Никакой Crazy Frog сюда не запрыгнет, никакое тлетворное влияние рока или транса не сотворит тлена. Только чистая поп-музыка. И сравнивать себя иначе, чем с «Евровидением», смысла нет.
Можно ставить себя выше. Хотя бы тем, что понятны критерии оценки. Ибо понять критерии голосования нескольких десятков стран сугубо непрофессиональным составом судей – умом невозможно. Когда смотришь на жюри, состоящее из Крутого, Паулса, Николаева, обоих Меладзе и певицы Валерии, – понятно все и сразу. Вот в чем ценность.
Когда Валерия в своем свежем интервью горестно вспоминает свои приезды на Юрмалу в качестве конкурсантки (и провалы), ее можно понять. Не в том смысле, что недооценили. А в том, что чистым критериям поп-музыки она в те годы не соответствовала. В 1992 году она, кстати, получила в Юрмале приз зрительских симпатий. Но Шульгин делал тогда исполнительницу «не для конкурсов», штучный товар. Этот пример наглядно позволяет понять, сколь строги и сколь консервативны (в хорошем смысле) критерии «Новой Волны».
Невероятное количество голосистых, грамотных, артистичных. Словно прорвалась над «Новой Волной» какая-то заслонка для талантов
Да, всякое было. В разгар борьбы между кланами АРСа и набравшим силу Первым каналом всяких несуразностей хватало. Та же Валерия гордо отказывалась от участия в жюри «Новой Волны 2004». А теперь смотришь на сцену и не понимаешь – неужели наступил мир? Неужели все эти артисты Первого канала могут спокойно выступать здесь? Похоже, что так. Право же, для нашего измученного пресловутой войной шоу-бизнеса это – лучшая новость.
Хотя бронепоезд Игоря Крутого все же стоит на запасном пути. Не зря на своем дне рождения он произносит тост про своего деда, который желает внуку дожить до того времени, как все враги умрут. Намек понят. Осторожный Игорь Яковлевич не верит призрачному перемирию. Собственно, и мы не верим. Мы подождем до сентября, до «Пяти Звезд».
Умение смотреть на себя со стороны
Я сидел на полуфиналах «Новой Волны» в московской «Метелице», и меня еще тогда поразил профессиональный уровень конкурсантов. Такого еще не было. Невероятное количество голосистых, грамотных, артистичных. Словно прорвалась над «Новой Волной» какая-то заслонка для талантов. И выбор был труден, и отбор жесток. С Украины прошло в финал только двое, а могло – пятеро. Из Белоруссии – одна Полина Смолова, а сильных было трое. И так со всеми.
Но первый же тур в Юрмале неприятно удивил. Выяснилось, что эти грамотные вокалисты совсем не умеют видеть себя со стороны – сплошь и рядом подбирают неудачный материал, выдумывают для себя нехарактерные образы… Когда такое происходит со слабыми артистами, то все понятно – именно так и было на предыдущих конкурсах со многими. Но вот «срезается» один профи, потом другой… Драма.
Валерий Меладзе ходит за сценой недовольный и бурчит, что выбирать мировой шлягер для себя надо на всю жизнь, а не на один вечер Юрмалы. Трудно не согласиться. Победа «Барселоны» в первом туре с большим отрывом как раз логична. Для них мировой шлягер «Барселона» является фирменным, дуэт Меркури и Кабалье отрепетирован донельзя.
Во второй день происходит невероятное. Я не могу припомнить подобную историю в предыдущие годы. Румынский певец Mihai, который переволновался в первом туре и спел из рук вон плохо, вдруг назло врагам поет так, что его номер становится лучшим. С последнего места в первом туре к первому во втором! Вот что такое конкурс. Эта чудесная история станет хрестоматийной для «Новой Волны».
Между тем Наталья Гордиенко из Молдавии второй тур подряд выступает отлично, но в одном стиле этно-поп. Такое упрямство вызывает уважение, но явно срезает ей баллы жюри. Еще на полуфинале в Москве Гордиенко поразила всех своей сияющей артистичностью, ее вызвал к себе Крутой и долго о чем-то беседовал… И вот Гордиенко имеет все шансы на победу, но от нее требуется в третьем туре показать что-то иное. Забегая чуть вперед, скажу, что она все сделала правильно. Отпела с чувством и техникой поп-балладу и стала победителем «Новой Волны».
Но интересен не только результат, но и процесс. Песню «Иванэ, Иванэ!» кто только не исполнял. Прежде всего приходит на ум каноническое исполнение Софии Ротару. Гордиенко в своем любимом стиле этно-поп доводит ироническую историю до размаха едва ли не Кустурицы! Тут и пляшущие молдаване, и ухмыляющийся дед с барабаном – разве что кур по сцене Юрмалы не бегало. Но когда стало очевидно, что нужна стильная европейская поп-баллада, – Наталья Гордиенко спела ее безукоризненно. Вот он, профессионализм.
Влияния полезные и вредные
Но когда стало очевидно, что нужна стильная европейская поп-баллада, – Наталья Гордиенко спела ее безукоризненно. Вот он, профессионализм. |
Экстраполируя все эти душевные поп-посиделки на тишь да гладь шоу-бизнеса последних лет, все явственнее становится глубина провала в исполнительском искусстве нынешнего периода. Пожалуй, сравнить можно только с «ласковомайщиной» первой половины 90-х. До сих пор радиостанции отказываются крутить оригинальные записи тех лет – настолько они безграмотно записаны и спеты. Но тогда в поп-музыку ворвались харизматики, энтузиасты.
Теперь время продюсерских проектов. Вероятно, первая половина нулевых годов, испещренная зазубринами от бессмысленных «Фабрик Звезд» и тотальным медийным контролем репертуара, должна же когда-то закончиться. Уже понятно, что все вместе «фабриканты» и «народные артисты» не состоялись, что гора родила мышь. Редкие удачные проекты вроде «Фабрики» и «Корней» вполне могли бы сложиться и без громоздких медийных проектов! Зато концертная жизнь в стране превратилась в бесконечный плач профессиональных артистов о корочке хлеба.
«Новая Волна» в этом отношении задает ориентир. Это неважно, что все три наших девочки ничего не выиграли. Винокурова, Кочеткова и Новикова никогда не будут халтурно петь после такого конкурса, да и продюсеры уже не те. Эпоха поющих любовниц и фанерных «трусов», как ни странно, заканчивается. И продюсеры, как люди умные и расчетливые, уже поворачиваются к поющим профессионалам. Это незаметно пока по телеэкрану, но я вижу это в подспудных трениях, в результатах кастингов и даже просто в умонастроениях очень многих людей в большом шоу-бизнесе. Что-то начинает меняться.
Момент истины
Момент истины настал, конечно, с выходом Стиви Уандера. Его приезд не только работает на статус «Новой Волны», но и как-то запросто ставит все на свои места. Вышел, спел попурри из самых известных песен живьем… И все. Говорят, днем перед финальным концертом он на репетиции чуть не весь свой репертуар целиком исполнил, кайфуя и радуясь. И только строгий директор оттащил Уандера от любимых клавиш. Надо сказать, что на коротеньком миксе было заметно сразу, – человек получает удовольствие от своей музыки. И дай ему еще пару часов – он бесплатно отыграет для Юрмалы еще пару часов, лишь бы удовольствия было больше. Какой разительный контраст с большинством наших звезд! Какой унизительный для них контраст! Даже для великой Аллы Борисовны, которой ничего не стоило потребовать для себя те же 15 минут живого концерта со своими прекрасными музыкантами. Не потребовала. Не захотела кайфануть!..
Зато Алла Борисовна взяла другим. Щедростью. Вручила аж два именных приза. Собственно, совсем неважно, что каждые из этих 50 000 долларов все равно записаны в бюджете «Новой Волны» и несоизмеримы с ее гонораром за один вечер конферанса в Юрмале. Важен факт ее личного выбора. Потому что если вспоминать, то в 2006-м ее приз получило трио Jukebox (сейчас выступает на всех фестивалях), в 2005-м – Тина Кароль (востребованная на Украине певица). А теперь сравним со списком победителей тех же лет. Соответственно – La Rose (работает сейчас в ресторане) и Интарс Бусулис (забыт).
Выбор Пугачевой – казахский бойз-бенд Rin’Go и Marina из Польши. Про казахов Алла Борисовна напомнила историю, как она поверила когда-то в A’Studio. Логично – без ее поддержки и веры те никогда не стали бы звездами. Про загадочную Марину, получившую еще приз за третье место и контракт с Universal Music Germany и ставшую фактически вторым победителем «Новой Волны 2007», АБП ничего не сказала.
Зато сказала про волны шоу-бизнеса, в которых надо плыть и выплывать. Чем сейчас и предстоит заниматься победителям и конкурсантам. Как это надо делать наилучшим образом – показывают личным примером Алла Борисовна и Игорь Яковлевич.
Не знаю, многие ли обратили внимание на то, что «Новая Волна» впервые не стала местом для показушного пиара проектов АРСа? Дело даже не только в большом количестве выступающих артистов Первого канала. А просто в мелочах. Обошлось без вездесущей «Дискотеки Аварии», ни разу не сцене не появились Юрий Титов и Полина Гагарина (хотя у них только что вышли сольные альбомы, и наверняка Крутому очень хотелось)… Да и Дубцова не мельтешила. Вроде мелочи, а приятно.
Это говорит о том, что команда «Новой Волны» хорошо представляет себе уровень фестиваля. Говорит о ее адекватности и даже амбициозности по-хорошему.
А уж сравнивать с «Евровидением» ( сам это делал в колонке про прошлогоднюю «Новую Волну» ) или не сравнивать, – это неважно.
Был бы стиль и адекватность.
Результаты VI Международного конкурса молодых исполнителей популярной музыки «Новая волна 2007»:
Первый приз (50 000 долларов) – Наталья Гордиенко (Молдавия)
Второй приз (по 30 000) – Barselona (Украина) и Erglis (Латвия)
Третий приз (20 000) – Marina (Польша)
Специальный приз от Аллы Пугачевой (по 50 000) – Marina (Польша) и Rin’Go (Казахстан)
Приз от Юрмальской городской думы – Kostas Martakis (Греция)
Контракт Universal Music Germany – Marina (Польша)
Приз зрительских симпатий – Rin’Go (Казахстан)