Все чаще становлюсь свидетелем нового, ранее недооцененного мной явления, которому о. Андрей Кураев дал имя «правослакты». Уважаемый миссионер и профессор богословия не приводит четкого определения этого феномена, но полагаю, что не сильно ошибусь, если сформулирую его так – это весьма агрессивные и не слишком «далекие» люди, превращающие красоту православного учения в пошлые и крикливые лозунги, а религиозную картину мира – в маленькую черно-белую картинку.
Логическое завершение такого странного варианта христианства весьма печально
С этими гражданами чаще всего абсолютно невозможно дискутировать даже седовласому священнику или маститому богослову. Выдернув из контекста некую часть религиозного мировоззрения, они представляют ее как завершенную систему, где все крайне просто – как у Полиграфа Полиграфыча – и сводится, как правило, к поиску внешних врагов и физической борьбе с ними.
На мой взгляд, есть разные проявления такого «правослактизма». Кто-то во время поста начинает морить голодом своих домочадцев, изматывая их при этом разговорами о необходимости ходить в церковь. Кто-то все свое время посвящает благородной борьбе с ветряными мельницами, типа глобализации (действительно негативного явления, но не заслуживающего того, чтобы посвятить ему жизнь). Кое-кто начинает нести псевдобогословско-«научную» оккультятинку, заставляя краснеть от стыда образованных верующих и хохотать наших оппонентов.
Ну и, конечно, тренд сезона – это лозунг «бей жидов (кощунников, безбожников, иноверцев, инородцев, развратников – кому что нравится) – спасай Россию».
Мне понятна духовная основа этого разнопланового явления: трудно и неприятно бороться с самим собой, со своими страстями, как это и полагается делать православному христианину. Гораздо легче найти внешнюю причину и воевать с ней, одновременно сваливая вину за свои, в общем-то, проблемы на мнимых врагов и чувствовать себя при этом героем, прошедшим три войны в компьютерной игре.
Ведь все просто: хочешь исправить ситуацию в своей семье (на лестничной площадке, во дворе, коллективе, городе, стране), послушай Преподобного Серафима Саровского, давшего замечательный универсальный рецепт: «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
#{religion}Явно не о преподобном Серафиме думали ребята из организации с громким названием «Божья воля», когда хулиганили, устраивая перфомансы в штабе яблочников и музее им. Дарвина. Нет бы занялись действительно исполнением Божьей воли: вокруг столько несчастных, обездоленных одиноких людей, которым можно помочь и услышать призыв Господа на Страшном Суде наследовать благую участь: «Я был голоден, и вы накормили Меня...» (Мф.25:35) .
Столько сейчас есть возможностей заняться чем-то полезным и благочестивым, зачем хулиганить-то?
Вот коллеги наших «православных активистов» из почти одноименной католической организации, тоже, правда, с не совсем однозначной репутацией – Opus Dei – занимаются созиданием: социальное служение, образовательная деятельность, самообразование и духовные упражнения.
Начать бы юным православным деятелям с малого – научиться вежливости, она украшает человека. Понять, что самая светлая евангельская цитата, произнесенная без любви, обесценена и может принести вред оппоненту, цитирующему осуждение от Бога. Ну и тем более не позорить высокое звание православного христианина – чада Христова, не сумев стать для начала просто нормальным, порядочным человеком.
Когда хулиган называет себя православным – это все равно что, одевшись в рванину, всем представляться: «герцог Анжуйский из-под Анжуйска». Да, ты потенциальный принц и наследник Царства, но пока сильно заколдованный, настолько сильно, что иной раз берет сомненье при виде агрессивного оскала и надменного взгляда – а получится ли расколдовать?
Увы, логическое завершение такого странного варианта христианства весьма печально. Приходится часто видеть, как горячий и искренний неофит, прельстившись духовным самообманом и подавшись в «правослакты», не может долго удержаться в Церкви и либо впадает в самые грубые пороки, либо идет дальше и создает свою группировку «избранных», имеющую все признаки тоталитарной секты.