Авторские колонки

13 мая 2010, 10:00

Андрей Архангельский: Мы с котом по полю идем

Родина для нас – это отсутствие людей. По-настоящему мы способны любить родину, только если нам никто не мешает. Мы не любим людей, не чувствуем с ними солидарности – и было бы странно, честно говоря, если бы было наоборот.

Дней десять с нарастающей силой доносилось из телевизора все то, что называется патриотикой (был в гостях у бабушки, сам-то я телевизор давно не смотрю). Конкурс песни на тему войны на Первом канале: тексты – сплошные танки, пушки, похоронки, ни одной оригинальной идеи, ни даже попытки спеть своим голосом, а не Николая Караченцова или Владимира Высоцкого.

Из-за того что наши чувства исторически отягощены коллективизмом, навязываемым и снизу (община), и сверху (государство), наш человек способен полюбить родину, только когда рядом никого нет

То же касается и фильмов о войне. Ожесточенные копии копий с фильмов 1970-х годов. С другой стороны, «День Победы» – бравурная, никогда не любимая ветеранами, которые тогда еще были в силах сказать об этом прямо, – сегодня звучит еще фальшивее. В свое время эта песня была новым трендом брежневского времени – компромиссом между трагедией и торжеством, причем торжество уже преобладало: «Пам-парам-пам-пам!» (сегодня на торжество, как кто-то заметил в блогах, отводится целый день, а на трагедию – ровно одна минута: минута молчания).

На фоне этого тотального бесчувствия каким-то колом возвышается песня «Конь» группы «Любэ»: в который раз невольно прослушав ее – с хором, с оркестром, чуть ли не с конем, я кое-что понял про «Любэ», патриотизм и про нас.

Сегодня эта песня – по сути, единственный наш вклад, от всех 1990-х и 2000-х, в общую копилку российской патриотики.

Причем сам по себе текст не фонтан. «Выйду ночью в поле с конем, ночкой темной тихо пойдем» – типичная для текстов «Любэ» тавтология: ночью-ночкой, темной-тихо (это еще умудриться спеть надо, сплошной «пистолет ТТ»). Не говоря уже о тавтологии смысловой: если вы выходите ночью, да еще и в поле, само собой разумеется, что происходит это не с грохотом, и поэтому уточнение «ТИХО пойдем» лишнее.

Все это – школьный уровень, когда ради нужного размера поэт вставляет всякие необязательные слова и междометия. Крайне несовершенно – в сравнении с советскими или народными образцами, – но все-таки что-то в этой песне есть, что приподнимает ее над общим уровнем, в том числе и самой группы.

21 год назад, когда «Любэ» появились, к ним относились как к фрикам, как к дискотечному приколу – примерно как к реперу Сяве в «Ютьюбе». Есть что-то символичное в том, что мерилом серьезности в поп-искусстве стало то, что было задумано как стёб. Постмодернизм не скрывает своей вторичности, того, что он – только копия, имитация. А в лице «Любэ» постмодернизм словно сошел с ума и поверил в серьезность собственного высказывания. «Любэ» – это гоголевский нос, который свысока стал разговаривать не только с хозяином носа майором Ковалевым, но и с хозяином дискурса – Н. В. Гоголем.

Главная тайна «Любэ», однако, состоит в том, что на самом деле их песни не имеют ничего общего с народностью. Образ «парня с нашего двора» вышел не из двора, а из мифа о дворе, из утопической мечты о том, что из хулигана получается патриот родины. Этим, возможно, и объясняется успех «Любэ» – тем, что они предложили в 1990-е миф о России – наподобие брейгелевского, где на картинах резвятся средневековые гопники. Это неклассический идеологический продукт, потому что создан он был не по указанию партии, а по велению сердца, которое истосковалось по сильной руке.

Песни «Любэ» – это конструктор: из старых советских хитов собирается новый (фото: Сергей Иванов/ВЗГЛЯД)

Песни «Любэ» – это конструктор: из старых советских хитов собирается новый. Классический пример «сборки» – песня «Там за туманами»: «Шепчутся волны и вздыхают, и зовут. Но не поймут они, чудные, не поймут. Там, за туманами, вечными, пьяными (...) Ждет Севастополь, ждет Камчатка, ждет Кронштадт. Верит и ждет земля родных своих ребят...» Эта песня – слепок с песни «Прощайте, скалистые горы» («А волны и стонут, и плачут. И бьются о борт корабля. Остался в далеком тумане Рыбачий – родимая наша земля»). Только в «оригинале» корабли уходят от родных берегов, а в песне «Любэ» – возвращаются.

Песня про коня – тоже слепок с чего-то «казачьего». Но тут, несмотря на формальную задачу, проговорилось кое-что настоящее.

Ночью в поле звезд благодать,

В поле никого не видать.

Вот выходит человек из дома, ночью. Хорошо. Никого вокруг. Оттого-то и хорошо, что никого нет. Это чувство соответствует времени написания песни (1993 год): когда в собственности стали появляться участки и дома, когда стало возможно идти именно по своей земле – и знать, что чужой сюда не сунется. И деревья, и трава, и живность – все твое. Этим и объясняется состояние эйфории, охватившее лирического героя: это любовь постсоветского собственника, землевладельца – здесь радость обладания, присвоения, которую по ошибке принимают за чувство любви к родине. «По бескрайнему полю моему», – так вполне мог спеть олигарх, который вышел прогуляться по своему участку.

Стремление к монополизму заложено в природе человека, и капитализм именно этот инстинкт эксплуатирует. Каждый стремится к тому, чтобы все досталось ему – при отсутствии конкурентов, вообще лишних, «ненужных» людей. Из-за того, что наши чувства исторически отягощены коллективизмом, навязываемым и снизу (община), и сверху (государство), наш человек способен полюбить родину, только когда ему никто не мешает. Когда вокруг ни души, Россия представляется как чистая и величавая. И в этот момент возникает мысль, что рассвет, едва брезжащий над землей, – он тоже в каком-то смысле твой, хотя купить ты его не можешь. Так рождается абстракция – любовь к родине – у свободного собственника.

Вас не должен смущать конь. Конь в песне – это условность, такая дань русскости, к тому же древнейший символ еще со времен наскальной живописи. На самом деле тут не с конем идут, а с котом или, что еще вероятнее, с собакой – такой огромной, которая также призвана выражать и подчеркивать идею хозяина, – и вот с этим псом и совершается обход родины.

Эта песня – гимн эгоизму и самолюбованию. Именно этим она и правдива – несмотря на стилистическую вторичность. Зато идея честная: родина для нас – это отсутствие людей. Мы не любим даже «своих», не чувствуем с ними солидарности – и было бы странно, честно говоря, если бы было наоборот.

Нашей патриотике пора, наконец, перестать обманывать людей и себя – разными отсылками к истории и традициям, к устаревшим формам коллективной любви к родине: парады и бесплатные шоу на площадях. Надо искать новые формы патриотики, соответствующие современной социально-экономической формации, и растить индивидуальное чувство патриотизма, основанное как раз на чувстве частной собственности. Проблема только в том, что индивидуальному патриотизму не прикажешь – он не сразу возникает и не из-под палки. Ну и не будем торопить его – и тем более требовать в полном объеме от каждого.

Фальшь казенной патриотики возникает именно оттого, что старые формы – коллективистские – входят в противоречие с сегодняшним содержанием и духом эпохи: мыслить обобщениями, испытывать «большое чувство» – дружба народов, всеобщий порыв, массовый энтузиазм, возьмемся за руки – сегодня просто не получается. В то время как патриотизм индивидуалистический вполне возможен.

Главный закон новой патриотики гласит: будь патриотом ровно настолько, насколько сможешь, не надо имитировать абсолютное единение с родиной. Будь патриотом своего офиса, ресторана или издания, своей дачи, машины, приусадебного участка – и не испытывай при этом чувства стыда, что в тебе нет искомой широты.

Именно на этом утопическом максимализме – желании говорить от имени всей России, от имени всех людей, всех 145 миллионов – подорвался фильм Михалкова «Утомленные солнцем 2». На том же подрываются и душевные телешоу «про человечность» – на желании телевидения казаться более хорошим, чем оно есть на самом деле. Наши телеведущие не любят людей, они им неинтересны, но их заставляют имитировать эту любовь и интерес – а зачем? Не любишь людей, неинтересны они тебе – так и не скрывай этого, как поступает, например, Александр Гордон, отчего его программы и выглядят более искренними.

Ничего не чувствуешь – так и не притворяйся: так будет естественнее и честнее. И не надо стесняться: отсутствие чувств, эмоций – тоже примета нашего времени. Стыдно притворяться, что любишь родину больше, чем самого себя. Никто не поверит.

Вам может быть интересно

Лавров назвал «откровенной чепухой» саммит по Украине в Швейцарии
Темы дня

«Ухилянты» нашли три способа перехитрить Зеленского

Киевский режим продолжает закручивать гайки тотальной мобилизации: на Украине вступает в силу соответствующий закон. Какие новые меры придумали украинские власти для того, чтобы загнать жителей страны в ВСУ – и как изощряются украинцы, чтобы перехитрить военкомов и все-таки остаться в живых?

Какой должна быть буферная зона России в Харьковской области

Владимир Путин заявил, что Россия занялась созданием буферной зоны в Харьковской области для предотвращения ударов ВСУ по приграничным городам РФ. О необходимости создания санитарного коридора говорят и в экспертном сообществе. Какими должны быть границы этой зоны и чем создание подобного коридора обернется для противника?

Лавров обозначил условия для диалога с Западом

США делают новый шаг для превращения космоса в зону боевых действий

В Киргизии рассказали о причине массовых беспорядков с участием иностранцев

Новости

Сержанта признали виновным в гибели семерых сослуживцев

Присяжные Второго Западного окружного военного суда вынесли обвинительный вердикт по уголовному делу бывшего командира взвода сержанта Дмитрия Лобовикова.

WSJ: Киев просит Вашингтон снять запрет на атаки по российской территории

Украинские власти обратились к Вашингтону с просьбой снять ограничения на использование американского оружия для ударов по российской территории, однако получили отказ, пишет газете The Wall Street Journal.

Мэр Харькова сообщил о серии взрывов в городе

Мэр Харькова Игорь Терехов сообщил о серии взрывов, в Харьковской области звучит тревога.

Зеленский потребовал более ста самолетов F-16 для «паритета» в воздухе

У Украины есть четверть необходимого вооружения для ПВО, а для обеспечения «паритета» в воздушном пространстве Киеву нужно от 120 до 130 современных самолетов, в частности, истребителей F-16, заявил в интервью AFP украинский президент Владимир Зеленский.

В США выразили беспокойство развитием отношений России и Китая

США обеспокоены развитием отношений России и Китая и продолжают внимательно следить за ними. Об этом заявил координатор Белого дома по стратегическим коммуникациям Джон Кирби.

Пожар начался на борту нефтяного танкера у берегов Йемена после ракетного удара

Пожар вспыхнул на борту шедшего под флагом Панамы нефтяного танкера в результате ракетного удара у берегов йеменского города Моха, пишет агентство Reuters.

ВСУ потеряли более 690 солдат в зоне группировки «Юг»

Подразделения «Южной» группировки войск нанесли поражение живой силе и технике ВСУ и теробороны в районах населенных пунктов Красногоровка, Константиновка и Новый ДНР, противник потерял до 690 военнослужащих, сообщили в Министерстве обороны России.

Радикалы попытались сорвать лекцию премьер-министра Грузии

Группа молодых радикалов из «Единого национального движения» попыталась в субботу сорвать еженедельную лекцию премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе на юрфаке Тбилгосуниверситета, развязав драку со студентами, пришедшими на встречу с главой правительства, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

В Италии нашли могилу воевавшего за «Правый сектор» наемника

Итальянский наемник Бенджамин Джорджо Галли сражался на Украине под флагом организации «Правый сектор» (признана террористической и запрещена на территории России), и попал под обстрелы возле Харькова.

Суд назвал «безнравственным» перевод IKEA 12,9 млрд рублей за границу

Арбитражный суд Московской области по иску ФНС признал перевод структурой IKEA 12,9 млрд рублей за границу «противной основам правопорядка или нравственности».

Российские войска освободили село Старица в Харьковской области

Группировка ВС России «Север» освободила населенный пункт Старица Харьковской области и продолжила продвижение в глубину обороны противника, сообщил официальный представитель Министерства обороны России генерал-лейтенант Игорь Конашенков.

При обстреле из HIMARS Скадовска в Херсонской области пострадали 11 человек

Количество пострадавших при обстреле Скадовска украинской армией из РСЗО HIMARS увеличилось до 11 человек, сообщили в пресс-службе губернатора Владимира Сальдо.
Мнения

Владимир Добрынин: В Британии начали понимать губительность конфронтации с Россией

Доминик Каммингс завершил интервью эффектным выводом: «Урок, который мы преподали Путину, заключается в следующем: мы показали ему, что мы – кучка гребанных шутов. Хотя Путин знал об этом и раньше».

Тимофей Бордачёв: Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

Евдокия Шереметьева: «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?