политические и экономические решения.
Вот им в глаза мне сейчас хочется посмотреть, причем сделать это без всякого злорадства.Я смотрю на них с надеждой и радуюсь тому, что наши СМИ, лидеры общественного мнения и соцсети уделяют этим заокеанским выборам столько внимания, что многим даже кажется, что это слишком. Обыватели не вспомнят фамилии своего депутата-мажоритарщика в Госдуме, но уверенно назовут будущего вице-президента США. Но в этом есть свой смысл.
Я надеюсь, что уж этот-то пример покажет, что демократия – это не про «власть демократов», карикатурного Льва Натаныча Щаранского, профессиональных либертариев, хипстеров и прочих борцов с режимом. Нет.
Демократия – это история про пресловутое молчаливое большинство, простых людей, тех самых американских фермеров, или рабочих машиностроительных заводов, британских шахтеров и сталеваров, или представителей массы самых разнообразных, но совершенно не креативных (не путать с творческими) профессий!
И эти люди показали, что гигантская машина промывания мозгов и шельмования неугодных не способна их поколебать тогда, когда вопрос стоит об их непосредственных жизненных интересах.
Люди, голос которых обычно не слышен, раз в несколько лет имеют возможность – если необходимо – стукнуть по столу кулаком.
Заметьте – не выходить на площадь за все хорошее и против всего плохого, не строить баррикады из мусора, не разрушать свою страну. Нет. Просто прийти и проголосовать. А если есть желание – принять и более активное участие в политической жизни.
И эту возможность должны отстаивать, беречь и ценить именно представители большинства – те, кого не показывают по телевизору, у кого нет своего блога с тысячами подписчиков и колонки в популярной газете.
Те, кто не хотел бы повторения печальных немых сцен разрушения собственной страны при пассивном соучастии безмолвствующего народа, столь знакомых нам по нашей истории минувшего столетия.