Авторские колонки

19 июня 2007, 10:33

Сергей Кудрявцев: Упрощенные вещи

Так получилось, что я оказался даже в более выигрышном положении, нежели члены жюри фестиваля «Кинотавр». Я смотрел в кинотеатре фильмы «Простые вещи» и «Груз-200» вместе с обычными зрителями как бы на сдвоенном сеансе.

И, несмотря на то что первая самостоятельная работа Попогребского (ранее он сделал «Коктебель» с Борисом Хлебниковым) звезд с неба не хватает, разница между ней и одиннадцатой по счету картиной Балабанова – как между небом и землей.

Дело даже не в разительном отличии тематики и не в пресловутом противостоянии «светлухи» и «чернухи», хотя яростные сторонники «Груза-200» пытались и «Простым вещам» приписать мрачноватый мотив насчет эвтаназии, фактически возникающий лишь на обочине сюжета.

Честно говоря, и слухи о неописуемой шоковой патологии ленты Алексея Балабанова оказались явно преувеличенными, поскольку в ней вообще трудно что-либо воспринять как мало-мальски воздействующее. И прежде всего – из-за абсолютной неестественности, надуманности, плакатности происходящего.

Искусственная, сочиненная, ложная реальность изо всех сил выдается за подлинную, настоящую, единственно верную

Может, и не стоило бы сравнивать психологически точный в деталях, на удивление убедительный по нюансированной игре актеров (особо хотелось бы выделить Леонида Броневого, который является словно камертоном для всего повествования) фильм Алексея Попогребского и намеренно искусственный, пусть и неудачно – если не сказать беспомощно – выполненный, оказавшийся по своей сути агитационным опусом «Груз-200».

Это уже и не кино, а непонятно что, пустое место, ноль. «Груз 0». Однако развернувшиеся по поводу обеих картин подчас ожесточенные баталии в СМИ (но надо признать, что наиболее агрессивно насаждают свое мнение поклонники Балабанова) свидетельствуют, что эти произведения не являются лишь частными случаями.

А вольно или невольно выражают некие общие тенденции в современном российском кинематографе, который уже близко подошел к последнему пределу. Дальше – уже начинается область неискусства, профанации художественной реальности, бесстыдной идеологической манипуляции: «за» или «против».

И в этом, как ни странно, обнаруживается поразительная перекличка с методами и формами пропагандистского искусства тоталитарных режимов ХХ века – будь то советский или нацистский.

Когда смотришь «Груз-200», трудно отделаться от ощущения дежавю – что это, например, «Клятва» или «Суд чести», только навыворот. Персонажи, больше напоминающие оборотней, проповедуя с горящими глазами или гневно клеймя с экрана, проделали еще одну оборотническую трансформацию – и теперь служат якобы благородной и возвышенной цели автора по дискредитации без того уже прогнившего, превратившегося в труп коммунистического строя.

Но анекдотическая ненатуральность как в сюжете, так и в приметах времени, чрезвычайная упрощенность и именно плакатность режиссерского мышления, невероятно фальшивая игра актеров – все это сводит на нет предпринятые усилия по вбиванию осинового кола в окрашенную красным цветом страну под названием СССР.

Кадр из фильма «Груз-200»
Без смеха, явно не предусмотренного создателями «Груза-200» (а это как раз бы не помешало – но у Алексея Балабанова всегда было напряженно с чувством юмора), нельзя воспринимать недоделанный «идеологический трэш».

Вместо откровенного стеба или же более тонкого и изощренного издевательства над советским прошлым (тут больше сгодились бы серебряные пули, чтобы расправиться с неистребимым «призраком коммунизма») – жалкая кинолистовка, сварганенная кое-как, на скорую руку.

Однако антикоммунистическая идеология вообще застит глаза тем, кто восхищается этим фильмом. И они готовы объявить «Груз-200» единоличным борцом со всем отечественным и мировым «гламуром».

Более того – новым прорывом в искусстве, что пока что не понятно всем узкомыслящим и зашоренным, но со временем его ожидает широкое и восторженное признание. На самом же деле, Балабанов практически переступает ту грань, которую ныне немодный Николай Чернышевский определял как «эстетическое отношение искусства к действительности».

Искусственная, сочиненная, ложная реальность изо всех сил выдается за подлинную, настоящую, единственно верную. И если в Голливуде преуспели в создании компьютерной виртуальной действительности, то российские кинематографисты, будучи истинными наследниками и непосредственными выходцами из антиискусства социалистического реализма, сейчас пытаются сотворить некое подобие «виртуального соцреализма».

Главной его особенностью, роднящей с прежним «правильным способом художественного постижения реальности», оказывается типизация всего сущего.

Мы видим на экране не характеры, а обобщенные типы, упрощенные схемы, хоть и в человеческом обличье, пребывающие во вроде бы частной ситуации, которой специально приданы черты типических обстоятельств.

Так называемая «картина мира» действительно является назывной: как ее автор сам именует, таковой ее и следует воспринимать. Причем никакой иной (не заданной) интерпретации событий не может быть в принципе, потому что не может быть никогда. Но эта клонированная структура моментально разваливается, стоит лишь отклониться в сторону от насаждаемого образа мыслей.

Что, кстати, можно показать на примере другой ленты, параллельно произведенной той же компанией СТВ во главе с продюсером Сергеем Сельяновым.

Речь идет о дебюте «Кремень» Алексея Мизгирева (что-то все режиссеры стали у нас Алексеями!), заслужившего от своего вгиковского учителя Вадима Абдрашитова, председателя жюри на фестивале «Кинотавр», сразу две премии (а три приза и диплом достались вышеупомянутым «Простым вещам»).

Кадр из фильма «Кремень»
Кое-кто из критиков назвал «Кремень» нынешним «Братом-3», а точнее – «Антибратом». Другие же справедливо сопоставили с абдрашитовской картиной двадцатилетней давности – «Плюмбум, или Опасная игра», снятой по прозорливому сценарию Александра Миндадзе. Поскольку именно теперь настало «время плюмбумов», а не только «бумеров», в том числе – и в искусстве.

История про то, как молодой парень-дембель отправляется в Москву, где становится, хоть и не сразу, «крутым ментом», который будет заставлять всех, кто попадется под руку, играть в садомазохистскую игру под названием «помогай тебя простить», рассказана тоже упрощенно и схематично, порой даже жестче и кровавее, чем «Груз-200».

Но начинающий сценарист и режиссер, также прибегнув к помощи новодрамовца Юрия Клавдиева, еще пытается остаться в рамках былых парадигм и критериев, ищет по традиции «хорошее в злом человеке» и стремится показать, как зло проникает внутрь того, кто преисполнен благих намерений, которыми, разумеется, вымощена дорога в ад.

Однако трактовка этого ада, коим является, конечно же, сегодняшняя Москва, поразительно схожа с топорным и кондовым представлением «советских ужасов» образца 1984 года в произведении старшего коллеги.

Оба поступают как «творцы-плюмбумы», для кого подгонка действительности под свою облюбованную догму-болванку и усиленное навязывание всем остальным (а многие критики с удовольствием подключаются к этому своеобразному «изнасилованию публики») становится главной целью.

А кто не с нами – тот против нас.
И если враг не сдается, то его уничтожают.
Знакомо, проходили!

Вам может быть интересно

Украина запросила у Польши экстрадицию задержанного археолога Бутягина
Темы дня

«Золотые линкоры» Трампа разорят ВМС США

«Умение проектировать новые корабли утрачено американцами, и это видно на всех ныне реализуемых в ВМС США проектах» – так эксперты комментируют планы Дональда Трампа по созданию «золотого флота». Его основой станут линкоры нового класса, нескромно названные в честь американского лидера. Какими они будут и зачем американская администрация начинает заведомо нереализуемую программу?

Миф о «русской угрозе» заставляет Францию строить новый авианосец

Почти полтора десятка лет и не менее десяти млрд евро – такими, как ожидается, будут затраты Франции на строительство нового атомного авианосца. Почему потрепанный «Шарль де Голль» больше не устраивает французские ВМС, каким они хотят видеть новый корабль подобного класса – и причем здесь европейский миф о «русской угрозе»?

Эксперты: «Золотой флот» Трампа столкнется с принципиальной проблемой

Политолог объяснила желание Зеленского поменять даты праздников на Украине

Европейцев призвали не заказывать подарки на Рождество в Китае

Новости

Цена российской нефти Urals упала до 34 долларов за баррель

Стоимость российской экспортной нефти марки Urals резко снизилась до около 34 долларов за баррель, что стало прямым сигналом влияния американских санкций на энергорынок России, пишет Bloomberg.

Названы лидеры по гонорарам среди артистов на новогодних корпоративах

Самыми высокооплачиваемыми артистами на новогодних корпоративах в этом году стали группа «Ленинград» и Филипп Киркоров, чьи гонорары начинаются от 20 млн и 12 млн рублей соответственно.

Поддерживаемая США группировка атаковала армию Сирии в Алеппо

Столкновения между армией Сирии и поддерживаемой США курдской группировкой привели к жертвам в Алеппо и помешали реализации интеграционного соглашения, сообщает Bloomberg.

Госдума увеличила штрафы за навязывание дополнительных услуг

Депутаты Госдумы приняли во втором и третьем чтениях законопроект об увеличении штрафов за навязывание потребителям дополнительных товаров и услуг.

ВС России нанесли массированный удар возмездия по Украине

В ответ на террористические атаки Киева по гражданским объектам на территории России утром во вторник ВС России нанесли массированный удар высокоточным оружием большой дальности наземного и воздушного базирования, в том числе аэробаллистическими гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» и беспилотниками по предприятиям военно-промышленного комплекса (ВПК) Украины и обеспечивающим их работу объектам энергетики.

Эксперты представили политические итоги 2025 года

Социальная архитектура стала символом 2025 года и ключевым инструментом развития государства. Самыми заметными событиями года можно назвать переговорный процесс России и США, а также празднование 80-летия Победы. К таким выводам пришли участники круглого стола Экспертного института социальных исследований и ВЦИОМ на тему: «Политические итоги 2025 года».

Освобождены днепропетровская Андреевка и харьковская Прилипка

Подразделения группировки «Восток» продолжили продвижение вглубь обороны противника и освободили Андреевку Днепропетровской области. А группировка «Север» взяла под контроль Прилипку в Харьковской области.

МИД Китая ответил Зеленскому на угрозы ввести санкции

Китай выразил несогласие с угрозами Киева ввести санкции против китайских граждан, подчеркнув важность соблюдения международного права, заявила фициальный представитель МИД КНР Линь Цзянь.

В Кремле сообщили о возвращении 167 тыс. ветеранов из зоны СВО

Из зоны проведения специальной военной операции вернулись порядка 167 тыс. ветеранов боевых действий, заявил начальник управления президента России по общественным проектам Сергей Новиков.

Миндич отказался возвращаться на Украину и покидать Израиль

Бизнесмен Тимур Миндич, связанный с Владимиром Зеленским, не планирует возвращаться на Украину, предпочитая оставаться в Израиле из-за удобств гражданства, пишет издание «Украинская правда», чей журналист пообщался с Миндичем.

ЛДПР предложила ввести льготы за большой стаж работы

Депутаты Госдумы от фракции ЛДПР предложили ввести статус ветерана трудовой деятельности для граждан с трудовым стажем от 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Росприроднадзор ответил на обвинения финнов в миграции волков из России

Рост численности волков отмечен не только в европейской части России, но и в других странах Европы, а обвинения в миграции хищников названы Росприроднадзором необоснованными. Об этом заявил советник руководителя ведомства Амирхан Амирханов.
Мнения

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.

Игорь Мальцев: В России нет «потерянных» поколений

В критических условиях в молодежи проявляются лучшие черты русского характера. Какое «потерянное поколение»? Какое по счету? Пустые это разговоры.

Ирина Алкснис: «Прямая линия» Путина стала обязательной частью новогодних праздников

Гордость за наше прошлое, оптимизм по поводу настоящего России и уверенность в будущем страны – главные составляющие позиции Путина и как президента, и как гражданина, и как человека.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов