Лет 30 назад считалось, что если исполнитель заполучит хоть одну песню Пахмутовой или Добрынина, то ему гарантировано попадание в телерадиоэфир и даже – при удачном стечении обстоятельств – большая народная любовь. Стереотип был весьма силен. И имел полное право на существование, потому что редакторы музыкальных программ телевидения и радио были абсолютно немеркантильны на нынешнем фоне. И с куда большим почтением относились к песням известных советских композиторов, нежели к сочинениям непризнанных гениев и вчерашних школьниц. Достаточно напомнить имя Юлиана, который без особых спонсорских вливаний стал известен всей стране, удачно спев несколько песен авторского тандема Пахмутова – Добронравов.
По нашим законам все права на песню имеют ее авторы в составе композитора и автора текста
Одна знакомая певица, ныне бросившая эстраду и удачно вышедшая замуж за гражданина благополучного европейского государства, рассказала мне о своих впечатлениях от визита к одному из тех «светил» отечественного шоу-биза 80-90-х. Престарелое светило, выяснив вопрос отсутствия/присутствия денег у молодой певицы, немедленно залез к ней под юбку. И, получив пощечину, сильно ругался: «Ты что же, пришла без денег и смеешь еще мне пощечины давать? Да ко мне очередь из таких, как ты!»
Нынешнее поколение успешных «зонграйтеров» уже практически не интересуют интимные отношения со своими потенциальными протеже. Время другое. Прагматичный подход диктует только такую дилемму: деньги или еще большие деньги. Еще большие в том случае, если у исполнителя нет финансовой возможности поставить будущий трек в коммерческую ротацию. Если имя автора засветится голубыми буквами в титрах прайм-тайма Первого канала, цена падает немедленно.
При нынешнем состоянии российского рекорд-бизнеса такой подход означает, что новый альбом исполнителя, целиком и полностью написанный успешным автором, никогда и ни при каких условиях не «отобьет» затраты на гонорар автору песен и студийную запись.
Как же выходят из явно системного тупика исполнители и авторы? Выходят разумно. Исполнители больше не пишут альбомов одного автора и берут одну-две песни именитого «зонграйтера» на альбом. А именитые авторы создают продюсерские центры имени себя, в которые принимают на работу «негров» для сочинения песен в оптовых количествах.
Стоимость песни авторства Виктора Дробыша – от 10 до 50 тыс |
Получается весьма рачительно для обеих сторон процесса. Стоимость песни авторства Виктора Дробыша – от 10 до 50 тыс. долларов. А стоимость песни не-Дробыша – не более 3-5 тысяч. При этом деньги исполнителя не уплывают на сторону, а попадают в карман тому же Дробышу. Свои люди – сочтемся.
На недавней презентации новой пластинки «Мама, не звони…» группы «Диамант» я спросил у продюсера Алексея Мускатина, отчего в его творчестве так много римейков. Конечно, не с целью получить тот же ответ, что получила одна ростовская журналистка от Филиппа Киркорова. Но с целью понять, отчего в репертуаре востребованной поп-группы столько много цитат и каверов на популярные мелодии диско 80-х. К чести именитого продюсера, он стал отвечать подробно и аргументированно. По мнению Мускатина, золотой фонд хитов 80-х годов явно недооценен и превосходит по композиторскому качеству современные произведения. Следовательно, использование того потенциала должно расцениваться как бережное отношение к культуре и донесение до тинейджеров зерен лучшего из творческого наследия последних десятилетий, прежде всего диско-музыки.
Действительно, обильное цитирование в альбоме «Мама, не звони…» мелодий и интонаций групп «Мираж», Ricci e Poveri, раннего Агутина, Л. Сенчиной, Тото Кутуньо удивляет. И обратите внимание на пресловутое авторство: ни одной песни именитого сочинителя, если не считать таким известную блатную шансонье К. Голицыну. Осмелюсь предположить, что реальные причины отсутствия громких имен среди авторов альбома – все же причины материального характера. И группа «Диамант» решает проблему авторства самым изящным способом, беря за основу переработки известных композиций прошлых лет. Людмилу Сенчину в песне «По камешкам» на стихи Н. Рубцова ей, конечно, перепеть не удалось. Но общее мажорное ощущение от диско 80-х воссоздать отчасти получилось.
Позволю себе лирическое отступление о Сенчиной. Мало кто знает, что песню «Любовь и разлука» Исаак Шварц и Булат Окуджава написали специально для нее. Однако в саундтреке кинофильма «Нас венчали не в церкви» пела другая певица, потому что авторы фильма сочли голос Сенчиной слишком узнаваемым. Зато Сенчина пела его на всех концертах, и с огромным успехом. И уже много позже Александр Малинин, музыкант бывшего мужа Сенчиной Стаса Намина, дал с позволения певицы романсу «Любовь и разлука» вторую жизнь на фестивале «Юрмала-88».
Так вот, российское авторское право вообще удивительная штука. По нашим законам все права на песню имеют ее авторы в составе композитора и автора текста. Тот факт, что исполнитель является не только соавтором при исполнении произведения, но и зачастую решающим фактором популярности или безвестности песни, авторское право вообще не учитывает. Категорически не учитывает. Авторские права исполнителя защищены, но они бледны перед правами авторов песни. На практике получается, что авторы получают деньги за любое появление песни в эфире в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Исполнители же за появление песни в эфире сами платят. Такое вот распределение обязанностей.
Старт сольной карьеры Влада получился, тем не менее, противоречивым |
Теперь отец Влада Михаил Генрихович формально передал бразды правления проектом «Влад Топалов» именно этим ребятам. И новый альбом выглядит весьма цельным по саунду.
Старт сольной карьеры Влада получился, тем не менее, противоречивым. Массу слов Топалов говорил про ценность англоязычных песен в российском шоу-бизе. Говорил как мне лично, так и зрителям на презентации альбома в пафосном «Дягилеве». Каково же видеть на новом альбоме две трети песен на… русском языке?!
С другой стороны, единое авторство позволяет не ломать голову над приведением стилистики альбома в единое цельное состояние. «Одинокая звезда» вышла сбалансированной красивой игрушкой, и кое-какие песни из этой игрушки непременно украсят ротации радиостанций.
А вот группа «Премьер-министр», выпустив макси-сингл с благоразумным названием «8 Марта» (если вдруг проиграют суд за название, всегда можно отговориться своим первоначальным названием «8 Марта»), пошла проторенной дорожкой. Непременная «Девочка с Севера», только теперь с Алексеем Гоманом, немного этнического материала, немного классического – «Как много девушек хороших»… Мощный хитмейкер Ким Брейтбург дал в альбом задорную «Детям до шестнадцати». А главный хит «Беги за ней» принадлежит Тарасу Демчуку, постоянному автору артистов FBI-music, ставшему теперь солистом нового «Премьер-министра».
Исполнители ищут талантливых авторов. Авторы ищут богатых исполнителей.
Иногда в непростой реальности нынешнего шоу-бизнеса эти две стороны встречаются, из их встречи высекается хит. И мы ходим по улицам, напеваем эту песенку.
Но чаще они не встречаются. Почему? Я и попытался дать в сей колонке очертания одного из чертовски сложных ответов на этот элементарный вопрос.