Чем дело кончилось с украинскими выборами? Кто победил, а кто проиграл? В чьих руках будет власть? Приблизили выборы завершение кризиса или, наоборот, углубили кризис? «Дай ответ – не дает ответа», как писал один классик русско-украинской литературы.
Формальный победитель – Партия регионов, она получила больше голосов, чем любая другая партия. Однако этого слишком мало, чтобы сформировать собственное правительство, даже с младшими партнерами.
Никакого коллапса, кроме полного паралича государства и явной несостоятельности Украины как нации
Явный успех сопутствовал блоку Юлии Тимошенко, поддержка которого возросла с четверти до трети украинских избирателей. Это дает основания полагать, что именно Тимошенко сейчас вновь займет пост премьер-министра. Однако ее правительство не будет слишком устойчивым, так как сумма мест в парламенте у обоих оранжевых блоков лишь на пяток мандатов больше половины. А значит, большинство может рухнуть в любой момент.
Блок Виктора Ющенко и Юрия Луценко «Наша Украина – Народная самооборона», казалось бы, в аутсайдерах – у него депутатов в два с лишним раза меньше, чем у БЮТ, не говоря уж о ПР. Однако и НУ-НС можно считать победителем – в том смысле, что в его руках ключ к созданию коалиции. Обойтись без него можно было бы только в том случае, если договорятся БЮТ и ПР. А как они могут договориться, если в кабинете премьер-министра может быть только один хозяин?..
Притом в этом треугольнике у каждых двух вершин есть причины дружить против третьей. Ющенко и Тимошенко – партнеры по оранжевой революции, в которой они боролись против Виктора Януковича. И дело тут не только в совместном боевом прошлом, но и во вполне конкретных политико-экономических интересах.
Янукович и Ющенко весьма напряженно смотрят на устремленную вперед и вверх Юлию Тимошенко. Поскольку она – единственный на Украине политик (остальные игроки скорее бизнесмены от политики, которым политические методы глубоко чужды), она может просто раздавить своих бледных визави.
И даже у Тимошенко и Януковича есть общая база для нехорошего отношения к Виктору Ющенко. Попытки украинского президента вернуть себе полномочия, отнятые у него конституционной реформой 2005 года, равно не нравятся обоим претендентам на пост премьера. Кому же хочется обесценивать значение кресла, которое он (она) стремится занять?..
Янукович и Ющенко весьма напряженно смотрят на устремленную вперед и вверх Юлию Тимошенко |
Не удивительно, что все украинские, российские и зарубежные аналитики в один голос обещают, что устойчивого правительства не получится. Чисто оранжевая коалиция будет балансировать на грани – и в любой момент может лишиться большинства. «Большую коалицию», сколько бы элементов в ней ни было, будут раздирать противоречия, а потом устоять ей будет трудно.
К тому же и у БЮТ, и у Партии регионов есть возможность в любой момент распустить Верховную раду: в каждой из этих фракций состоит более трети депутатов парламента. А значит, сложение ими мандатов автоматически приведет к прекращению полномочий парламента и назначению новых выборов…
Нет, политической определенности прошедшие выборы не прибавили. И национальный консенсус не породили. И даже олигархический бизнес, который держит в своих руках реальные рычаги управления страной, ничего не может сделать. Хотя ему, бизнесу, эта суета явно надоела – и хочется вернуться во времена Кучмы. Но «родить обратно» оранжевого змея не получается.
Зато, как говорят нам апологеты оранжевой идеи, на Украине – демократия! Пир демократического духа. И при этом экономика, вроде бы, сильно не пострадала. И люди как-то живут. Нет ни разрухи, ни анархии. А что растут цены на продовольствие – так они и в России растут.
Всё это верно. Никакого коллапса. Кроме, разве что, полного паралича государства и явной несостоятельности Украины как нации. Так было бы чего терять: там ведь и не было ни государства, ни нации. Вопрос в том, хотим ли мы, чтобы и у нас их не было?
Впрочем, на него Россия уже ответила. Сложнее определиться, как быть с соседом. Самым популярным лозунгом после оранжевой революции было «невмешательство в украинские дела». Мол, не влезали бы в предвыборные расклады, так и не была бы оранжевая революция антирусской.
На сей раз Россия, в общем, последовала этим советам. Сколько-нибудь заметного российского участия в эту кампанию не наблюдали даже самые ярые москалеборцы. И что? Первым делом, как только прошли выборы, зазвучали привычные тирады о «руке Москвы», которая задирает цены на газ, чтобы повлиять на формирование правительства.
Так что, не надо иллюзий: у «национально свiдомой» украинской элиты всегда сыщется враг на востоке – независимо от того, будет Москва что-то делать или нет. Поэтому весь вопрос в том, нужна ли России Украина.
По-моему, вопрос – риторический.