В том, что мелодичный украинский язык смешон для русского уха, есть большая историческая несправедливость, а вот то, что против внедрения этого языка выступают не только «российские империалисты», но и большинство культурных людей постсоветского ареала, – это закономерно и справедливо.
А потом простолюдины захватывают власть, и мы обнаруживаем, что не Гайдн спускается в массы, а песня про нары поднимается наверх по социальной лестнице
Как бы мы ни жалели о том, что украинский вынужден был оставаться языком простонародья, но теперешние попытки подменить единственный из известных населению Украины литературный язык деревенской феней – это сознательное преступление против культуры. Хотите Тимошенко и Ющенко вместо Гоголя и Пушкина – вы их получите. Не надо приносить культуру в жертву государственности. Тем более что культура великая, а государственность пока довольно эфемерная: ООН не понимает разницы между Украиной, Эстонией и Вануату (которое даже спелчекер подчеркивает красным).
Представьте поместье, в котором годами играют Гайдна, а окрестный люд, ненавидя эту, воспользуемся выражением Лескова, «гадину», мурлычет что-то попроще: «на нарах, б.., на нарах». В этой ситуации есть некоторая социальная несправедливость, и мы вправе рассчитывать, что со временем, путем революций или эволюции простой народ тоже приобщится к высокому. А потом простолюдины захватывают власть, и мы обнаруживаем, что не Гайдн спускается в массы, а песня про нары поднимается наверх по социальной лестнице, получает статус государственной музыки и торжествует в этом качестве.
Радоваться этой ситуации может только глупый человек. При этом надо признать, что «нары» очень мелодичны, в них есть свой шарм и даже своя философия. Там нет одного – создания новых смыслов. Вместо этого уничтожаются созданные ранее смыслы, а вся культура сводится к тому субстрату, который удобней потреблять под горилку с салом.
Повторюсь: с точки зрения прав человека нет культуры высокой и низкой. Каждый волен петь хоть Casta diva, хоть про нары, однако ж с точки зрения самой культуры это деление есть и оно вполне однозначно. Впрочем, Бродский в самом начале самостийного процесса высказался по этому поводу вполне определенно:
С Богом, орлы и казаки, гетьманы, вертухаи,
Только когда придет и вам помирать, бугаи,
Будете вы хрипеть, царапая край матраса,
Строчки из Александра, а не брехню Тараса.
Я понимаю мотивацию Олеся Дония, который в недавнем интервью газете ВЗГЛЯД обосновал государственную поддержку украинского языка политической необходимостью. Однако же продвижение украинского языка в ущерб русскому, как ни верти, следует признать преступлением против культуры. Таким политикам следовало бы честно признать: да, мы идем на преступление против культуры, но вынуждены делать это во имя украинской государственности.
Кстати, об этом как-то не принято говорить, но ведь украинская самостийность совсем не так жестко зависит от языка, как утверждают украинские националисты. Согласно данным социологов, к России положительно относится 86% украинцев, однако же объединения в единое государство хотят лишь 16% украинцев. Таким образом, симпатии к России и чувство принадлежности к русской культуре вовсе не связаны в сознании граждан Украины с желанием вернуться под власть Москвы. Более того, пророссийские настроения в значительной степени вызваны не симпатиями к руководству России, а проводимой Киевом политикой насильственной украинизации.
Ну и зачем это нужно?
Зачем ради неверно понятых политических выгод лишать собственный народ по праву принадлежащей ему культуры? Почему рядом не могут существовать два самостоятельных русских государства? Насколько богаче стала бы русская культура, если бы у нее появились два конкурирующих варианта. Кроме того, малороссы смогли бы реализовать и на политическом поприще свое давнее стремление соревноваться с Москвой, доказав преимущество своей модели развития. Пойдя на такой шаг, Украина не укрепит сепаратистские настроения, а наоборот, ликвидирует питающую их почву. Разве независимая Украина хуже самостийной?