Петербургский экономический форум проходил в 2013 году в обстановке неясной тревоги. Вместо острого кризиса в мире сложилась ситуация нестабильности. Возможно, поэтому один из первых блоков форума этого года – дискуссия зарубежных и российских экономистов – был посвящен прогнозам развития мировой экономики. Турбулентность на рынках стала привычной, но понимание ее природы и возможных последствий не утратило актуальности. Оно стало даже более важным.
Китай при ближнем рассмотрении его экономики тоже не внушает больших надежд
Обсуждение началось с ситуации в Соединенных Штатах. Главный стратег по инвестициям Verno Capital Роланд Нэш был оптимистичен. Он отметил, что дела в США идут сравнительно неплохо, хотя он и не уверен в устойчивости роста. По его словам, доступ к дешевому капиталу не устранил ощущения беспокойства накануне каждого выступления главы ФРС. И это замечание справедливо. Так называемая «американская модель» капитализма остается в зоне проблем. В результате проблемы сохраняются для всей глобальной экономики.
Если надежды на американскую экономику невелики, то в Китае 10-процентный рост остался в прошлом. Член ученой коллегии Академии общественных наук КНР Юй Юндин заключил: стране нужна новая модель. Потеря Поднебесной темпов роста говорит о кризисе ее системы, который обнаружился вместе с кризисом всего неолиберального капитализма. Опасения китайского ученого связаны с возможным ростом инфляции, удорожанием рабочей силы и экологическими проблемами. Цена производства китайских товаров, по его словам, будет повышаться. И это тоже говорит не в пользу «китайской модели», на которую нередко призывают равняться Россию.
В силе остаются проблемы Евросоюза. Главный советник правления Deutsche Bank Томас Майер заметил, что для ФРГ одна из главных бед – дорогая энергия. Это важное замечание указывает на проблемы индустриальной модели стран Севера, где продолжается снижение оплаты труда. При этом в мировой экономике сохраняется проблема пузырей. «Все горячее является пузырем», – заметил экономист из КНР Энди Се. По его словам, не стоит быть оптимистами в отношении США. Пузыри на американском рынке стали даже больше, чем в 2007 году, глава ФРС Бен Бернанке до конца года оставит свой пост, «ему все равно, лопнут ли эти пузыри ему в лицо». Но очагом нового экономического бума не готова стать и Япония. Ей приходится занимать 50% от необходимого на расходы, заметил Энди Се. Такая оценка сходится с мнениями, высказываемыми экспертами международной инициативы «Постглобализация». Время кризисных потрясений еще не миновало, и существуют новые потенциальные очаги потрясений.
В положении Японии даже предельно «жесткая экономия» европейского образца не выглядит решением, способным обеспечить бюджетно-финансовую стабилизацию хотя бы на время. Старший экономический советник UBS Investment Bank Джердж Магнус ошибается, полагая, что в Евросоюзе сокращение расходов и другие меры «бережливости» помогают справляться с кризисом в экономике. Они лишь усилили его за 2009–2013 годы. Однако в своем выступлении он справедливо отметил, что проблемы Евросоюза имеют другую сторону: на государственные облигации в европейских банках приходится 15–20% активов, тогда как в США всего 3%. Магнус также подчеркнул, что европейские банки не прошли такой, как в США, проверки. И это усиливает опасения насчет ЕС.
Пока эксперты обсуждали проблемы глобальной экономики, в рамках форума шла другая работа. Проводились переговоры и подписывались деловые соглашения. Мероприятие изначально планировалось как практическое – рабочее, как в рамках оценок и обсуждения проблем, так и в плане интересов бизнеса. Поэтому многие участники дискуссий являлись топ-менеджерами корпораций. С другой стороны, форум стал мостом в общении чиновников (не только российских) и коммерческих структур. Интересно и то, что бизнес получил сигнал, что российское государство намеревается усилить регулирование в экономике, на чем сделал акцент Владимир Путин. И это имеет прямое отношение к дискуссии по проблемам мировой экономики.
Для Европы и Японии выход в современной реальности неочевиден. Однако Китай при ближнем рассмотрении его экономики тоже не внушает больших надежд. Отсылка к размеру экономики не выглядит убедительной. Магнус правильно заключил свое выступление словами о том, что, как было до 2008 года, уже не будет. Глобальная неолиберальная модель отработала свое. Отчасти это отражается в усилении регулирующей роли государства, о чем говорил председатель совета директоров ОАО «МДМ Банк» Олег Вьюгин. Он убежден, что 2013 год для российской экономики будет непростым.
Перспективы мировой экономики не выглядят радужными. Для России все более актуальным становится вопрос о переходе к новой хозяйственной модели. В поиске новой системы организации экономики и регулирования находятся все страны, что говорит о незавершенности кризисной эпохи. И прогнозирование процессов в мировой экономике играет здесь немаловажную роль.