Не так давно мне пришлось долго выяснять, что же произошло в подмосковном поселке Калининец, где восемь девушек долго били инвалида Сашу Горохову, а потом ходили в школу и позировали перед телекамерами федеральных каналов, рассказывая о том, что «не, ну а чо?»
Приветствовать погромы по одному признаку – это давать добро на погромы по другому
Я неделю общался с людьми и ждал, когда же хоть какой-нибудь представитель столичной тусовки скажет что-нибудь в духе «прекратите избивать русских» или «провокация, провокация».
Но нет, все прошло тихо, спокойно, и я почти уверен, что те героини истории, которые вообще сядут (трое из восьми, я думаю, четверо – это максимум), выйдут по УДО за примерное поведение.
Народный сход, кстати, в Калининце был. Совсем чуть-чуть. Что-то вроде «покарайте их». И их покарают. Тоже совсем чуть-чуть, ведь все уже сто лет как забыли о том, что происходит.
В Бирюлево все было совсем не так.
Подозреваемый по меньшей мере не давал сонным голосом интервью, объясняя, что, в общем-то, «ничо такова», ну, пырнул. Убийцу ищут, овощебазу закрыли, отовсюду раздаются голоса: «Да они уже достали», и все почему-то этому очень рады. Мол, вот, накипело у людей, они рррраз – и устроили погром, «не, ну а чо?»
К сожалению, словосочетание «да они уже достали» в будущем (о котором почему-то никто не собирается думать) вполне очевидно сыграет против главных выгодополучателей бирюлевской истории. Ситуация в Бирюлево – очередной пример того, как именно значительная часть столичной тусовки совершенно не понимает, что происходит в стране.
Первым примером – для либералов – была Болотная площадь, после которой все мы слышали длинные рассуждения о том, что сейчас-то все поднимутся, сейчас-то оно и начнется.
Не началось.
Каждый раз после Кондопоги, Сагры, Пугачева националисты выступают со все теми же тезисами: «Как сейчас будет движуха, как разгорится из искры пламя».
А оно все не разгорается. И после Бирюлево не разгорится.
Все дело в том, что национальные меньшинства в России не любят чуть меньше, чем еще две категории людей: они тоже, кстати, меньшинства, только не по лицу или паспорту, а по имуществу.
Прожившие всю жизнь в Москве, в родительских, бабушкиных, дедушкиных квартирах, националистически настроенные москвичи, как и либерально настроенные столичные жители, живущие все там же, плохо представляют себе, какова степень ненависти лично к ним.
Не зависти, не желания занять их место, нет. Есть регионы, где люди живут достаточно богато (или, по крайней мере, зажиточно), ненавидеть москвичей это никак не мешает. Ненависть к столице – чиста и иррациональна, она – живой запрос о справедливости, который страна с зарплатой в 10 тысяч рублей предъявляет девочке-менеджеру с зарплатой в 40 тысяч, а сама девочка адресует рантье, могущим вообще не работать.
Рантье же почему-то считают себя большими народознатцами и периодически адресуют власти горькие слова народа о выборах или мигрантах.
Я жил в маленьких городках, бывал в крупных городах, часть жизни провел в таких местах, куда националисты и либералы не сунутся даже в этнографическую экспедицию: приезжие есть не везде, и там, где их нет, национализма не бывает. А вот ненависть в москвичам повсеместна, даже в селах, где никаких москвичей отродясь не видели.
Она – общее место, константа, от Калининграда до Хабаровска.
Власть, к слову, москвичей третирует именно для этой, очень благодарной, аудитории, так что либералы, которые полагают, что кто-то скажет: «Захватим Кремль» раньше, чем произнесет: «Грабь награбленное», сильно ошибаются.
Националисты, которые полагают, что их минует чаша сия (ведь за кого можно взяться после приезжих – это даже не вопрос), заблуждаются тем более. Не случайно сразу же после лозунга «Хватит кормить Кавказ» зазвучал призыв «Хватит кормить Москву».
И тот факт, что еврейские погромы закончились горящими помещичьими усадьбами, кажется, должен был кого-то отрезвить, но уж куда там.
Случай в Калининце, оставшийся почти незамеченным, может научить нас тому, что уровень жестокости сегодня и так слишком велик, чтобы радоваться разбитым стеклам, но почему-то в ответ раздается все то же: «Они достали». Они, конечно, достали, я не спорю, но ведь пусть отметятся в комментариях те, кого не «достало» социальное расслоение.
Националистическую часть столичной тусовки Бирюлево обрадовало, либеральную – напугало, а ведь радоваться тут нечему, но и бояться – тоже нечего. Все уже почти закончилось, преступника скоро поймают, и до следующего раза страна, замерев от восторга, будет обсуждать не национализм, не социальные проблемы, не будущее, а суррогатных детей Аллы Пугачевой.
Опасность сегодня состоит только в том, что экономика и не думает расти, а приезжие из Курска и Белгорода, Кирова и Пскова, Мурманска и Костромы, работающие все здесь же, бок о бок с мигрантами из Бирюлево, в торговле, таксистами, курьерами и посудомойками, могут спросить у националистов и либералов, покупающих пиджаки в одном и том же ЦУМе: «Парни, а вы пиджачки-то не сбросите с барского плеча?»
Придется сбросить, поверьте мне.
И приветствовать погромы по одному признаку – это давать добро на погромы по другому. А «нет, ну а чо?» – это ведь не только о Саше Гороховой, это еще и обо всем остальном тоже.