Авторские колонки

31 марта 2006, 10:43

Вадим Пономарев: Подводные камни «Фабрики звезд»

«Фабрика звезд» популярна не потому, что все зрители хотят тоже стать звездами. И не потому, что Первый канал на кнопке пульта всегда первый. А из-за того, что лицензионный продукт «Star Academy» неожиданно очень точно лег в мифологическое представление отечественного зрителя о том, как на самом деле «получаются» звезды эстрады.

Ведь что думает обычный зритель, не посвященный в реальные механизмы отечественного шоу-бизнеса? Скорее всего, в его голове удивительный микс представлений, включающий в себя прямо противоположные вещи: от уверенности в том, что артист должен всегда выглядеть красиво и петь задорно, до убеждения в абсолютной продажности и проституточности шоу-бизнеса и всех его героев от мала до велика.

Проект «Фабрика звезд» очень умело реконструирует обывательские по сути представления. Отобранных 17-20-летних подростков ввергают на глазах зрителей в состояние подогретого эфиром пластилина. Лепка человеческого пластилина на подсознательном уровне ассоциируется как с появлением красивой скульптуры на материальном уровне, так и с податливостью-проституированием на уровне духовном.

Отобранных 17-20-летних подростков ввергают на глазах зрителей в состояние подогретого эфиром пластилина

Лепят при нас, при зрителях. По сути, обращая нас в соучастников-подельников. Подчеркивая тот очевидный для обывательского сознания факт, что артист поет всегда для того, чтобы понравиться публике. Понравился вон тот кусок пластилина – кинь в кассу монетку в виде платной SMS-ки.

Виктор Дробыш, ставший продюсером нынешней шестой «Фабрики звезд», откровенен как никто: «Я сейчас, как в магазине, – ищу пластилин и выбираю самый хороший, дорогой и красивый».

Хочу обратить внимание еще на один важный факт, который играет роль в популярности именно «Фабрики звезд», а не, скажем, аналогичного по сути проекта «Народный артист». Короля играет свита. Так вот, формат «Star Academy», в отличие от формата «Pop-idol», подразумевает приглашение и совместные дуэты с уже состоявшимися звездами. Лучше говорить проще: со звездами. Не стоит останавливаться на мотивации, зачем вообще звездам выступать с малоизвестными, плохо поющими мальчиками и девочками. Важнее следствие. Происходит лепка пластилина с немедленной сертификацией товара. Только что парень мучался с сольфеджио, и уже поет дуэтом с Киркоровым. Какова декорация!

Звездная декорация нужна как раз для того, чтобы приблизить телекартинку к представлению зрителя о шоу-бизнесе. Вот девочка накрасилась спонсорской косметикой, вот она проституировалась (условно говоря) до песенки «А тому ли я дала?», и тут же – непосредственный победный результат. Девочка стоит на сцене и поет с Аллой Пугачевой. Эффектно? Безусловно.

Формат «Star Academy» подразумевает приглашение и совместные дуэты с уже состоявшимися звездами (www.1tv.ru)

Вот что говорит известный продюсер Евгений Фридлянд: «Сам формат конкурса для нынешнего телевидения малоинтересен. Посмотрите, какие рейтинги у реалити-шоу ТНТ. Конечно, «Фабрика звезд» как смесь разных жанров от конкурса до реалити более зрелищна. За конкурсантами следят миллионы людей, в прайм-тайм выходного дня показывается шоу со звездами эстрады – рейтинги обеспечены. Событие обсуждается не только поклонниками «Фабрики звезд», но и поклонниками конкретной звезды. Аудитория расширяется в несколько раз».

Это потом уже наивный зритель будет крутить радиоприемник и вопрошать: «А куда же делся(ась) победитель(ница) такого замечательного проекта? Он(а) же с самой Пугачевой пела!»

Но после телепроекта начинается реальная жизнь. Выпускники шоу, выброшенные в холодные волны реального шоу-бизнеса, сталкиваются с самыми обычными проблемами любого публичного человека. Как найти инвестора для записи альбома? Как выбрать невороватого продюсера-директора? У кого купить такие хиты, которые возьмет в ротацию великое и ужасное «Русское радио»?

Только у этих ребят будет еще одна большая проблема. При подписании контракта на участие в «Фабрике звезд» они обязаны выступать и записываться только на указанном в контракте лейбле. А этот лейбл почти наверняка не будет гореть желанием тратиться на запись и раскрутку. Стало быть, придется найденному вдруг стороннему инвестору выкупать за круглую денежку бывшего фабриканта из лап ленивого владельца. Так что умножайте искомую для карьеры сумму как минимум вдвое.

Тяжела и неказиста жизнь фабриканта после «Фабрики». Однако рвутся, рвутся туда юные герои. И их можно понять. Стоимость мелькания их лиц в прайм-тайме Первого канала (в денежном выражении) больше, чем зарабатывает среднестатистический россиянин за целую среднестатистическую жизнь.

На «Фабрику звезд – 6» пришла совсем уж разночинная публика. Добрая половина фабрикантов – откровенные «селфмейдеры», бедные пробивные подростки, жаждущие славы и признания. Другая половина – люди с аргументами за пазухой. В этом смысле ситуация в «Звездном доме» мало чем отличается от обстановки в фильме Эльдара Рязанова «Гараж». И по мере развития событий мы будем узнавать все новые драматические подробности, затягивающие зрителя в водоворот интриг и слухов.

Все как у больших.

Все фабриканты всегда поют только под запись своего вокала (www.1tv.ru)

Проблема Первого канала в том, что ему достались не слишком профессиональные звезды. Поясню, в чем дело. Запись отчетных концертов, которые идут теперь по субботним вечерам, происходит в удобном павильоне Останкино. Для живого звучания артистов с аккомпанирующим составом в сборном концерте он действительно не оборудован. Но для выступлений под «минусовую» фонограмму с живым голосом артистов – вполне удобен. Более того, в 70-е и 80-е годы при Советской, извините, власти в нем все прямые телеэфиры так и делались. А теперь – нет. В чем дело? Артисты не готовы, звезды не хотят.

Для сравнения возьмем ситуацию с самым популярным шоу Star Academy на французском телеканале TF1. Приглашенные звезды, как и сами фабриканты, поют там всегда в живом звуке. В результате зритель сопереживает каждой вокальной неудаче героя шоу и может сравнить уровень мастерства признанных звезд и только-только появившихся в эфире подростков. И если вдруг фабрикант «перепевает» вдруг приглашенную звезду, этот случай становится поводом для многочисленных пересудов в форумах и даже газетах.

Ничего подобного на российской «Фабрике звезд» никогда не было. Все фабриканты всегда поют только под запись своего вокала, а приглашенным звездам предоставляется выбор – петь живым голосом или под фонограмму. Увы, чаще всего звезды отечественной эстрады предпочитают фонограмму (вернее, дабл-трек, что суть одно и то же).

И ситуация самовоспроизводится. Большинство бывших фабрикантов по окончании проекта вообще не поют на своих концертах живым звуком. Объяснения поражают своей парадоксальной метафизичностью, от «Вы знаете, сколько у нас концертов в месяц?!» до «Мы ездим по совершенно необорудованным Домам культуры». Словно лет пятьдесят назад, когда немногочисленные советские звезды ездили куда чаще и пели вживую в тех же самых ДК, аппаратура в них была лучше. Конечно, объяснения от лукавого. На самом деле эстрадный непрофессионализм самовоспроизводится.

Виктор Дробыш очень хотел стать единоличным продюсером «Фабрики звезд». И он стал им. У меня нет сомнений, что Виктор, поднаторевший в адаптации западных хитов на русское ухо, научит фабрикантов самому главному. Быть востребованным в любой ситуации. Более того, мне кажется, что именно Дробыш может донести до молодых людей эту наиважнейшую для выживания мысль в максимально сконцентрированной и доступной для подростков форме. Чего не могли себе позволить статусная Алла Пугачева или внесистемный бунтарь Александр Шульгин.

Дробыш – может.

А вот принесет ли это знание счастье светящимся в эфире юным лицам – серьезный вопрос. Потому что большие артисты всегда сочиняли для себя уставы сами. Чего по определению не могут себе позволить самые прекрасные, глянцево красивые и шикарно проституированные выпускники «Фабрики звезд».

Вам может быть интересно

Силы ПВО сбили две ракеты и 27 дронов над Курской областью
Темы дня

Мемуары Меркель станут неприятным сюрпризом для Зеленского

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Зеленский сделал из нее «козла отпущения» из-за саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году. Своим взглядом на украинский кризис и разногласия России с НАТО Меркель делится в мемуарах «Свобода». По мнению экспертов, всю правду Меркель в книге не расскажет, но главное ее высказывание касается российского «Северного потока».

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Песков объяснил, почему ранее не было известно о разработке «Орешника»

Немецкий политолог назвал главную фразу из мемуаров Меркель, касающуюся России

Эксперт: После испытания Россией «Орешника» Зеленский не контролирует свои слова

Новости

Стало известно об отставке командующего группировкой войск «Юг»

Генерал-полковник Геннадий Анашкин снят с должности командующего группировкой войск «Юг», сообщают СМИ.

Посол Ирана потребовал наказать полицейских Казани за задержание студентов

Посол Ирана в Москве Казем Джалали выразил недовольство задержанием иранских студентов после драки в Казани и настаивает на наказании виновных полицейских, следует из сообщения дипломата в соцсети.

Шарий заявил об отъезде сотрудников посольств США и Британии из Киева

Сотрудники американского, британского, французского и немецкого посольств выехали за пределы Украины, сообщил украинский блогер Анатолий Шарий.

Залужный допустил прорыв фронта после 2027 года

Украинский посол в Лондоне и бывший главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный заявил о возможном прорыве фронта в украинском конфликте после 2027 года.

Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы

Российская баллистическая ракета «Орешник» способна достичь любого города в Европе менее чем за 20 минут, сообщила газета Daily Mail.

Захарова обвинила Францию в желании «добить» Украину

Слова министра иностранных дел Франции Жан-Ноэля Барро о разрешении ударов дальнобойными ракетами по российской территории ведут не к поддержке, а к «добиванию» Украины, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Внук Пугачевой начал зарабатывать на каверах российских хитов в США

Внук певицы Аллы Пугачевой Никита Пресняков начал гастролировать по США с кавер-версиями российских хитов 2000-х, пишут СМИ.

Американский эксперт заявил об ужасе на Западе после удара «Орешником»

Западные политические и военные круги охвачены ужасом после удара российской ракеты «Орешник» по военному объекту ВСУ, заявил американский военный эксперт Уилл Шрайвер.

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска, атакой не причинено серьезного ущерба, пострадавших нет, сообщил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий.

Военкор Коц опроверг удар по командному пункту в Курской области

Военный корреспондент Александр Коц заявил об отсутствии потерь на командном пункте в Курской области, опровергнув слухи о якобы гибели 500 корейских солдат и руководства группировки «Север».

В ЕК прокомментировали санкции США против Газпромбанка

Европейский союз (ЕС) наблюдает за эффектом от санкций США против Газпромбанка, сообщили в Еврокомиссии (ЕК).

Рогов: СБУ засекретила информацию об ударе ракеты «Орешник» по «Южмашу»

Служба безопасности Украины оцепила «Южмаш» в Днепропетровске после удара ракеты «Орешник», а Запад ошеломлен ее появлением у России, заявил председатель комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета, сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?