Российско-шведские отношения всегда были особенными (впрочем, а с какой страной они были обычными?). Можно придерживаться или противостоять норманнской теории, но то, что связи между нашими народами начались в дописьменный период, – археологически подтвержденный факт.
Шведы сами добились своего процветания – у них не было ни колоний, как у Англии или Франции, ни полезных ископаемых, как у Норвегии
На протяжении Средневековья Россия и Швеция торговали и воевали попеременно. В 18 веке столкнулись два харизматика и пассионария – Петр I и Карл XII. Петр оказался сильнее, чем Карл.
После поражения в Северной войне Швеция уже не оправилась и не вернулась на европейский политический театр. Некоторые шведы сейчас говорят о том, что благодарны России за то, что она сняла с них бремя великой державы и вместо многонациональной империи Швеция превратилась в небольшое национальное государство, чье население немногим превышает сакраментальные 8 миллионов.
На самом деле, эта точка зрения довольно нова. На протяжении столетий нельзя было сказать, что Швеция счастлива своей позицией европейского деревенского захолустья. Да и «имперские комплексы» долго не рассасывались – в 1905 году, после того как более экономически развитая Норвегия решила выйти из унии, Швеция вполне серьезно собиралась проводить военную операцию по восстановлению территориальной целостности. Договорились с очень большим трудом, войска были приведены в боевую готовность.
С середины 19 века до 1930 года около 1,5 млн шведов эмигрировали, в основном в США. Это при общем населении 3,5 млн в 1850 году. В мировых войнах Швеция не участвовала, но большого процветания ей это не принесло.
Несмотря на популярную теорию о том, что нынешнее шведское процветание вызвано поставками Гитлеру железной руды, после войны Швеция вовсе не была богатым государством. В стокгольмском музее Скансен есть образцы послевоенных дачных домиков, которые жители шведской столицы ставили на своих загородных участках, где выращивали картошку. Богатыми эти домики не назовешь, как и страну, чьи горожане вынуждены кормиться с собственного огорода.
Собственно, Украина тоже продавала свой металлопрокат по всему миру, кому это помогло, кроме считанных олигархов?
Процветание началось несколько позднее, в 60-е годы, когда стали сказываться последствия плана Маршалла, а начатые социал-демократами еще в 30-е годы реформы наконец начали приносить свои плоды.
Шведы охотно говорят о своих успехах (фото: Holger.Ellgaard/wikipedia.org) |
На прошлой неделе автору довелось принять участие в семинаре «Что движет обществом?», организованном Стокгольмским институтом переходной экономики совместно с Ассоциацией школ политических исследований при Совете Европы. Шведские ученые и сотрудники государственного Шведского агентства международного развития и сотрудничества (SIDA) рассказывали о «шведской модели» устройства гражданского общества и международного сотрудничества.
Что понравилось – шведы не учили «как жить», чем зачастую грешат американские эксперты, считающие свой опыт единственно правильным и верным. Они просто рассказывали, как это устроено у них – институты гражданского общества, контроль общества над властью, работа SIDA в разных странах мира.
Никаких откровений при этом сказано не было. Коррупция негативно влияет на экономику, и с ней надо бороться – никто с этим не спорит, за исключением авторов время от времени появляющихся эпатажных статей о пользе «коррупционной смазки».
Несмотря на крайний индивидуализм, шведы склонны к волонтерству и общественно-полезной деятельности – и это легко объяснимо: без сочетания этих двух факторов на Севере вообще сложно выжить. Высокий уровень общественного доверия в стране объясняется как низкой плотностью населения – люди знают своих соседей, так и мирной жизнью на протяжении столетий.
Не следует забывать и о протестантской этике – она была признана крайне полезной для экономики еще 110 лет назад.
Как опыт Ли Кван Ю вряд ли применим в любой другой стране, кроме Сингапура, так и «шведская модель» хороша только для Швеции. Изучение иностранного опыта нужно не для его дублирования и механистического воспроизведения на родине, а для того чтобы понимать, какие методы приводят к каким результатам.
Многие критики российской власти говорят о том, что она недостаточно борется с коррупцией, но в той же Швеции этим занимались и продолжают заниматься в первую очередь граждане, а не власти. Если взятки берут – значит, кто-то их дает.
Отдельная роль в шведском «обществе справедливости» у профсоюзов. Они исторически были сильны и влиятельны, Дом Профсоюзов в центре Стокгольма похож на замок богатого феодала. Именно профсоюзы во многом добились столь длительного пребывания социал-демократов у власти и реформ, улучшающих положение рабочих и других наемных работников.
Швеция – действительно удобное и комфортное для своих граждан государство, но считать его земным раем совершенно не стоит. Запредельно высокие налоги сковывают инициативу карьерного роста, квартплата может составлять половину от оставшейся после уплаты налогов суммы. Общественный транспорт и общепит дороги не только для туристов, но и для самих шведов – такого многолюдья, как в большинстве заведений Москвы, в шведских ресторанах не замечено. Более 14% жителей страны родились за ее пределами – значит, истинное число мигрантов еще больше.
Швеция, несмотря на существующий миф, вовсе не занимает первое место по самоубийствам в Евросоюзе: по данным за 2012 год, ее почти в два раза опережала Литва, также в рейтинге ВОЗ выше находятся Венгрия, Польша, Латвия, Финляндия, Эстония, Чехия, Франция и даже Австрия. Но все равно их уровень довольно высок.
Шведы сами добились своего процветания – у них не было ни колоний, как у Англии или Франции, ни полезных ископаемых, как у Норвегии. В конце 19 века 90% шведов работали в сельском хозяйстве. Но добились они их исключительно тяжелым трудом и готовностью платить высокие налоги во имя общественного блага. Вряд ли кто-то из призывающих Россию пойти «шведским путем» или сожалеющих о том, что Петр не проиграл Карлу и Россия не стала европейским захолустьем, готовы к такому.
Шведы охотно говорят о собственных успехах, а вот информацию о том, что некоторые сотрудники Шведского агентства международного развития и сотрудничества в Стокгольме были пойманы на коррупции, из представителя SIDA пришлось вытягивать едва ли не клещами, только после ряда уточняющих вопросов. А вот многие представители российской делегации без всяких вопросов радостно и охотно вываливали на удивленных шведов жалобы на наших коррупционеров.
Вот этому умению не выносить сор из избы нам у шведов точно стоит поучиться.